В Национальном аэропорту Минск прошла акция «День журналиста»
Ежедневно таможенную границу Евразийского экономического союза в Национальном аэропорту Минск пересекают 5 тыс. пассажиров.
Здесь садятся и взлетают 67 самолетов, оправляются тонны грузов и почтовой корреспонденции. Что везут в чемоданах минчане и гости из-за рубежа, легко ли найти в багаже спрятанные наркотики, какие письма и посылки шлют по почте люди, выясняли корреспонденты агентства «Минск-Новости».
В прошлом году в аэропорту начал работать новый пункт пропуска для пассажиров, вылетающих за пределы Евразийского экономического союза. Обновленная инфраструктура и технические новинки ускоряют и делают более комфортным процесс таможенного контроля. Пассажир, отправляющийся за границу, прибывает в аэропорт и первым делом идет к стойке регистрации.
После того как он зарегистрировался на рейс, его чемоданы уезжают по конвейерной ленте из общего зала. Уже в служебных помещениях багаж проходит проверку. Сначала через систему радиационного контроля. Оборудование реагирует на малейшие отклонения от нормы.
– У нас случаев перевозки источников радиационного излучения не было, но попадались предметы с повышенным радиационным фоном, – рассказал начальник таможни «Минск-2» Андрей Михалькевич.
Затем чемодан сканируют. Пассажир еще только входит в зону таможенного контроля, а сотрудник уже видит на мониторе его паспортные данные и то, что лежит у него в багаже. Металлические предметы окрашены в синий цвет, органика – в темно-зеленый и оранжевый. Техника указывает на области, которые вызывают подозрение, напоминают взрывчатые вещества, взрывные устройства, оружие.
Андрей Владимирович показывает недавнюю находку – пистолет Маузера. Эксперты установили, что он безопасен – это всего лишь муляж, который не может быть использован как огнестрельное оружие. Его вернут владельцу, который уже улетел домой.
На вооружении у таможенников также газоанализаторы. Этот небольшой прибор покажет, есть ли на руках или на сумке следы взрывчатки, наркотических и психотропных средств. Для того чтобы вынести вердикт, нужно всего пару минут. Высветилась надпись «Нет тревоги» – значит, все чисто. А вот числовой код указывает, какое именно вещество обнаружено.
Личный таможенный досмотр пассажира в аэропорту Минск проводится редко: не более 20 случаев в год. Таможенники к нему прибегают только тогда, когда есть серьезные основания считать, что человек что-то скрывает. Гораздо чаще применяется осмотр с использованием технических средств таможенного контроля. От рентгеновского досмотрового аппарата ничего не утаить. Он видит даже то, что у человека внутри. В 2013 г. был задержан «глотатель», у него в желудке находилось 600 г наркотика.
По словам Андрея Михалькевича, есть у этого аппарата еще одна особенность.
– Он хорошо идентифицирует язву и предъязвенное состояние. Было несколько случаев, когда у пассажиров на этом оборудовании обнаруживали такие заболевания желудка, – пояснил он.
Пока в недрах аэропорта багаж вылетающих проверяют сканеры, сами пассажиры с посадочными талонами двигаются к зеленому или красному коридорам. Начальник отдела таможенного оформления и контроля Дмитрий Пащенко советует: если сомневаетесь, какой коридор выбрать, идите по красному. Это самая правильная линия поведения в любой стране, которая убережет от случайных таможенных нарушений. И обязательно интересуйтесь правилами, которые действуют в стране, куда собираетесь лететь. Например, из Египта нельзя вывозить ракушки и кораллы. В этой стране эти дары моря – национальное достояние.
Не стоит забывать требования и белорусской таможни. Обязательному письменному декларированию подлежат багаж весом более 50 кг и стоимостью более 10 тыс. евро, наличные денежные средства свыше 10 тыс. долларов, алкогольные напитки больше 3 л. Стоит отметить, что спиртного максимум можно ввезти 5 л. Из них 2 л облагаются таможенной пошлиной. За них придется заплатить 20 евро (по десятке за литр независимо от градуса напитка) плюс еще 5 евро за таможенное оформление. Весь алкоголь больше 5 л задерживается таможенными органами до принятия решения о его реализации либо уничтожении.
Внимательными надо быть пассажирам с лекарствами. Если вам необходимо принимать, например, сильные обезболивающие, то при себе надо иметь рецепт либо выписки из медкарты с диагнозом. Препараты должны быть в заводской упаковке. Россыпь таблеток точно вызовет подозрение при пересечении границы.
