1200 90

В столице к январю 2021-го количество электрозарядных станций вырастет до 280

Какие перспективы намечаются для владельцев и потенциальных покупателей электромобилей в Беларуси, выяснила корреспондент агентства «Минск-Новости».

электромобильВ сентябре прошлого года на конференции в рамках Белорусской транспортной недели широко обсуждались проблемы развития в стране электротранспорта и инфраструктуры для него. С тех пор многое изменилось. Количество «зеленых» машин в Беларуси увеличилось более чем в три раза. Сегодня по нашим дорогам колесят 1 200 электрокаров. Такую цифру назвал министр энергетики Виктор Каранкевич во время Форума по развитию электромобильности E-Mobility 2020. Это, конечно, мизер в общем количестве имеющихся в республике автотранспортных средств: только в собственности граждан более 3,1 млн машин. Но задел есть. И, судя по всему, у этой истории вполне оптимистичное продолжение.

Специалисты считают, что серьезный толчок электромобильному прогрессу в нашей стране дадут скорое открытие БелАЭС и дополнительные меры по стимулированию приобретения и использования нового вида транспорта.

Битва за скорость

В Беларуси создана довольно развитая сеть электрозарядных станций (ЭЗС), и число таких комплексов с каждым годом растет. Сегодня к услугам водителей «зеленых» авто 270 подобных устройств, к концу года добавится еще более 150. Только в столице к январю 2021-го можно будет воспользоваться 280 подобными установками (сейчас 171). По словам заместителя директора объединения «Белоруснефть» Андрея Котика, в следующем году количество ЭЗС для электрокаров превысит 600.

Существенный момент: в 2019-м, когда речь шла о мощности зарядных станций, некоторые владельцы высказывали недовольство длительностью зарядки аккумуляторной батареи электромобиля. Сегодня устройства для медленной зарядки размещают в местах, где обычно водитель может оставить машину на 6-8 часов, например у гостиниц, крупных бизнес-центров, кто-то «заправляет» машину электричеством в частном доме. Там, где автовладелец не готов долго ждать, стараются устанавливать быстрые устройства для зарядки, обеспечивающие автомобилю примерно за полчаса «питание», достаточное для пробега чуть больше 100 км. А в 2021-м «Белоруснефть» совместно с ПРООН запустит пилотный проект по развитию сети супербыстрых зарядных комплексов, которые сокращают время зарядки до 7-12 минут.

Однако по поводу быстрой зарядки у автомобилистов есть вопросы. Например, по мнению экспертов, частый перегрев портит аккумулятор и стремительно снижает его емкость. Поэтому производители электромобилей рекомендуют чередовать быструю зарядку с медленной. А лучше использовать первую в редких случаях, чтобы не убить в скором времени батарею.

электромобильБлагодаря предстоящему запуску БелАЭС стоимость электроэнергии на зарядных станциях, обещают представители «Белоруснефти», останется вдвое дешевле традиционного топлива для автомобилей. За быструю зарядку придется заплатить несколько дороже, но всё равно это намного экономичнее, чем бензин или дизтопливо.

К обоюдной выгоде

Скачок продаж электромобилей во многом объясняется льготами, введенными в этом году для потенциальных покупателей такой техники. С марта владельцы электрокаров освобождены от растаможки и НДС, от платы за парковку в специально оборудованных местах. Сейчас прорабатываются и дополнительные варианты. Например, выплата определенной компенсации при покупке электромобиля при условии сдачи на утилизацию машины с ДВС. При этом должен выдаваться сертификат с указанием некой суммы.

И всё же пока цены на подобную технику для большинства неподъемны. Тем не менее Андрей Котик оптимистично заявляет, что 90 тысяч электромобилей на наших дорогах к 2025 году вполне реальная цифра. Чем объясняются такие прогнозы?

— Введенные в этом году льготы уже позволили снизить стоимость электротранспорта на 40 %. Сейчас на рынок выходят бюджетные серии автомобилей. Например, машина от популярного немецкого производителя в массовом сегменте за 30 тысяч долларов в эквиваленте, — остановился на подробностях представитель «Белоруснефти». — С учетом германской субсидии и снижения размера НДС получается где-то 20 тысяч. Весной следующего года уже известный французский бренд запускает в производство бюджетное электроавто. На него заявлена цена около 15 тысяч долларов. То есть машина вне конкуренции. Если у вас есть выбор — ездить на ДВС или на электромобиле, заправляясь на наших заправках, и вы выбираете первый вариант, то уже сейчас теряете примерно 1 700 рублей в год.

Об экономии упомянул и министр энергетики Виктор Каранкевич, коротко рассказав об эксперименте предприятия «Гомельэнерго», где приобрели для производственных нужд 7 электромобилей японского производителя. Выяснилось, что при среднемесячном пробеге 1 650 км экономия составила 144 рубля в месяц на каждую машину по сравнению с транспортом на традиционном топливе.

