В Сети — обилие вакансий, а что на практике? Кем в столице работают люди с ограниченными возможностями
Покоряют подиумы, работают удаленно и «обучают покупателей» языку жестов. Корреспондент агентства «Минск-Новости» узнала у горожан с ограниченными возможностями, сложно ли им было найти работу и где они трудятся сейчас.

Фото носит иллюстративный характер, pexels.com
Что по опциям
Для начала разберемся, какие вакансии для людей с ограниченными возможностями предлагают в столице. Анализируем одну из довольно популярных платформ. Предложений с дистанционным форматом работы достаточно: и оператор чата для компании, которая специализируется на продюсировании инфлюенсеров, и менеджер по продажам IT, образовательных продуктов в онлайн-школу, верстальщик, дизайнер, оператор технической поддержки и т. д.
Кроме удаленки — водитель такси, уборщик помещений, конструктор мебели, сторож, помощник обувщика и даже бариста в одну из минских кофеен.
Последнее предложение из общего полотна вариантов выбивается. Связываюсь с указанным в объявлении контактным лицом: действительно ли могут трудоустроить человека с ограниченными возможностями.
— В целом, если сложности со здоровьем не будут мешать работе, мы готовы обучить человека с инвалидностью. Единственное, если речь о колясочнике, то не уверены в том, насколько это будет осуществимо. Столешница расположена достаточно высоко — могут возникнуть сложности с темперовкой (продавливанием кофейной таблетки). Ну и за баром не так много места для установки каких-то вспомогательных конструкций в случае необходимости, — рассказала девушка.
Стало быть, все-таки есть нюансы. Хотя факт того, что работодатели готовы подстраиваться под человека с нарушениями слуха или зрения, уже ободряет.
Значительное количество вакансий размещено с пометкой «без опыта». Однако изучить тот же ассортимент образовательных продуктов онлайн-школы с механизмами продажи товара или алгоритм приготовления кофе, особенности напитков — задача энерго- и времязатратная. С другой стороны, было бы желание.
Кое-где опыт все-таки требуется (от одного до трех, в отдельных случаях до шести лет). Это, например, тот же верстальщик, ведущий юрист в сфере аренды (цементная компания), конструктор мебели, водитель погрузчика, инженер-программист, менеджер по внутренней рекламе на маркетплейсах и т.д.

Фото носит иллюстративный характер, pexels.com
«Тружусь в супермаркете по сей день»
Несмотря на обилие вакансий, сложности с трудоустройством у людей с ограниченными возможностями возникают. Радует, что желающим минчанам все-таки удается найти работу по вкусу. Одна из таких Елена. У девушки с самого детства тугоухость. Правда, сейчас проблемы не так ощутимы — со временем ко всему удается приспособиться.
— С поисками работы пришлось, конечно, повозиться, — констатировала Елена. — И все решил случай: как-то в колледже мне предложили попробовать себя в роли кассира, на что я охотно согласилась. Одна столичная сеть магазинов тогда развивала проект по трудоустройству людей с нарушениями слуха. Работа мне понравилась, тружусь в супермаркете по сей день.
У Елены много постоянных покупателей, на тихие кассы посетители магазина идут охотно. А некоторые из них даже говорят после обслуживания «спасибо» на языке жестов, что приятно удивляет.
Из профессиональных сложностей Елена назвала работу в праздничные и выходные дни — сильная загруженность магазинов. После таких смен минчанка приходит домой выжатая, как лимон. Правда, даже несмотря на это, мотивация трудиться в супермаркете не пропадает. Отчасти ее появлению способствует удобный график работы и хороший коллектив.
От тихой кассы до съемок в Европе
Юрий также работает на тихой кассе в одном из столичных супермаркетов. Слух он потерял в возрасте трех лет из-за осложнений, настигнувших его после затяжной простуды. Ранее минчанин носил специальные устройства, с помощью которых мог разговаривать с окружающими, также учился читать по губам.
В детстве, по признанию собеседника, он плохо понимал людей из-за своей проблемы. Плюс Юрий не слышал собственный голос, соответственно, не мог контролировать его громкость. Благодаря обучению в специализированном учреждении для людей с ограниченными возможностями ему удалось встретить подобных себе ребят.