Вместе с людьми службу на таможне несут 5 служебных собак.
Для поиска наркотиков кинологи отбирают животных с хорошо выраженным инстинктом добычи, которые любят играть в мяч. Порода не важна – хоть миниатюрный йоркширский терьер, хоть крупная овчарка. Собаки наркотики не пробуют. Их сначала учат искать мяч, потом к нему подкладывают вещество, которое в будущем надо будет находить по запаху. Навык нарабатывается в зависимости от породы и характера минимум 3 месяца. Дальше дело идет быстрее. Постепенно собака узнает, как пахнет гашиш или кокаин. Через месяц тренировок она уже распознает новый запах. В работе сотрудников таможни важна не только современная техника, но и опыт. В этом мы убедились лично. Нам представилась возможность самим досмотреть багаж пассажира и попытаться найти запрещенные ко ввозу предметы.
Чемодан прошел через сканер, вроде все нормально.
На помощь к нам пришла служебная собака. Обнюхав багаж, овчарка села: в чемодане есть наркотики.
Теперь нас ждал увлекательный квест: найти, в чем именно спрятан дурман. Может, в одежде, конфетах, упаковке влажных салфеток или табака для кальяна, лекарствах, флакончиках с косметикой, мягкой игрушке, видеокамере, зефире… Каждую вещь надо внимательно осмотреть, дать понюхать еще раз собаке или отправить в сканер. И вот удача – к нашему большому удивлению, не вызвавшее никакого подозрения лакомство оказалось тайником для наркотика. Он лежал между половинками зефира.
После бесплодных попыток журналистов найти еще две закладки с наркотиками сотрудники таможни сжалились над нами. Оказалось, они были спрятаны в видеокамере в отделении для кассеты и под обшивкой чемодана.
Контрабандисты весьма изобретательны. Где только не доводилось таможенникам находить элементы оружия и наркотики: в книгах, дисководе, баночке с солью.
В качестве тайника используют шариковые ручки и яблоки.
Целые пистолеты обматывают фольгой, наивно полагая, что она замаскирует оружие, а детали кладут вместе с подстаканниками и дыроколами.
Много интересного таможенники находят в почтовых отправлениях: старинные монеты, прицел боевого оружия, нож, топор, наручники, семена конопли…
На территории аэропорта работает учреждение международного почтового обмена РУП «Белпочта». Сюда попадают отправления, которую доставляют самолетами в Беларусь из разных уголков мира.
В терминале лежат десятки мешков с коробками, пакетами, свертками. Сотрудники почты работают круглосуточно.
На обработку почтовых отправлений тут уходит 1-2 дня, за день взвешивают, сверяют данные с документами, составляют перечни на 6–9 тыс. почтовых отправлений.
Затем с ними работают таможенники. Их досматривают на рентген-аппаратах. Если с посылкой все в порядке, адресат не превысил месячные лимиты по весу и сумме, а вес отправления совпадает с указанным в документах, то после рентгена ее возвращают почтовому оператору, который сортирует почтовые отправления и доставляет их адресату.
Но если есть подозрения, посылку направляют на ручной таможенный досмотр. В качестве примера начальник отдела таможенного оформления и контроля Алексей Сидорович продемонстрировал посылку. В ней мобильный телефон. А на упаковке написано, что это медиаплеер. В итоге стоимость занижена в 7 раз. По словам заместителя генерального директора по развитию РУП «Белпочта» Юрия Изюмова, в 2016 г. на территории аэропорта заработает новый терминал по обработке авиапочты.
За счет строительства нового модуля планируется увеличить производственные площади более чем на 1500 м², на которых будет осуществляться обработка и таможенное оформление всей входящей международной авиапочты. Также ожидаются изменения в структуре грузового комплекса Национального аэропорта Минск.
– Большие объемы грузов перемещаются сегодня воздушным транспортом. Аэропорт превращается в международный хаб – пункт международного транзита и трансфера. Определенные шаги делаются в создании новой инфраструктуры (организационной, архитектурной), в том числе с учетом требований таможни осуществляется техническое перевооружение на грузовом направлении, – добавил начальник таможни «Минск-2» Андрей Михалькевич.
Ведется работа по внедрению электронного документооборота при перемещении авиационных грузов.
Фото Сергея Лукашова