В школе — без телефона. Как столичные учащиеся и родители адаптируются к новым правилам
С 1 сентября в столичных школах ввели правила, ограничивающие использование детьми мобильных телефонов во время учебного дня. Смартфоны сдают перед уроками. Родили активно обсуждают нововведение. Есть те, кто недоволен. Корреспондент агентства «Минск-Новости» посетила две школы в Первомайском, чтобы узнать, как проходят первые дни без гаджетов.
Новшество связано с обеспокоенностью родителей, которые отмечают растущую зависимость ребят от смартфонов и других электронных устройств. Многие ученики все чаще избегают живого общения и стремятся пользоваться интернет-подсказками при выполнении домашних заданий, что снижает их самостоятельность и коммуникативные навыки.
В соответствии с постановлением Министерства образования, при входе в учреждение образования ребята должны перевести гаджет в бесшумный режим и разместить его в специально оборудованной ячейке для хранения.
Суета сует
Мама пятиклассника пожаловалась в социальной сети на новые правила хранения телефонов в школах. По ее словам, проблемы начались на второй день учебного года. Сын забыл забрать гаджет, и пришлось возвращаться в учреждение образования. Электронное устройство удалось получить только после ожидания целого урока — педагог, у которого были ключи, оказался занят.
— Шкафчики стоят один к одному. Урок закончился — и пришли 10 классов по 30 человек… Меня сшибли с ног. Дети толкались, падали, кричали. Все ключи от ящиков для смартфонов 5-х классов повесили на одну связку. Один преподаватель ее берет — остальные не знают, куда он ушел, — пожаловалась родительница.
В столичной СШ № 93 к организации хранения устройств подошли иначе. На первом этаже оборудовали отдельный кабинет с ящиками для телефонов. Чтобы избежать очередей, дежурный учитель собирает гаджеты за 15 минут до первого урока, который начинается в 8:30. Соответственно, ребята должны приходить в школу раньше — в 8:15–8:20.
Все устройства размещают в ячейках, закрывающихся на ключ. Перед последним уроком педагог, который его проводит, приносит телефоны в класс, и дети забирают их в конце учебного дня.
В СШ № 84 им. П. Т. Пономарёва к нововведению подошли системно. По словам директора Марии Бондарчик, благодаря разъяснительной работе, проведенной еще в мае 2025-го, педагоги, администрация и родители четко знают, что делать. Здесь гаджеты тоже отправляют в специальные ящики перед первым уроком, а после последнего ребята получают их обратно. Хранение устройств контролирует видеонаблюдение, а ответственность за них несет учитель, который ведет последнее занятие.
Особые случаи
Отец одного школьника написал в соцсетях:
— Сыну дал три телефона: один сдает, два с собой. Мой ребенок всегда должен быть на связи со мной. Вдруг с ним что-то случилось, стало плохо…
Если у учащегося ухудшилось самочувствие, классный руководитель или дежурный администратор звонит отцу или матери. Те могут связаться с чадом через педагога.
— Предусмотрены исключения по медицинским показаниям. Детям с диабетом или ограничениями по нагрузке на позвоночник разрешено использовать гаджеты, но без выхода в интернет. Например, электронную книгу или планшет без сим-карты, — пояснила директор СШ № 93 Оксана Цимбаленко.
Нововведения касаются не только учеников и преподавателей, но и родителей. Теперь мамам и папам нужно учитывать эти правила и на случай экстренной ситуации быть на связи с классным руководителем.
— Негативных комментариев пока не слышала. Большинство родителей школьников отнеслись к новшеству положительно, — отметила учитель русского языка и литературы Ирина Даниленко.
QR на уроке
Во многих современных учебниках есть QR-коды, которые при сканировании с мобильного устройства позволяют выполнять индивидуальные задания, получать доступ к дополнительной информации, видеоурокам или интерактивным материалам. Но как работать с ними, если во время учебного дня смартфоны находятся под замком?
— Если предполагается работа с QR-кодами, педагог заранее приносит коробку с устройствами на урок. После занятия учитель возвращает гаджеты в комнату хранения, — поделилась Мария Бондарчик.
Что на перемене?
Ученики 11 «А» класса средней школы № 93 рассказали, что новые правила пришлись им по душе, хотя сперва вызывали недоумение. Возникал вопрос: чем заняться на переменах? Теперь они гуляют по учреждению образования и общаются с одноклассниками, повторяют материалы и выкладываются на уроках.
В 10 «Б» классе этого учебного заведения мнения разделились. Ученица Екатерина Локтева отметила, что бывает непросто, когда надо срочно связаться с родителями:
— Классный руководитель может передать им информацию, но не всегда это происходит быстро.
По словам школьников, иногда хочется сфотографироваться на перемене, послушать музыку или пообщаться с друзьями в мессенджерах. Однако большинство отмечает, что нет смысла приносить второй или третий телефон — любые попытки обойти правила заметят сразу.
— Все равно получим смартфон обратно, — сказали ребята. — Думаем, что привыкнем к новым правилам быстрее, чем кажется.
— Многие дети страдали гиподинамией. Сейчас они больше двигаются на переменах, общаются друг с другом. Для здоровья это плюс. Легче стало и педагогам: девчонки и мальчишки не отвлекаются на звонки и соцсети, все сосредоточены, — поделилась классный руководитель 11 «А» 93-й школы Ирина Спиркова.
По словам Марии Бондарчик, в первый день работы по новой системе все ячейки с телефонами оказались заполнены. Однако в другие дни в некоторых классах количество сданных устройств заметно сократилось. Чтобы понять причину, она задала вопрос ученикам. Выяснилось, что дети решили не приносить гаджеты в учреждение образования.
Фото Сергея Лукашова