Фото носит иллюстративный характер, pexels.com
— Благодаря помощи приятелей мне удалось освоить язык жестов. И со временем школа стала мне даже роднее, чем дом. Писать и регулировать громкость собственного голоса меня научили именно там, — рассказал Юрий.
Что касается работы, ее поиск был, опять же, затруднительным, а путь к тихим кассам — весьма тернистым. На данный момент собеседник трудится в торговой сети уже семь лет. Юрий также занимается подбором персонала и в первую очередь нанимает людей с ограниченными возможностями: понимает, насколько часто им отказывают.
Работать кассиром, по словам мужчины, несмотря на стереотипы, достаточно тяжело. Нужно быть очень внимательным, чтобы не ошибиться с подсчетами и, конечно, тактичным в общении с покупателями.
— Сталкиваться приходится с разными клиентами, в том числе с конфликтными. Моментами случается и такое, что нетрезвый посетитель может позволить себе оскорбления в мой адрес. Но я достаточно терпеливый человек, поэтому просто вызываю охрану и на провокации не реагирую.
Когда мужчина совсем устает, старается мысленно возвести стену между собой и не слишком дружелюбными покупателями. Помогают в плане стабилизации состояния хорошие отношения, которые ему удалось выстроить с коллегами. Ребята всегда готовы поддержать Юрия и при необходимости помочь.
В свободное от рабочих смен время мужчина активно развивается на поприще моделинга. Юрий даже получил приз зрительских симпатий в конкурсе «Лучшая модель Беларуси — 2022». В этом же году он принял участие в показе в Москве. После была небольшая пауза — Юрий решил временно отстраниться от подиума и фотосессий, дабы отдохнуть и морально восстановиться. Сейчас мужчина возвращается в фэшн-индустрию — на грядущий год у него запланированы съемки в Европе.

Фото носит иллюстративный характер, pexels.com
Качество жизни
Трудоустроиться удается не только минчанам с ограниченными возможностями, но и жителям периферии с аналогичными проблемами. Правда, времени на это уходит немало. Но, как подмечает Андрей, который проживает в д. Прудины Витебской области, от того, что ты будешь сидеть на диване, качество жизни точно не изменится.
У мужчины атопический дерматит и третья группа инвалидности по зрению. В какой-то момент оно стало стремительно падать. В 2010 г. Андрей обратился в медцентр, где ему поставили диагноз: кератоконус (дегенеративное невоспалительное заболевание глаз, в ходе которого роговица по причине структурных изменений истончается).
Прописанные препараты оказались слишком дорогими, поэтому Андрей их не принимал. На тот момент значительная часть зарплаты мужчины уходила на оплату жилья в Минске. На жизнь оставалось не так уж и много.
В 2016 г. мужчине дали третью группу инвалидности. Сейчас справляться с недугом ему помогают жесткие линзы, которые изготавливаются специально для людей, страдающих кератоконусом. Без них Андрею сложно ориентироваться в пространстве.
— Основные сложности, с которыми я сталкиваюсь из-за своего недуга при поиске работы, связаны с тем, что далеко не каждая профессия мне подойдет. Даже если я в линзах, возникают некоторые трудности с определением мелких деталей. Плюс ко всему мне нельзя долго работать за компьютером, — пояснил собеседник. — Несмотря на это, я трудоустроен на предприятии, которое развивает два направления: сантехнику и деревообработку. Работаю удаленно, в качестве специалиста по продажам.
В обязанности Андрея входит размещение рекламы организации, прием звонков и их регистрация, подготовка еженедельных отчетов.
В свободное время он занимается резьбой по дереву. Учитывая заболевание мужчины, это ремесло ему лучше обходить стороной, но ничего не поделать — душа просит. Также он самостоятельно изучает один из языков программирования.