В столице к январю 2021-го количество электрозарядных станций вырастет до 280
Какие перспективы намечаются для владельцев и потенциальных покупателей электромобилей в Беларуси, выяснила корреспондент агентства «Минск-Новости».
В сентябре прошлого года на конференции в рамках Белорусской транспортной недели широко обсуждались проблемы развития в стране электротранспорта и инфраструктуры для него. С тех пор многое изменилось. Количество «зеленых» машин в Беларуси увеличилось более чем в три раза. Сегодня по нашим дорогам колесят 1 200 электрокаров. Такую цифру назвал министр энергетики Виктор Каранкевич во время Форума по развитию электромобильности E-Mobility 2020. Это, конечно, мизер в общем количестве имеющихся в республике автотранспортных средств: только в собственности граждан более 3,1 млн машин. Но задел есть. И, судя по всему, у этой истории вполне оптимистичное продолжение.
Специалисты считают, что серьезный толчок электромобильному прогрессу в нашей стране дадут скорое открытие БелАЭС и дополнительные меры по стимулированию приобретения и использования нового вида транспорта.
Битва за скорость
В Беларуси создана довольно развитая сеть электрозарядных станций (ЭЗС), и число таких комплексов с каждым годом растет. Сегодня к услугам водителей «зеленых» авто 270 подобных устройств, к концу года добавится еще более 150. Только в столице к январю 2021-го можно будет воспользоваться 280 подобными установками (сейчас 171). По словам заместителя директора объединения «Белоруснефть» Андрея Котика, в следующем году количество ЭЗС для электрокаров превысит 600.
Существенный момент: в 2019-м, когда речь шла о мощности зарядных станций, некоторые владельцы высказывали недовольство длительностью зарядки аккумуляторной батареи электромобиля. Сегодня устройства для медленной зарядки размещают в местах, где обычно водитель может оставить машину на 6-8 часов, например у гостиниц, крупных бизнес-центров, кто-то «заправляет» машину электричеством в частном доме. Там, где автовладелец не готов долго ждать, стараются устанавливать быстрые устройства для зарядки, обеспечивающие автомобилю примерно за полчаса «питание», достаточное для пробега чуть больше 100 км. А в 2021-м «Белоруснефть» совместно с ПРООН запустит пилотный проект по развитию сети супербыстрых зарядных комплексов, которые сокращают время зарядки до 7-12 минут.
Однако по поводу быстрой зарядки у автомобилистов есть вопросы. Например, по мнению экспертов, частый перегрев портит аккумулятор и стремительно снижает его емкость. Поэтому производители электромобилей рекомендуют чередовать быструю зарядку с медленной. А лучше использовать первую в редких случаях, чтобы не убить в скором времени батарею.
Благодаря предстоящему запуску БелАЭС стоимость электроэнергии на зарядных станциях, обещают представители «Белоруснефти», останется вдвое дешевле традиционного топлива для автомобилей. За быструю зарядку придется заплатить несколько дороже, но всё равно это намного экономичнее, чем бензин или дизтопливо.
К обоюдной выгоде
Скачок продаж электромобилей во многом объясняется льготами, введенными в этом году для потенциальных покупателей такой техники. С марта владельцы электрокаров освобождены от растаможки и НДС, от платы за парковку в специально оборудованных местах. Сейчас прорабатываются и дополнительные варианты. Например, выплата определенной компенсации при покупке электромобиля при условии сдачи на утилизацию машины с ДВС. При этом должен выдаваться сертификат с указанием некой суммы.
И всё же пока цены на подобную технику для большинства неподъемны. Тем не менее Андрей Котик оптимистично заявляет, что 90 тысяч электромобилей на наших дорогах к 2025 году вполне реальная цифра. Чем объясняются такие прогнозы?
— Введенные в этом году льготы уже позволили снизить стоимость электротранспорта на 40 %. Сейчас на рынок выходят бюджетные серии автомобилей. Например, машина от популярного немецкого производителя в массовом сегменте за 30 тысяч долларов в эквиваленте, — остановился на подробностях представитель «Белоруснефти». — С учетом германской субсидии и снижения размера НДС получается где-то 20 тысяч. Весной следующего года уже известный французский бренд запускает в производство бюджетное электроавто. На него заявлена цена около 15 тысяч долларов. То есть машина вне конкуренции. Если у вас есть выбор — ездить на ДВС или на электромобиле, заправляясь на наших заправках, и вы выбираете первый вариант, то уже сейчас теряете примерно 1 700 рублей в год.
Об экономии упомянул и министр энергетики Виктор Каранкевич, коротко рассказав об эксперименте предприятия «Гомельэнерго», где приобрели для производственных нужд 7 электромобилей японского производителя. Выяснилось, что при среднемесячном пробеге 1 650 км экономия составила 144 рубля в месяц на каждую машину по сравнению с транспортом на традиционном топливе.
Есть и другие преимущества. Например, более низкая, чем у автомобилей с ДВС, стоимость техобслуживания за счет экономии на моторном масле, фильтрах, свечах зажигания, других расходных материалах и услугах. В ДВС больше 1 000 вращающихся и трущихся деталей, в электромобилях — 17-19.
В том, что будущее за электромобилями, вряд ли кто-то сомневается. Пока многих останавливает цена. Нет четкого представления, каков реальный ресурс таких машин. Не совсем понятно, как утилизировать отработавшее свое аккумуляторы… Но технологии развиваются бешеными темпами и, возможно, уже через год-два мы получим ответы на все эти вопросы.
По прогнозам Bloomberg, к 2040-му 54 % продаж новых автомобилей придется на электрокары. В компании ожидают, что в 2025-2030 годах наступит переломный момент, когда покупка машин с электромотором станет экономически более выгодной, чем с бензиновым и дизельным.
Справочно
В 2021 году на базе белорусско-китайского предприятия планируется выпустить первую тысячу легковых электромобилей. Пять образцов уже проходят эксплуатационные испытания в республике. Предполагаемая стоимость — до 30 тысяч долларов в эквиваленте. Разрабатываются меры стимулирования, благодаря которым приобретение таких машин станет более выгодным.