В основу сюжета фильма «Два билета на дневной сеанс» легло громкое уголовное дело. Почему детектив завоевал народную любовь
В 1967 году фильм «Два билета на дневной сеанс» посмотрели в кинотеатрах свыше 35 млн зрителей. Почему детектив завоевал народную любовь и не теряет актуальности сегодня — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
О чем кино
Работник отдела по борьбе с хищениями социалистической собственности (ОБХСС) Алёшин внедряется в коллектив лаборатории полимеров на одном из промкомбинатов. Руководство предприятия подозревают в кражах. Постепенно он обнаруживает преступную сеть.
На реальной основе
В 1950–1960-е кинодетективы только входили в моду. Ленты о буднях сотрудников уголовного розыска с перестрелками и погонями пользовались популярностью. Но вот офицеров ОБХСС писатели и кинематографисты обделяли вниманием, хотя ведомство существовало с 1937-го. Казалось, там занимаются только бумажной, аналитической работой. В подобной деятельности сложно отыскать острый сюжет.
Картина «Два билета на дневной сеанс», вышедшая в 1967 году, стала первым фильмом, посвященным работе ОБХСС. На написание сценария авторов Бориса Чирскова и Евгения Худика сподвигло уголовное дело, возбужденное против директора Ленинградской областной оптово-торговой базы Георгия Зуйкова. Этот советский хозяйственный махинатор начинал деятельность во времена НЭПа, воровал вагонами. Потом перешел на работу в госторговлю, где занимался крупными хищениями. В 1934-м его приговорили к 10 годам лишения свободы. Однако спустя два года через суд добился отмены приговора. Чтобы вернуться в торговлю, подделал справку о реабилитации. В период Великой Отечественной в блокадном городе на Неве трудился в конторах по распределению продтоваров. За краюху хлеба скупал бриллианты у умиравших от голода, собрал внушительную коллекцию ценностей. В 1943-м умудрился получить медаль «За оборону Ленинграда». После войны обзавелся связями среди чиновников нового поколения. А в 1954 году возглавил вышеупомянутую базу по протекции первого секретаря Ленинградского горкома КПСС Фрола Козлова. Поставлял деликатесы в спецраспределители для партработников. Сам оплачивал продукты для банкетов в горкоме. Получая продукцию, списывал немалый ее процент как испорченную и переправлял для продажи через магазины города и области, изготавливая фиктивные накладные. Каждый участник криминальной схемы имел прибыль. Но львиная доля доставалась Зуйкову. В 1958-м некоторых его сотрудников арестовали за хищения, однако виновность главного дельца доказать не удалось. Он сумел переложить вину на ранее умершего заместителя Бажулина.
Аферы продолжались. По бумагам все выглядело законно. Лишь в 1962 году за ним установили тайное наблюдение и заметили одну закономерность: несколько раз в неделю он посещал Волковское кладбище, где была похоронена его дочь. Наводил порядок на могиле, ухаживал за памятником. Тем не менее следователям показалось странным, что подозреваемый постоянно орудовал лопатой, а на мини-газоне надгробия не росло ни одного цветка. Захоронение вскрыли и обнаружили в нем металлические бидоны, в которых находилось более 12 кг золотых монет, 11 золотых слитков, 5 золотых пластин, множество золотых изделий с драгоценными камнями, доллары. 24 июня 1963-го за хищения государственного имущества в особо крупных размерах, нарушение правил валютных операций, взяточничество суд приговорил Зуйкова к высшей мере наказания — расстрелу. Об этом деле вышло много материалов в газетах, а потом возникла идея кинопостановки. Правда, авторы перенесли события на химический промкомбинат, а злоумышленником сделали его директора Рубцова. Он был связан с группой спекулянтов. Комбинаторы использовали изобретение химика Лебедянского под названием «Элон» (прообраз синтетической ткани) в массовом подпольном производстве одежды.
Режиссером ленты стал Герберт Раппапорт.
Продуманный подход
Постановщик считал, что простолюдины не способны придумывать хитроумные схемы. На роли директора Рубцова и химика Лебедянского пригласил актеров Малого театра, игравших в основном господ благородных кровей, — Владимира Кенигсона и Никиту Подгорного.
Расследовать сложные экономические преступления должен интеллектуал. Соответственно, начальником ОБХСС на экране, полковником Николаевым, стал Игорь Горбачёв, слывший эрудитом. До поступления в актерский вуз он успешно учился на философском факультете Ленинградского университета.
На роль оперативника Алёшина лучше всех подходил Александр Збруев. Его мать имела дворянское происхождение, а отец до ареста в 1937-м был крупным партийным чиновником. Поэтому, с одной стороны, будущий актер рос в культурной семье, а с другой — получил закалку в арбатских подворотнях.
Людмила Чурсина жила в одном доме с постановщиком. Он предложил соседке сыграть журналистку Тоню, ведущую собственное расследование. Но артистке показалось, что персонаж статичный. Она предпочла образ отрицательной Инки-эстонки, которая к финалу меняет взгляды на жизнь.
Поэтичная история
Фильм снимали в Ленинграде. Ассистенты режиссера подыскивали малолюдные улицы в пределах центра города.
Историю с тайником в могиле дочери главного злоумышленника авторы решили использовать в сюжете. Раппапорт трепетно относился к деликатной теме, связанной с поведением на кладбищах. Однажды уволил осветителя, когда во время съемок тот случайно наступил на чье-то надгробие, которое располагалось рядом с памятником, созданным декораторами. Категорически не хотел видеть в ленте бутафорские человеческие останки, бидоны с драгоценностями. Придумал поэтичную историю. Дочь директора фабрики Рубцова, студентка консерватории, погибает в автомобильной аварии. Отец хоронит ее на одном кладбище, а на другом обустраивает ложную пустую могилу с именем и фамилией дочери. В кино следователи, вскрыв захоронение, находят в пустом гробу футляр для скрипки, где хранятся золото и деньги, полученные незаконным путем.
За первый, 1967 год картину посмотрели в кинотеатрах свыше 35 млн зрителей. Сюжет действительно увлекает. Фильм нередко повторяют сегодня по многочисленным телеканалам.
Еще материалы рубрики:
Какая альтернатива есть для любителей русских медсериалов, уставших от саги «Склифосовский»
«Оперативная память». Чем привлекательна детективная драма с Андреем Смоляковым в главной роли
Ругали за преувеличения и плагиат. Как снимали картину «Жили три холостяка»