«Валентин и Валентина». Табаков сказал Зудиной перед съемками: «Пусть режиссер снимет тебя голой!»
Еще до съемок в фильме «Валентин и Валентина» у Марины Зудиной начался роман с Олегом Табаковым, который, узнав о постельной сцене, сказал: «Пусть режиссер снимет тебя голой!». Подробнее о картине – в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
О чем кино
Юные Валентин и Валентина влюблены друг в друга. А родители считают, им виднее, что нужно детям. Мать Валентины уверена: дочь достойна более состоятельного жениха. Мать Валентина не в восторге от потенциальной невестки.
От нищеты до триумфа
Первые пьесы Михаила Рощина запрещали. И немудрено. В 1962 году он принес цензорам свое произведение «Седьмой подвиг Геракла» — о том, как процветающая страна оказалась царством лицемерия. Потом — пьесу «Дружина», в которой некие воины захватили городок и диктовали свои нормы морали. Непонятно, на что рассчитывал автор… Обе работы опубликовали лишь в конце 1980-х. Позже, вероятно, кто-то из старших товарищей посоветовал молодому литератору «стелить соломку помягче», иначе будет вечно голодным. И драматург взялся за социальные и лирические темы. Но только спустя 10 лет после начала карьеры он в одночасье стал знаменитым и богатым по советским меркам. В 1972 году пьесу «Валентин и Валентина» поставили во МХАТе, в театре «Современник» и ленинградском БДТ! А потом началась своеобразная эпидемия: постановки появились не в десятках, а в сотнях театров СССР. Давайте признаем: многие любят считать чужие деньги. Гонорар за постановку в каждом театре составлял около 4 тысяч рублей, добавим авторские отчисления от кассовых сборов. После каждого воплощения его произведения на сцене драматург мог покупать новые «Жигули» или строить небольшую кооперативную квартиру. Это даже не назовешь удачей. Триумф! Режиссеры обратили внимание и на другие работы автора, ждали выхода новых.
Секрет успеха в том, что «Валентин и Валентина» — старая как мир история юных влюбленных Ромео и Джульетты, которым семьи не позволяют быть вместе. Тема всегда актуальна. Подрастают новые поколения, и они сталкиваются с теми же проблемами и противоречиями, которые преодолевали их бабушки и дедушки. Взрослых всегда изумляло, что их чада вдруг гуляют в обнимку с кем-то противоположного пола. И Рощин, как в зеркале, отразил в произведении все реакции на подобные молодежные пассажи.
Несмотря на бесчисленные театральные постановки, в 1985-м пьесу решили экранизировать. За дело взялся старейший режиссер «Мосфильма» Георгий Натансон. Он любил современную драматургию, сделал имя на экранизациях театральных хитов «104 страницы про любовь», «В поисках радости». В последнем снялся юный Табаков. Было ясно, что если литературная основа пользовалась успехом на сцене, то зритель пойдет на нее и в кино. Особенно учитывая тот факт, что театры посещают далеко не все.
Кстати, за экранизацию автор тоже получил гонорар!
Условие Руслановой
С Татьяной Дорониной Натансон уже работал прежде. Конечно, народная артистка не проходила кинопроб на роль мамы Валентины, как, впрочем, и Нина Русланова, которая сыграла маму Валентина. Правда, у Нины Ивановны было одно условие. Сцен с ней не так много, и актриса попросила выстроить график ее съемок так, чтобы она могла ездить в Минск. Там Михаил Пташук приступил к работе над фильмом «Знак беды», где Русланова исполняла главную роль.
В поиске молодых героев перебрали десятки кандидатур. Николай Стоцкий показался подходящим претендентом на образ Валентина. Хотя многие потом считали, что он слишком мягок и интеллигентен. Парень должен был больше походить на работящего и примитивного молодого человека — в этом случае мезальянс выглядел бы убедительнее.
М. Зудина не скрывает, что уже тогда, в 20 лет, у нее начался роман с 51-летним Табаковым. Она была влюблена и с легкостью перенесла это чувство на экран. Но сначала прошла кино- и фотопробы. Когда режиссер утвердил ее на роль Валентины, Олег Павлович не давал никаких советов своей юной возлюбленной и ученице, а лишь пошутил, сказав: «Постельная сцена есть? Пускай Натансон снимет тебя голой!»
В ленте отметились многие знаменитости: молодой Сергей Жигунов, Лариса Удовиченко. В эпизоде снялась даже Рина Зеленая в свои 85 лет!
Конфликт с режиссером
Г. Натансон — режиссер старой школы. Еще в 1942 и 1944 годах он был ассистентом Ивана Пырьева на картинах «Секретарь райкома», «В 6 часов вечера после войны». С одной стороны, это казалось прекрасным. Все сцены перед вхождением в кадр репетировали по нескольку раз. Постановщик объяснял, какое настроение нужно вложить в тот или иной эпизод.
С другой стороны, как рассказывал Н. Стоцкий, у него случился серьезный конфликт с Георгием Григорьевичем на почве непонимания постановщиком современных манер в общении молодых людей. Натансон хотел, чтобы актер, как в фильмах 1930-х, простирал руки и с пафосом признавался: «Я тебя люблю, Валентина!» Это было молодому человеку не по нутру и казалось неправдой. Из-за этого он едва не ушел из картины.
Впрочем, режиссер старался внимательно относиться к дебютантам. Несмотря на то что они впервые снимались в кино, он, аргументируя тем, что у них главные роли, смог добиться для Зудиной и Стоцкого повышенной ставки — 20 рублей за смену. Поскольку было около 80 смен, а также озвучивание, каждый молодой человек получил более 2 тысяч рублей при средней зарплате по стране 120 рублей!
Не обошлись съемки и без розыгрышей. Н. Русланова посоветовала Стоцкому в сцене, когда к его герою в дом приходит мама Валентины в исполнении Т. Дорониной, взять ее двумя руками за воротник шубы и трясти. Актер так и сделал. Русланова съехала по стенке от смеха. У народной артистки округлились глаза, она заявила, что с этим актером сниматься не будет, и ушла. Натансон догнал ее и долго уговаривал.
Когда в 1985 году лента вышла на экраны, то она вызвала у молодежи неподдельный интерес. Критики сочли, что отношения главных героев слишком идеалистичны и режиссер опоздал со своим кино лет на 20. Фильм «Валентин и Валентина» действительно оказался одной из последних советских кинокартин о возвышенной и чистой любви. Это был рубеж, после которого начался этап других лент — «Маленькая Вера», «Меня зовут Арлекино»…
Еще материалы рубрики:
Во время съемок этого фильма Минск и Берлин поджигали и взрывали по-настоящему
Как Алексей Герман добился снятия запрета со своего фильма «Мой друг Иван Лапшин»
Когда 31-летний Николай Рыбников пришел сниматься в «Девчатах», все увидели огромный живот и лысину
Классика советского кино. Как снимали фильм «Пять вечеров» с Гурченко и Любшиным в главных ролях
На первом просмотре Шолохов вышел из зала и уехал из студии. Как снимали фильм «Судьба человека»