Elektrokar fon e1603457300713Есть и другие преимущества. Например, более низкая, чем у автомобилей с ДВС, стоимость техобслуживания за счет экономии на моторном масле, фильтрах, свечах зажигания, других расходных материалах и услугах. В ДВС больше 1 000 вращающихся и трущихся деталей, в электромобилях — 17-19.

В том, что будущее за электромобилями, вряд ли кто-то сомневается. Пока многих останавливает цена. Нет четкого представления, каков реальный ресурс таких машин. Не совсем понятно, как утилизировать отработавшее свое аккумуляторы… Но технологии развиваются бешеными темпами и, возможно, уже через год-два мы получим ответы на все эти вопросы.

По прогнозам Bloomberg, к 2040-му 54 % продаж новых автомобилей придется на электрокары. В компании ожидают, что в 2025-2030 годах наступит переломный момент, когда покупка машин с электромотором станет экономически более выгодной, чем с бензиновым и дизельным.

Справочно

В 2021 году на базе белорусско-китайского предприятия планируется выпустить первую тысячу легковых электромобилей. Пять образцов уже проходят эксплуатационные испытания в республике. Предполагаемая стоимость — до 30 тысяч долларов в эквиваленте. Разрабатываются меры стимулирования, благодаря которым приобретение таких машин станет более выгодным.

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
На полях, заводах и в войсках. Где молодежь Первомайского получает профессиональный опыт

Молодежь Первомайского даже летом не теряла время — трудилась на полях Синеокой, получая новые знания и опыт. Где еще зарекомендовали себя молодые люди — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

В сельском хозяйстве

22 10 2024 selo studenty kombajnery tysyachniki malinovskaya01

Почти три сотни студентов Белорусского государственного аграрного технического университета приняли участие в уборочной кампании в этом году, 14 из них вошли в состав экипажей-тысячников, намолотивших более 1 000 т зерна. Шестеро передовиков удостоены грамот Министерства сельского хозяйства и продовольствия. В числе награжденных Никита Прибыш, Маргарита Бондаренко и Даниил Циркунович.

Работала помощником комбайнера в хозяйстве недалеко от Молодечно, — уточнила четверокурсница М. Бондаренко. — Раньше в уборке не участвовала. Самым сложным оказалось запомнить последовательность действий помощника комбайнера. На втором месте по степени тяжести для меня была необходимость долго сидеть в кабине! Я человек активный, люблю двигаться, а комбайн — техника неторопливая. Что касается погоды, жара меня не испугала, гораздо хуже — дождь и ожидание, пока просохнет поле. По окончании вуза буду инженером, но готова и дальше помогать в уборке урожая.

Третьекурсник Д. Циркунович — более опытный участник уборочной страды — помощником комбайнера трудится второй год.

Ездил к бабушке, со школьных лет подрабатывал в хозяйстве помощником животновода. А в 2023-м мне, уже студенту БГАТУ, предложили поучаствовать в уборке урожая. Работа понравилась, и я сказал, что на следующий год тоже буду трудиться, — рассказал он. — Что именно понравилось? В университете мы изучаем теорию, а в поле рядом с тобой люди с опытом, которые могут показать на практике, что и как правильнее сделать, — это совсем иное. Убирал рапс, пшеницу, ячмень, зернобобовые. К сожалению, не дождался уборки кукурузы — начались занятия, а эта культура поспевает в октябре. Больше всего понравилось убирать пшеницу — это легко, она не такая жесткая, как, например, рапс.

Самый опытный из студентов — третьекурсник Н. Прибыш, работает на уборке в родном Глусском районе уже пятый сезон.

— Тружусь с 9-го класса, — пояснил юноша. — У нас семейный экипаж — я и отец. Он работает в лесхозе, но летом берет отпуск, который проводит за штурвалом комбайна. В этом году мы с ним убирали тритикале, ячмень, зернобобовые, пшеницу. И я до сих пор езжу домой каждые выходные, чтобы убирать кукурузу. Самая легкая в уборке культура для меня овес, а самая сложная — кукуруза. Там нужно вести комбайн ровно по рядам, чтобы не было пропусков, да и скорость работы выше, чем на зерновых.

В погранвойсках

img 0023

В год 80-летия Великой Победы выпускник средней школы № 191, которая находится в Первомайском, ныне первокурсник Института пограничной службы Владислав Ермак примет участие в международной молодежной патриотической акции «Боевой расчет». Она посвящена героям-пограничникам 1941 года и уже в десятый раз пройдет 21 июня у Тереспольских ворот Брестской крепости.

Стать пограничником мечтал с детства, — подчеркнул Владислав. — Думаю, определенное влияние на меня оказал отец, в прошлом военнослужащий. Несмотря на то что я занимался в Центре допризывной подготовки, поступить в вуз было непросто — проходной балл довольно высокий. К тому же, помимо общешкольных экзаменов, сдавали физподготовку. Однако я всегда занимался спортом, имею первый взрослый разряд по тайскому боксу, так что для меня этот экзамен проблемой не стал.

Первокурсники живут в казарме, в том числе минчане. Владислав уверяет, что привыкать к строгому распорядку дня было несложно. В дополнение к основным занятиям юноша записался в секцию по рукопашному бою, собирается посвящать время научной работе и волонтерской деятельности. В перспективе планирует служить на заставе в первых рядах тех, кто охраняет границу Родины.

Безусловно, я готов служить там, куда направят, где мои знания и навыки наиболее необходимы, но на заставе мне было бы интереснее, — признался курсант.

В промышленности

vavilova3

Без малого 150 молодых работников пришли в 2024 году на предприятие «ММЗ имени С. И. Вавилова — управляющая компания холдинга «БелОМО».

В числе молодых специалистов, которые устроились к нам на работу, 55 выпускников вузов, 37 человек, окончивших средние специальные учебные заведения, и 47 — профессионально-технические, — уточнил заместитель генерального директора по управлению персоналом и идеологической работе Руслан Коновко. — Мы всегда рады видеть среди заводчан молодежь. Коллективный договор предприятия предусматривает для нее определенные преференции. К примеру, промежуточные аттестации позволяют ребятам, успешно преодолевшим очередную ступеньку, получать надбавку к заработной плате. Тем, кто нуждается в жилье, предоставляем общежитие, а для тех, кто снимает квартиру, предусмотрена возможность получения денежной компенсации. Поддерживается и стремление повышать квалификацию, получать дополнительное образование, заниматься научной деятельностью.

— Специализация нашей группы в университете была не совсем «оптической», — рассказала выпускница приборостроительного факультета БНТУ, начинающий инженер-испытатель Антонина. — Но, придя на завод на практику, я поняла, что в обработке драгоценных камней и оптических линз много общего. Поэтому, не задумываясь, решила распределиться в «БелОМО». Три месяца на предприятии не стали для меня скучными — каждый день узнаю что-то новое, могу применить полученные в вузе знания. Надеюсь, сохранить чувство новизны и заинтересованности в работе надолго.

Поскольку молодые специалисты трудятся каждый на своем участке, для них организовали знакомство с различными производствами предприятия и экскурсию в музей. Затем состоялась встреча с руководством холдинга, представителями профсоюза и других общественных организаций.

Я хорошо помню первые шаги на предприятии, — обратился к молодым специалистам генеральный директор ММЗ им. С. И. Вавилова — управляющей компании холдинга «БелОМО» Александр Мороз. — Поэтому сегодня цель встречи — вовлечь вас не просто в производственный процесс, но и в жизнь завода в целом, помочь адаптироваться. А главное — убедить в том, что вы сделали правильный выбор профессионального пути.

Фото Ирины Малиновской и предоставлены Институтом пограничной службы и «ММЗ имени С. И. Вавилова — управляющая компания холдинга «БелОМО»

Итоговый турнир WTA с участием Арины Соболенко стартует в Эр-Рияде 2 ноября

Матч с участием первой ракетки мира белоруски Арины Соболенко откроет итоговый турнир Всемирной женской ассоциации (WTA), который начинается 2 ноября в Эр-Рияде (Саудовская Аравия), сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».

sobolenko

Фото Министерства спорта и туризма

В НОК Беларуси напомнили, что наилучшего результата на этом турнире А. Соболенко добилась в 2022 г. в Форт-Уэрте (США), дойдя до финала. В нем уроженка Минска уступила французской теннисистке Каролин Гарсия.

Белоруска имеет высокие шансы завершить сезон на первой строке рейтинга WTA. Составить ей конкуренцию попытается польская спортсменка Ига Свёнтек, которая после паузы вновь начала активно выступать и сейчас является второй ракеткой планеты.

По мнению экспертов, А. Соболенко находится в великолепной форме: выиграла три из четырех последних топ-турниров — US Open, WTA 1000 в Цинциннати и Ухане.

Фиолетовая группа итогового турнира по результатам жеребьевки сформировалась в составе А. Соболенко (Беларусь), Жасмин Паолини (Италия), Елены Рыбакиной (Казахстан) и Чжэн Циньвэнь (Китай). Белорусская и китайская теннисистки сыграют уже 2 ноября. В Оранжевую группу помимо И. Свёнтек попали Барбора Крейчикова (Чехия), Кори Гауфф и Джессика Пегула (США).