«Вас ожидает гражданка Никанорова». На съемках этого фильма едва не погиб режиссер
Актриса Наталья Гундарева буквально спасла режиссера Леонида Марягина от неминуемой гибели на съемках популярного советского фильма «Вас ожидает гражданка Никанорова». Как это было, читайте в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
О чем кино
Екатерина Никанорова живет в селе и беспрестанно ищет свою любовь. Несколько раз она ее находит, уезжает с очередным суженым из деревни, а потом разочарованно возвращается в одиночестве, из-за чего местные сделали женщину объектом насмешек. Однажды после такого возвращения выясняется, что в ее дом заселили ветеринара Павла Дёжкина. Председатель просит Екатерину потерпеть квартиранта, пока ему не найдут другое жилье. Та соглашается, а через некоторое время понимает, что влюбилась в него.
Натуральная аморалка
К 1970 году по сценариям 34-летнего драматурга Виктора Мережко сняли всего три короткометражные картины. Он мечтал о полнометражной ленте, идею которой подсказала сама жизнь. Будущий литератор родился на хуторе в Ростовской области. Мальчишкой бегал в деревенский клуб на танцы. Там была дама, искавшая свое счастье в разных объятьях. Но отношения с кавалерами не складывались, замуж никто не звал. Все считали ее гулящей. Позже она все же нашла вторую половинку, создала семью с заезжим строителем.
Сложно предположить, почему эта банальная история, запомнившаяся с детства, показалась Виктору привлекательной. Но именно на ее основе он написал свой первый большой сценарий, который назвал «Дни». Однако на киностудиях Москвы, Ленинграда и Киева сочли сюжет аморальным. Ведь история не о трудовых подвигах труженицы колхоза, а о ее похождениях. Советское кино должно воспитывать и подавать пример! Спрятав материал в стол, Мережко забыл о нем и взялся за другие темы.
Минуло восемь лет. К 1978-му в портфолио автора было уже шесть полнометражных экранизаций. Однажды в Союзе кинематографистов Виктор встретил режиссера Леонида Марягина. Тот тяготел к мелодрамам и снимал в основном фильмы для женской аудитории. Марягин поинтересовался, нет ли у писателя в запаснике какой-нибудь подходящей истории. Мережко вспомнил о своей старой работе, но предупредил: ее не пропустят по цензурным соображениям. Тем не менее Леонид взял почитать запрещенный когда-то сценарий. Дело в том, что за прошедшие годы многое изменилось, невзирая на так называемый брежневский застой. Именно в 1970-е появилось немало советских картин об одиноких женщинах и даже об эмансипации. Тему отчасти перестали считать неприличной. Сценарий утвердили в редакторском отделе «Мосфильма», и директор студии Николай Сизов разрешил производство.
Неожиданный ход
Когда Мережко писал сценарий, то представлял в главной роли Инну Чурикову. Режиссер обожал ее за талант, но считал, что Никанорова должна быть пышной русской женщиной. Тогда литератор вспомнил о Наталье Гундаревой, которая начинала кинокарьеру с фильма по его сценарию «Здравствуй и прощай» (1972). Ознакомившись с материалом, актриса согласилась сниматься, ее утвердили на роль Никаноровой без проб.
Сложным оказался поиск исполнителя, способного составить пару Гундаревой. Авторы терялись в догадках в отношении типажа. Перебрали многих героев-любовников. Пробы прошли Александр Лазарев, Евгений Киндинов. Последний все же сыграл в картине, но не главного героя Павла Дёжкина, а его приятеля. В итоге Мережко пришла в голову мысль создать на экране мезальянс. Тогда путь от недоверия к любви будет выглядеть убедительнее. Роль того самого принца на белом коне предложили Бориславу Брондукову, внешность которого была далеко не обольстительной. Ход неожиданный! Только вот худсовет «Мосфильма» не хотел видеть лирическим персонажем того, кто недавно кричал с экранов: «Афоня мне рубль должен!» Но начальство удалось уговорить. Благодаря этой картине Борислав Николаевич, больше известный по комедийным ролям, продемонстрировал талант драматического актера. Это активно использовала в 1980-е белорусская киностудия, где он снялся в фильмах «Дело для настоящих мужчин» (1983), «Государственная граница. За порогом победы» (1987) и «Мудромер» (1989).
Актер Иван Рыжов был талисманом режиссера Марягина и снимался почти во всех его лентах. Здесь ему предложили роль председателя колхоза, а его шофера сыграл Михаил Васьков.
Из ряда вон
Большинство деревенских сцен снимали в селе Синявском под Таганрогом. Брондукова в то время не все знали в лицо. В картине есть эпизоды, где он, исполняя роль ветеринара, лечит корову. Две старушки, увидев это, привели к нему своих буренок, а потом долго не могли поверить, что он ненастоящий доктор.
Михаил Васьков перед тем, как войти в кадр, обязался окончить шоферские курсы. «Мосфильм» даже оплатил их. Но парень тогда ухаживал за будущей супругой и занятия посетил три раза.
В одной из сцен он должен был гнаться за персонажем Киндинова на машине по колхозному полю. Перепутав газ с тормозом, Васьков чуть не задавил Евгения. Но это показалось пустяком в сравнении с тем, что произошло в Ростове, где снимали возле железнодорожного вокзала. Все шло своим чередом, как вдруг Гундарева увидела: в сторону съемочной площадки на огромной скорости несется грузовик и не собирается останавливаться. Позже выяснилось: у машины отказали тормоза. Кто успел заметить опасность, тот отбежал.
А постановщик стоял в центре площадки, внимательно читал текст следующей сцены и не услышал предупреждающих криков об опасности. Грузовик был близко и успел сбить несколько осветительных приборов. Видя, что сейчас случится страшное, Гундарева мгновенно подбежала к Марягину и вытолкнула его из-под колес. При этом сама изловчилась не попасть под многотонную машину, которая через секунды врезалась в ближайший столб.
До последнего лента называлась «Дни». Но когда снимали финал, в котором персонаж Брондукова хочет уехать, а героиня Гундаревой пытается его остановить, в репродукторе на вокзале зазвучали слова: «Гражданин Дёжкин! Вас ожидает гражданка Никанорова!» Мережко, присутствовавший на площадке, понял: эта реплика и станет названием фильма!
В 1978 году картину посмотрели 22 млн человек, и никому она не показалась пошлой, аморальной. Она про вечные человеческие страсти, желания и потребность в сочувствии.
Еще материалы рубрики:
«Интервенция». Как снимали легендарный фильм
«Балтийское небо». Как создавали первую советскую киноленту о трагедии блокадного Ленинграда
«Валентин и Валентина». Табаков сказал Зудиной перед съемками: «Пусть режиссер снимет тебя голой!»
Во время съемок этого фильма Минск и Берлин поджигали и взрывали по-настоящему
Смотрите также: