В умелых руках все возможно. Как из обыкновенного стекла создают настоящие произведения искусства
Из обыкновенного стекла мастера-ювелиры создают настоящие произведения искусства. О своем удивительном ремесле и нюансах творчества корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказала дизайнер и автор одного из белорусских брендов украшений Юлия Сафонова.
— Много ли у вас конкурентов?
— Серьезных мастеров по стеклу, работающих в технике лэмпворк, в нашей стране не больше пяти-семи. Почти всех знаю поименно, — говорит Ю. Сафонова. — Для этого ремесла требуется дорогое оборудование. Один только кислородный концентратор стоил 1 000 долларов в эквиваленте. Кроме того, в мастерской должны быть горелка, вытяжка, печь, столы, запас стекла разных оттенков и прозрачности…
— Как давно вы в этой профессии?
— Лет 25 назад мне на глаза попались американские журналы, в которых были представлены изделия из стекла. Заинтересовалась. В начале 2000-х поехали с мужем в Венецию, зашли в одну лавочку. Столик, горелка… И на глазах из цветного стекла рождается фигурка гондольера. Причем во время всего процесса мастер разговаривает с посетителями. Меня это так потрясло! С тех пор стала усердно заниматься самообразованием в этой профессии. Информацию черпала отовсюду, благо есть интернет. Потом начала приобретать оборудование. Стекло покупала в Чехии, Италии, США — оно везде разное, у всех неповторимое. Детали его варки каждый мастер держит в строжайшей тайне. Несколько раз целенаправленно ездила в Венецию, выведывала секреты ремесла.
— Помогла ли вам профессия художника-графика? Что вы нашли в новом для вас деле?
— В прошлом я дизайнер, занималась компьютерной графикой, 3D-моделированием. Рисовала иллюстрации для журналов, мобильных приложений. Однажды меня пригласили в Disney Publishing Worldwide. В России снимали художественный фильм «Последний богатырь». Я рисовала к нему раскраску-антистресс. Это очень интересный и дорогой проект! 12 лет креативной и творческой работы. До этого были станковая графика, выставки, членство в Союзе художников, секция графики. Но однажды собралась с духом и закрыла за собой дверь компьютерного креатива в пользу рукотворного и живого творчества. Вдохнула свежего воздуха и занялась стеклом. В новой профессии мне очень комфортно. Прошлая, конечно, помогает: чувствую линию, композицию, цвет. Графику, впрочем, не забрасываю. Рисую обложки для журналов, время от времени беру заказы на иллюстрации.
— У вас свой неповторимый стиль. Как можно его охарактеризовать? Где черпаете идеи?
— Люблю классику, простые формы. Иногда делаю вещи под винтаж. Нравится экспериментировать, ищу интересное взаимодействие металла со стеклом. Могу сделать стекло под натуральный камень, если это нужно для какой-то идеи. Вдохновляют интересные и открытые люди. Для них мне хочется делать что-то необычное. Так, на одном из фестивалей ко мне подошел высокий импозантный мужчина. Я увидела в нем что-то веселое, даже клоунское. «Не сочтите за бестактность, кем вы работаете?» — спрашиваю. «Я аниматор, клоун», — отвечает он. Для него я сделала одну серьгу из бусины с глазами. «Да, — говорит, — это мое».
Безусловно, вдохновляет сама работа, стекло. Некоторое время назад почувствовала пустоту, усталость, какое-то беспокойство. Перебирала всякий стеклянный хлам, занялась его переплавкой в простые разноцветные бусины. На нашем замечательном «Чароўным млыне» выставила большую миску этих бусин. Женщины часами перебирали в ней бусинки, как сокровища, и размышляли, куда они это пристроят. Поняла: сейчас красивое нужно как никогда!
— Есть ли у вас постоянные покупатели?
— Да, это те, кто очень любит украшения и выбрал для себя стекло. С каждой зарплаты приобретают что-нибудь новое. Приходят с детьми: мама выбирает изделие для себя, а для детей — стеклянных котиков, птичек. Хотя, конечно, у нас сейчас низкая покупательная способность.
— А где высокая?
— В Москве. Там проходит фестиваль ArtFlection. Очень яркий, насыщенный — это целое событие. Каждый раз в организации и тематике что-то новое. Несколько дней назад как раз вернулась оттуда. Было много талантливых мастеров и идей. Я хорошо вписалась со своими экзотическими находками.
— Что же мешает делать такие фестивали в Беларуси?
— Возьмем «Славянский базар в Витебске». Как было красиво! Я посещала первые фестивали. Там показывали мастерство и товар кузнецы, ткачи, керамисты. А какие у нас кожевники! Все были вдохновлены. Потрясающий уровень в «Городе мастеров»! А вот организация ярмарки «Задзвінскі кірмаш» в последние годы удручает. Все делается наспех. У входа предлагают некачественные китайские вещи — дальше идти не хочется. Девушка-керамист выставила красивые изделия, но к ее прилавку не подойти — огромная лужа. И все вперемешку! Липкие пряники и сладкие печенюшки, а рядом я с ювелирными украшениями. Хотя на фестивале те же посетители, что и раньше, и настроение праздничное и позитивное… Организаторам стоит обратить на это внимание и навести порядок. Теперь у меня есть выбор: поехать в Витебск на «Славянский базар» или в Калужскую область России, где в эти же даты проходит анимационный фестиваль «Бессонница».
Наступил момент, когда я могу вживую понаблюдать за работой Ю. Сафоновой. Из бесформенной стеклянной массы рождается то цветок, то медуза, то некая фантастическая космическая субстанция… В умелых руках мастера все возможно!
Фото автора и из архива Юлии Сафоновой
Смотрите также: