Ваш проводник в мире недвижимости. Какие услуги могут оказать в Минском городском агентстве*
За 91 год своей работы РУП «Минское городское агентство по государственной регистрации и земельному кадастру» стало главным оплотом минчан в решении вопросов по недвижимости. Корреспондент агентства «Минск-Новости» узнала, какие услуги здесь оказываются клиентам.
Экстерриториальные масштабы
Сегодня один из важнейших принципов работы агентства – экстерриториальность. Его суть проста: при осуществлении административных процедур у граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей есть возможность подать документы в отношении объектов недвижимого имущества, расположенных не только в Минске, но и за его пределами.
– По всей стране есть территориальные организации и их филиалы, которые осуществляют регистрационные действия. К примеру, вы унаследовали квартиру в городе Гродно. Пришли к нам, регистратор здесь принимает заявление, дает реквизиты на оплату. Документы сканируются, и электронная копия документов отправляется в территориальную организацию. В этот же день, максимум на следующий, заявление вносится в журнал регистрации. Готовые документы, прошедшие регистрационные действия, путем почтовой связи отправляются обратно к нам, и гражданин здесь их может забрать, – рассказал об алгоритме действий заместитель начальника отдела регистра Павел Замаро.
Количество принятых и поступивших на исполнение заказов по экстерриториальному принципу в агентстве составило за 2021 год – 465 заказов, за 2022 год – 861 заказ, за январь – июль 2023 года – 637 заказов, что свидетельствует о росте популярности данной услуги. Стоит добавить, что услуга платная и проводится по договору. Однако для человека, который не хочет ехать за документами далеко, это наиболее выгодный вариант. В перспективе развития отрасли планируется переход от экстерриториального приема заявлений к экстерриториальной регистрации.
Навстречу инновациям
Большое внимание уделяется доступности для клиентов современных технологий. Многие услуги агентства можно заказать не выходя из дома.
Яркий пример: в августе – сентябре коридоры Минского городского агентства по государственной регистрации и земельному кадастру по традиции наполнятся будущими студентами. Вступительная кампания подходит к концу, многие вузы и ссузы требуют перед заселением в общежитие от первокурсников справки об отсутствии собственной недвижимости в столице. Вопреки расхожему мнению, необязательно тратить время в ожидании за справкой в жаркую летнюю пору – получить документ можно, всего лишь подав заявку на сайте.
– В чем преимущества такой услуги? Можно зайти на сайт, заказать справку онлайн, она будет готова в течение 1–2 дней. Затем просто прийти в агентство с паспортом, взять талончик на выдачу и получить ее, затратив на все 10–15 минут, – отметил замдиректора по информационной безопасности и технологиям Виктор Тимошенко. – На сайте также можно оформить заказ на выписку из единого государственного регистра недвижимого имущества, онлайн-услугу по оценке недвижимости или предварительно записаться к специалистам агентства.
Все под инвентаризацию
Еще одна важная услуга, оказываемая агентством, – техническая инвентаризация. Она всегда предшествует регистрации любого объекта недвижимого имущества и является важным этапом контроля готового здания.
– Техническая инвентаризация – это работы в отношении вновь построенных объектов по сбору их технических характеристик. Ведь то, что построено по факту, может отличаться от проекта. И наша задача – отразить достоверные сведения об объекте, в том числе и зафиксировать, имеются ли отклонения от утвержденного строительного проекта, – объяснила начальник отдела по технической инвентаризации № 2 Наталья Веренич. – По результатам технической инвентаризации выдается технический паспорт, необходимый для государственной регистрации создания объекта.
Технической инвентаризации подлежат не только все здания в классическом понимании этого слова, но и инженерные сооружения. Сюда входят путепроводы, автомобильные дороги, железнодорожные пути, спортивные площадки и стадионы, сотовые вышки, взлетные полосы аэродрома и даже станции метро с перегонными тоннелями!
– Уникальность специалистов по технической инвентаризации в том, что мы выполняем государственную функцию по учету объектов недвижимого имущества и гарантированно обеспечиваем защиту и сохранность сведений о них, тем самым охраняя права собственников недвижимости. Кроме нас, это никто не делает, – рассказала Н. Веренич.
Удостоверить и зарегистрировать
В отделе по удостоверению договоров клиенты имеют возможность и удостоверить, и зарегистрировать некоторые виды документов, тем самым сэкономив себе время.
– Регистраторами отдела оказываются услуги по удостоверению договоров с недвижимым имуществом (за исключением договоров, которые подлежат обязательному нотариальному удостоверению, – брачные договоры, соглашения об алиментных обязательствах, договор ренты) как по городу Минску, так и экстерриториально (вне зависимости от места нахождения правообладателя и принадлежащего ему недвижимого имущества). Так, в 2022 году по принципу экстерриториальности удостоверено 387 договоров, а за первое полугодие 2023 года – 380, что говорит о востребованности этой услуги и необходимости дальнейшего ее развития.
Организован дополнительный прием регистраторами (при условии обязательной предварительной записи) по вопросам государственной регистрации и удостоверения сделок с недвижимым имуществом, который осуществляется в риэлтерских и иных организациях города Минска.
То есть такие сделки, как договор купли-продажи, договор дарения, договор об ипотеке, договор мены регистратор может удостоверить и сразу принять на государственную регистрацию договора и основанных на нем прав. Таким образом, люди могут прийти к нам с намерением произвести сделку и уйти с готовыми документами либо забрать их через 5 рабочих дней в зависимости от срочности заказа изготовления готовых документов – рассказала начальник отдела по удостоверению договоров Елена Навныко.
В отделе работают 20 специалистов, так что прием ведется быстро. К тому же можно записаться на прием онлайн, тем самым сократив время получения документов до минимума.
Дополнительные офисы для вашего удобства
Заместитель директора Андрей Шуманский отмечает: несмотря на то, что практически все услуги доступны в онлайн-формате, многие клиенты любят прийти в агентство за необходимой процедурой.
– Технологии позволяют сделать заказы онлайн, но люди по-прежнему предпочитают приезжать лично. Поэтому мы пошли по другому пути: будем открывать так называемые фронт-офисы в популярных городских районах. У нас уже есть несколько филиалов, где работают специалисты. Попробуем рассредоточить поток клиентов.
К слову, для посетителей в агентстве построена развитая инфраструктура. Работает кафе с обеденным залом на 80 гостей, в богатом на выбор меню представлены блюда европейской и белорусской кухни. Есть кофе-бар, парикмахерская, тренажерный зал с современным силовым и кардиооборудованием, гостиница. Созданы все условия, чтобы клиент решил свой вопрос по недвижимости в максимально комфортных условиях.
За справочной информацией можно обратиться в контакт-центр агентства по телефону +375 (17) 311-65-00 и зайти на сайт mga.by
Время работы контакт-центра:
понедельник, вторник, четверг, пятница – с 8:00 до 19:00;
среда – с 8:00 до 20:00;
суббота – с 8:00 до 16:20.
Фото Тамары Хамицевич и предоставлены Минским городским агентством по государственной регистрации и земельному кадастру