Вальс, над которым не властно время. Как благодаря травме раскрылся композиторский талант Евгения Доги
Автор знаменитой на весь мир музыки из фильма «Мой ласковый и нежный зверь» и сотен других произведений не раз сотрудничал с минской киностудией и часто бывал в Беларуси. Каким был легендарный композитор Евгений Дога — читайте в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Дружок «удружил»
Удивительно, что вальс из фильма Эмиля Лотяну по повести Антона Чехова «Драма на охоте» Евгений Дога написал в 1978-м на скорую руку. Точнее, разговор о музыкальном произведении с постановщиком произошел за полгода до съемок, однако композитору все не удавалось заняться его созданием. Поэтому однажды Лотяну в 12-м часу ночи пришел в гости к Евгению и поставил ультиматум: «К утру музыка должна быть готова». Пришлось подчиниться. А еще через день снимали сцену свадьбы Ольги Скворцовой, где и звучит вальс. Дога долго не верил в потенциал сочиненного. А в 2014-м ЮНЕСКО признала эту мелодию одним из главных музыкальных шедевров XX века наряду с тремя другими произведениями мировых знаменитостей. Она звучала на церемонии открытия Олимпиады-80 в Москве и на открытии Игр-2014 в Сочи. Между двумя событиями — десятилетия. Произошли существенные исторические изменения, а вальс оказался неподвластен времени.
Евгений Дмитриевич родился в 1937 году в деревне Мокре, которая ныне находится на территории Приднестровья. Отец привез Женю в 1-й класс на вороном коне, на зависть мальчишкам. Потом был мобилизован, погиб на фронте. Мать пыталась прокормить и воспитать сына. Семья часто голодала. Время было непростым. Однако Евгения спасала музыка. Он с удовольствием помогал сельскому оркестру, даже изобретал и выпиливал для него уникальные инструменты. Мама противилась увлечению подростка. Музыкант, полагала она, не хлебная профессия. Но в 14 лет, после 7-го класса, юноша собрался поступать в музыкальное училище по классу виолончели в Кишинёв. Мать продала некоторые семейные вещи, наскребла денег на билет и питание на первое время. В столицу Молдавии Дога прибыл из села с двумя приятелями. Друзья сразу угодили в милицию — показались стражам порядка подозрительными. Пока разбирались, стемнело. Сторож не пустил в училище. Ночевали под лестницей. К ним прибился пес Дружок. Через два года собака «оправдала» кличку, «удружив» ребятам. Во время экзамена парни через окно пытались поднять на второй этаж на нитках шпаргалки. Дружку они чем-то приглянулись. Он их цапнул и сжевал!
Директор училища Давид Гершфельд сразу разглядел искру в юном даровании без начального музыкального образования. Даже приютил его в своей квартире, пока Евгений не получил место в общежитии.

«Табор уходит в небо»
Трагедия на взлете
Карьера развивалась стремительно. В 1955 году Дога поступил в кишиневскую консерваторию. В 1957-м его «Новогодняя песня» прозвучала по радио, а местная оперная дива Мария Биешу исполнила на телевидении композицию «Белый цветок сада», написанную Евгением. Он стал музыкантом оркестра на кишиневском радио. Будущее казалось радужным.
И вдруг случилась трагедия. У 23-летнего молодого человека полностью парализовало руку. Неврология тогда была не так развита, и врачи не могли найти причину. О карьере виолончелиста можно было забыть. А ведь учеба по классу этого инструмента завершилась. Подобное способно сломать волю. Но Дога решил: если не может играть музыку, то будет ее сочинять. Второй раз поступил в консерваторию, теперь по классу композиции. Учился создавать оркестровки. Написал учебник для студентов. Преподавал в родном училище. Сочинял симфонические поэмы, музыку к спектаклям, кантаты для детского исполнения, симфонии, сюиты. Всех жанров не перечесть.
Чувствительность руки позже вернулась, однако Евгений уже не мог играть на постоянной основе, увлекся сочинительством. Беда открыла в нем настоящего маэстро и теоретика музыки. Привела на эстраду. Его песни исполняли Эдита Пьеха, София Ротару, Алла Пугачёва. И конечно, дала толчок писать для кино. Ведь будучи здоровым, играя в оркестре, гастролируя с ним, Евгений вряд ли нашел бы время писать мелодии для фильмов в таком количестве. Первым стала молдавская комедия «Нужен привратник» (1968). Примечательно, что это дебютная лента и для актера Михая Волонтира. А потом Дога украсил своей музыкой более 150 картин. Вот только некоторые из них: «Гонки по вертикали» (1982), «Одиноким предоставляется общежитие» (1983), «Валентин и Валентина» (1985), «Благословите женщину» (2003).

«Мой ласковый и нежный зверь»
Взаимная помощь
До фильмов «Табор уходит в небо» (1976) и «Мой ласковый и нежный зверь» (1978) Лотяну и Дога жили в Кишинёве и делали картины в основном для местной студии. Но после успеха вышеупомянутых лент обоих пригласили работать в Москву на постоянной основе, дали им квартиры. Кроме столичных киностудий, композитора приглашали писать для кино в Украину, Латвию, другие республики.
Не обошел стороной маэстро и «Беларусьфильм». В 1985 году вышла картина «С юбилеем подождем» с Кириллом Лавровым в главной роли. Сюжет, увы, производственно-сельскохозяйственный, однако драматизма в нем хватает. Дога познакомился и даже сдружился с некоторыми нашими режиссерами. Когда в начале 1990-х на многих кинофабриках бывшего СССР начался коллапс, на минской киностудии, будто по инерции, продолжали снимать картины. Сперва с его музыкой свет увидела лента «Без улик» (1992), в которой девушка приезжает в санаторий отомстить своему обидчику. В главной роли — Донатас Банионис. А через год Виктор Туров решил создать реквием по Чернобыльской трагедии — фильм «Черный аист». В центральной роли — Борис Невзоров. Мелодии писал Евгений Дмитриевич. На 2-м кинофоруме «Золотой Витязь» в 1993-м картина получила призы «За режиссуру» и «За музыку». Почти сразу после этого вышла комедийная драма Михаила Пташука «Кооператив «Политбюро», или Будет долгим прощание» с музыкальным подстрочником Доги. В ленте снялись такие звезды, как Алексей Петренко, Михаил Ульянов и другие. Фильм получил семь призов на международных фестивалях. Так что заметный этап своего творчества мастер посвятил Минску и белорусскому кино.

«Кооператив «Политбюро», или Будет долгим прощание»
Создателя волшебных мелодий Евгения Дмитриевича Доги не стало 3 июня 2025-го. Он скончался на 89-м году жизни.
Еще материалы рубрики:
«Артеку» — 100 лет: как главный пионерский лагерь СССР создавал традиции детского отдыха
На остановке остановите, пожалуйста! Все что вы не знали об истории маршрутных такси в Минске
С чего начиналось стройотрядовское движение, и почему в начале 1950-х его хотели запретить
Огромные наценки, подростковая токсикомания. Почему сухой закон не стал спасением для СССР
Зодчий Иван Жолтовский до революции 1917-го строил для миллионеров, а после — для Сталина