izobrazhenie viber 2024 12 02 13 49 07 533

Вечная история доктора Фауста ожила на сцене Большого театра

В Большом театре Беларуси состоялась премьера оперы «Фауст» Шарля Гуно, режиссером-постановщиком которой стала Анна Моторная, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».  

А. Моторная рассказала, что в театре во время постановки оперы и репетиций болели артисты, работать было непросто. Однако все понимали, что трудятся над созданием современного и нужного спектакля.

Pavel Rusak 11 of 47

Люди нуждаются в общении, трепетном отношении друг к другу. Когда этого не происходит день ото дня, души начинают разрушаться. Когда люди черствеют, происходят страшные события. Мне бы хотелось, чтобы Большой театр позволил людям почувствовать, что они нужны друг другу. Нас спасет только любовь. Человек, который приходит в оперу, получает возможность открыть для себя невероятный мир. Мефистофель — возможность для всех нас понять, что есть добро и зло, — отметила А. Моторная.

Pavel Rusak 13 of 47

Она считает, что опера «Фауст» глубже и скорее, чем великий Гетте, может раскрыть эту великолепную историю, потому что музыка бессмертна, может быстрее проникнуть в душу человека.

Pavel Rusak 20 of 47

Хотим рассказать историю о том, как и что может спасти мир. И это — только любовь, — подчеркнула А. Моторная.

Pavel Rusak 25 of 47

Хореограф, балетмейстер-постановщик оперы «Фауст» Наталья Москвичева отметила, что до этого не ставила спектакли в оперном театре и считает большим счастьем, что это произошло в таком именитом театре, на большой сцене, в интереснейшей команде.

Pavel Rusak 26 of 47

Режиссерская концепция постановки затронула серьезные философские вопросы и призвала задуматься над проблемами человеческого бытия. Для этого зрители словно помещаются в атмосферу фаустовского эксперимента, где балансируют на грани реальности и иллюзии. Ощутить это помогает и художник-постановщик Вячеслав Окунев, который создал уникальное сценическое пространство.

Pavel Rusak 31 of 47

События, по задумке режиссера, происходят в Германии с 1935 по 1945 годы, но история приближена к современному зрителю. Фактически она задумывалась как путешествие через века. История о том, что необходимо человеку, чтобы найти ответы на невероятно важные вопросы, и как совершенствовать свою душу.

Pavel Rusak 34 of 47

Создателями спектакля была сохранена практически вся партитура оперы, за исключением небольших деталей, ведь каждая нота несет смысл. На сцене одновременно присутствовало до 100 человек, костюмов было создано около 450. Сцена Большого театра позволила развернуться фантазии художника и режиссера.

Pavel Rusak 37 of 47

Опера Гуно – бестселлер. Она обладает невероятной эмоциональностью, которая может заставить сопереживать, когда зритель внимательно отслеживает историю грехопадения и искупления. Силой молитвы и готовностью к самопожертвованию Маргарита спасает душу Фауста. Лирико-психологическая драма, которая развернулась на сцене, затронула сердца зрителей.

Pavel Rusak 42 of 47

Справочно

В Большом театре Беларуси оперная история доктора Фауста уже получала сценическое воплощение. В 1928 году была первая постановка «прародителя» театра – музыкального техникума, осуществленная под художественным руководством А.Бессмертного и исполненная на белорусском языке. Второй раз опера была поставлена в 1950 году дирижером Т.Коломийцевой, режиссером В. Шахраем. Третий раз – в 1972 году, в постановочную группу вошли дирижер И. Абрамис, режиссер С. Штейн, балетмейстер С. Дречин. Последняя постановка была в репертуаре театра до 90-х годов ХХ века.

Фото Павла Русака

Смотрите также:

Минский курьер. Обзор событий столицы с 16 по 22 ноябряМинский курьер. Обзор событий столицы с 16 по 22 ноября
telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Картина эпохи застоя о цинизме и жестокости молодежи. Как снимали фильм «Дорогая Елена Сергеевна»

Пьеса, по которой снимали эту картину, попала под советскую цензуру, и сценарий пролежал на полке долгих пять лет. Однако фильм «Дорогая Елена Сергеевна» в итоге сняли всего за 22 дня. Почему Эльдар Рязанов считал эту картину неудачной и зачем во время съемок бросал стулья в юных артистов — читайте в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

e55a824e734a547b125a5d7d70d460f2

О чем кино

Четверо учеников 10 «Б» класса пришли домой к учителю математики Елене Сергеевне, чтобы поздравить ее с днем рождения. Подарили цветы, презенты. Однако выясняется, что истинная цель школьников — выкрасть ключ от сейфа, где лежат их экзаменационные работы. Ребята хотели заменить их на аналогичные без ошибок.

События развиваются так, что каждый из непрошеных гостей проявляет темную сторону своей души.

Добиваясь экранизации

В конце 1970-х молодой драматург Людмила Разумовская училась на Высших театральных курсах при ГИТИСе. Внезапно она получила заказ от Министерства культуры СССР — написать пьесу о трудных подростках. Так родилось произведение «Дорогая Елена Сергеевна». Профессионализм дебютантки оценили, а вот работу не одобрили. Однако в 1981 году пьесу поставили в Таллине и ленинградском «Ленкоме». Началась цепная реакция — более 20 театров Союза перенесли ее на сцену.

Кинорежиссер Э. Рязанов давно хотел снять что-то остросоциальное. Узнал о произведении Разумовской, прочел. Приятели, которым постановщик доверял, отговаривали браться за материал: мол, не его жанр. Но решительно настроенный Эльдар Александрович позвонил Людмиле. Они условились создать сценарий. Сделали это вместе.

Осенью 1982-го Рязанов принес директору «Мосфильма» Николаю Сизову готовую литературную основу ленты. К 9 ноября он ознакомился с произведением и вызвал к себе постановщика. Здесь нужно сказать, что в прошлом Николай Трофимович возглавлял Управление внутренних дел — охраны общественного порядка исполкома Мосгорсовета. Генерал в отставке сказал: «Нас всех посадят, но мы будем снимать это кино!»

aa3dd2b9 3e9b 5ce8 81d8 60e47b39d1f5

Назавтра стало известно о смерти генсека Леонида Брежнева. Вопрос о том, какой будет внутренняя политика при сменившем его на посту главы государства Юрии Андропове, оставался неясным. С постановкой решили повременить. В театрах же пьеса продолжала идти с успехом.

Тем не менее в 1983-м на ее премьере в Уфе побывал первый секретарь местного обкома партии. Он испытал шок от увиденного. На следующее утро позвонил в ЦК КПСС. Сложно поверить, но вопрос о произведении рассматривали на заседании Политбюро. Спектакли запретили. Об экранизации не могло быть и речи. Табу сняли лишь в 1987 году. Тогда режиссер вернулся к задумке и достал сценарий с полки.

Юные звезды

Марина Неёлова безоговорочно согласилась на роль Елены Сергеевны.

Молодых людей, способных сыграть учеников, искали в театральных вузах. Но не всякого студента можно выдать за школяра. Тогда ассистенты пошли в школы с театральным уклоном. В одной из таких — при Московском молодежном театре «На Красной Пресне» — их внимание привлекли десятиклассники Наталья Щукина и Дмитрий Марьянов. Ребята уже снимались в эпизодах. Рязанов утвердил их на роли Ляли и Паши.

Долго не размышляли над тем, кто сыграет Витьку Шевченко. Пригласили 18-летнего Фёдора Дунаевского, только что получившего широкую известность после картины Карена Шахназарова «Курьер».

Имело место одно исключение. Роль заводилы Володи доверили 21-летнему танцовщику Большого театра СССР Андрею Тихомирнову. Пусть он и был высоким, однако выглядел младше своего возраста, говорил слегка робким голосом. Подобное в кино не беда. В кадре его озвучил Олег Меньшиков.

По традиции Эльдар Александрович сыграл в эпизоде собственной ленты. Он перевоплотился в соседа, которого раздражала громкая музыка.

b506f54b6e15a764521cd1fa79079db4

Тяжелый период

Квартиру Елены Сергеевны выстроили в павильоне «Мосфильма». Чтобы избежать театральной статичности, определенные сцены снимали на крыше дома, с которой видна панорама ночной Белокаменной. Вступительный эпизод с купанием героев в озере запечатлели на Удальцовских прудах столицы. Ребятам требовалось изображать изнеможение от жары. Происходило это в октябре, а сама осень выдалась холодной. Температура воды составляла не более +7 °C. Массовка, приглашенная из «Общества моржей», чувствовала себя превосходно, плескалась. А вот школьники посинели. Марьянов заявил: если ему не нальют водки, он нырять не станет. Учитывая несовершеннолетний возраст, Рязанов разрешил лишь растереть спиртным юных артистов. В итоге, чтобы исполнители не слегли с воспалением легких, крупные планы барахтанья в воде позже досняли в бассейне спорткомплекса «Олимпийский».

Любопытно, что режиссер уделял внимание всему, в том числе одежде героев. Он лично попросил студента ВГИКа из Танзании одолжить на время модные клетчатые штаны для героя Ф. Дунаевского!

На съемки потребовалось всего 22 дня. Тем не менее они стали каторгой для Эльдара Александровича. Он привык взаимодействовать с артистами другого уровня, которые относятся к нему с пиететом. А молодые люди часто подвергали осмеянию все, что говорил мастер. Хихикали при читке реплик. Причина в том, что за восемь лет с момента написания пьесы молодежный сленг очень изменился. Школьники второй половины 1980-х не говорили так, как было в сценарии. Тексты казались им искусственными. На просьбы попробовать пересказать написанное собственными словами юные исполнители реагировали тяжело, не умели с ходу импровизировать. Рязанов выходил из себя, по словам Ф. Дунаевского, бросался стульями, а на следующий день извинялся. Кричал, что не может работать с этими чудовищами. Позже, когда остыл, все проанализировал и понял: перенес на артистов свое отношение к наглым и разнузданным персонажам.

2 10

Закончилось тем, что общался с ними через парламентера — второго режиссера Евгения Цымбала.

Премьера ленты состоялась в Москве в апреле 1988-го. Зрителей увиденное шокировало. В прессе писали о неблагополучном поколении, цинизме молодежи. Картина с успехом прошла в Японии, Китае, ФРГ и других странах Европы. Эльдар Александрович же считал этот фильм неудачным. По его признанию, впервые после окончания работы над лентой ему не хотелось жить. Впрочем, если бы кино вышло в начале 1980-х, оно вызвало бы гораздо больший резонанс. Но именно в 1988-м на экранах появились остросоциальная картина «Маленькая Вера», белорусский фильм Валерия Рыбарева «Меня зовут Арлекино», что снизило остроту режиссерского высказывания Рязанова. Поскольку в ту пору был десятиклассником, помню, что говорили ровесники о фильме: «Киношники перегнули с жестокостью. Маловероятная история».

Еще материалы рубрики:

Снять запрет на показ фильма «Комиссар» Александра Аскольдова помог Роберт Де Ниро

Где снимали фильм «Начальник Чукотки», и почему картину пришлось защищать от нападок и закрытия

Почему запретили комедию «Тридцать три», и какое участие в этом приняли космонавты Гагарин и Леонов

Фильм «Мой младший брат» открыл для кино трех знаковых актеров

«Ленин в октябре». Во время съемок этого фильма кинематографистов преследовал злой рок

Сильный ветер и снег ожидаются в Беларуси 16 декабря

В понедельник, 16 декабря, на большей части территории республики синоптики обещают усиление юго-западного и западного ветра. В отдельных районах его порывы достигнут 25-26 м/с, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на Белгидромет.

Прогноз погоды в Беларуси на 14-16 декабря 2024 годаПрогноз погоды в Беларуси на 14-16 декабря 2024 года

Временами предвещаются осадки: снег и дождь. Ночью и утром местами ожидаются слабые метель и гололед, на отдельных участках дорог будет гололедица.

Ночью в стране похолодает до –3… +3 °С. Днем воздух прогреется до +2 °С… +10 °С. При этом в Бресте ожидается +8… +10 °С, в Гродно — от +7 до +9 °С, в Минске +4… +6 °С, в Витебске, Могилёве и Гомеле — от +3 до +5 °С.