В среднем за сутки в «МИНГАЗ» поступает около 80 извещений о неполадках. Как работает «аварийка»
Днем и ночью экипажи аварийной службы «МИНГАЗа» курсируют по столице и Минскому району, оказывая скорую помощь потребителям голубого топлива. Специалисты знают: одинаковых выездов не бывает, а значит, нужно быть готовыми ко всему. Тонкости работы оценил корреспондент газеты «Минский курьер».
Визитная карточка
Любое газовое оборудование и трубопроводы могут выходить из строя по разным причинам. Случаются неполадки, которые нужно устранить как можно быстрее, чтобы обеспечить бесперебойную работу профильных объектов, сохранить здоровье и даже жизнь людей. Для локализации инцидентов и аварий, а также для ликвидации их последствий и создана служба аварийно-восстановительных работ (САВР).
В подразделении 128 сотрудников, в их распоряжении 12 автомобилей. Экипажи оснащены современным оборудованием. Работают круглосуточно, включая выходные и праздничные дни.
— В среднем за сутки в «МИНГАЗ» поступает около 80 извещений аварийного характера. За девять месяцев этого года их количество уменьшилось на 17 % по сравнению с аналогичным периодом 2021-го, — рассказывает начальник САВР Дмитрий Борисюк. — Работа довольно напряженная, поэтому важны координация всех звеньев подразделения, сплоченность и взаимопонимание. Большинство сотрудников — профессионалы, которые с нами уже длительное время. Их отличают искреннее отношение к делу, трудолюбие и, конечно, хорошее здоровье.
Сигнал принят
— В аварийной службе нет разделения между промышленными и бытовыми потребителями. Есть просто человек, неважно, житель это или работник какого-то предприятия, который обратился к нам и нуждается в помощи, — обращает внимание собеседник.
Дмитрий Борисюк перечисляет основные ситуации, на которые реагирует САВР. В жилфонде это сообщения о запахе газа в подвале, подъезде или квартире, частном доме, прекращение подачи газа, уменьшение давления газа в сети либо повышение давления перед горелками в плите.
Также утечки и запах голубого топлива — основные причины для выезда в организации и на предприятия, для осмотра наружных газопроводов (их нередко повреждают сторонние организации при выполнении земляных работ без получения разрешения и без вызова представителя газоснабжающей организации). В этом же перечне нарушения режима газоснабжения потребителей, взрывы и пожары, случаи отравления продуктами неполного сгорания газа и так далее.
После сообщения, поступившего по номеру 104 или по каналам средств телемеханики, заявку оперативно оформляют, и в течение пяти минут выезжает экипаж.
— Для любого извещения, в зависимости от его характера, есть план локализации и ликвидации инцидентов и аварий. Каждый случай индивидуален и требует особого подхода, — отмечает Дмитрий Борисюк.
Он обращает внимание на недавно принятые изменения в законодательстве. Если установлено, что причина аварийной ситуации связана с оборудованием, находящимся в квартире, но попасть в нее невозможно, сотрудники САВР имеют право использовать необходимые для доступа в жилое помещение средства. Это может быть сделано в присутствии лица, которое обеспечит доступ, например владельца, в крайнем случае — представителей организации, осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда, или местного исполкома с обязательным уведомлением территориальных органов внутренних дел.
От потопа до пожара
Серьезные аварии скорее исключение. Одна из них произошла в 2021 году в Чижовке: на улице Уборевича был поврежден водопровод. Поток воды размыл грунт, в результате разорвало участок пролегающего рядом газопровода. Большая территория оказалась не только затопленной, но и загазованной. Аварийная бригада прибыла уже через 20 минут. Для локализации и ликвидации повреждения задействовали сотрудников МЧС и использовали лодку.
Вместе с тем выезды к бытовым потребителям в основном обходятся без ЧП, но бывают и из ряда вон выходящие ситуации. Вот одна из них. Прохожий позвонил по номеру 104 и сообщил, что в квартире дома в переулке Клумова на первом этаже сработал сигнализатор загазованности, на улице ощущается запах газа. Прибывшим работникам САВР открыл дверь хозяин квартиры. Судя по всему, он принял на грудь и плохо понимал, что происходит. Аварийщики обнаружили, что все четыре конфорки плиты включены, но без розжига. Отключили плиту от системы газоснабжения и установили заглушку. Владелец должен был явиться на предприятие для прохождения инструктажа, но выбрал иной путь: в тот же день самовольно снял заглушку и попытался разжечь плиту. Итог ожидаем и трагичен: «произошел хлопок газовоздушной смеси с последующим воспламенением». Тушить пожар прибыли сотрудники МЧС, они и вызвали САВР. На этот раз специалисты перекрыли газоснабжение квартиры с использованием сварки. Непутевого хозяина забрала скорая. Залечив ожоги, он уплатил штраф за нарушение Правил пользования газом в быту (статья 21.5 КоАП), прошел-таки инструктаж, внес плату за подключение газа. С тех пор этот адрес не фигурировал в сводке происшествий.
Будь в курсе
В САВР напоминают: при запахе газа в квартире или доме необходимо позвонить по телефону 104.
До прибытия аварийной бригады:
- установить все краны на внутриквартирном газопроводе и газоиспользующем оборудовании в положение «закрыто»;
- организовать постоянное проветривание помещения (открыть окна, двери);
- не зажигать спички, не пользоваться открытым огнем, не включать и не выключать электроприборы, электроосвещение, не пользоваться электрозвонком, домофоном, телефонами, не курить;
- открыть дверь подъезда, оборудованную домофоном;
- дождаться приезда аварийки, находясь в квартире, доме (если нет опасности для жизни).
В среднем за сутки в «МИНГАЗ» поступает около 80 извещений аварийного характера. За девять месяцев этого года их количество уменьшилось на 17 % по сравнению с аналогичным периодом 2021-го.
Фото Сергея Лукашова
Смотрите также: