Вещдоки Победы. Летчик Андрей Данилов чудом остался жив после схватки с врагом в небе. Его уберегли…часы
В Белорусском государственном музее истории Великой Отечественной войны за стеклом экспозиционных витрин замерли во времени предметы той эпохи. Простые вещи фронтовиков приобретали порой иную ценность. Ценность, соразмерную человеческой жизни. В новом проекте «Вещдоки Победы» корреспондент газеты «Минский курьер» расскажет об особенных экспонатах.
Вместе с младшим научным сотрудником отдела научно-просветительской работы музея Сюзанной Коровянской заходим в зал № 4, посвященный первым оборонительным боям на территории Беларуси. В Год исторической памяти к военным экспозициям особый интерес у общества, замечает она. Приходит много детей. Они участвуют не только в экскурсиях, но и в проектах музея. Немало гостей из России. Есть экспонат, история которого оказывает сильное впечатление на посетителей. И даже больше — мотивирует на что-то важное в жизни.
— Я вам расскажу про часы Данилова, — начинает Сюзанна.
22 июня 1941 года немецко-фашистские захватчики ворвались на территорию Беларуси, яростно атакуя с неба. Главный удар врага пришелся на центральный участок границы рядом с Гродно. Одним из тех, кто в первые часы войны поднялся в воздух, сражаясь за город, стал пилот и политрук Андрей Данилов. Это опытный летчик, участвовавший в освобождении Западной Белоруссии в 1939-м. Защищая от бомбардировок Гродно, он сбил два вражеских самолета. Но и его боевая машина получила повреждения. Когда весь боезапас был расстрелян, раненный осколком фашистского снаряда пилот направил свою «Чайку» — истребитель И-153 — в последнюю атаку. Данилов совершил воздушный таран.
Потом историки напишут, что во время этого боя летчик даже видел самоуверенное, ликующее лицо немецкого пилота, который направлял на него пулемет. По сути, оставшись в небе безоружным и на подбитом самолете, он стал легкой мишенью врага. Лицо Данилова было исполосовано ранами, из них сочилась кровь, покрывая глаза багряной пеленой. Он рванул вперед, поражая в этой неравной схватке третью и последнюю свою цель.
Чудом остался жив. Тяжелораненый летчик, теряя сознание, под непрекращающимися обстрелами фашистов пытался посадить самолет с неисправным шасси в ржаное поле. Одна из бронебойных пуль попала в грудь. Однако она не пронзила тело, отрикошетила в ногу.
Данилов дышал, сердце билось — его уберегли часы, которые он носил в левом кармане гимнастерки.
А часы действительно были славные. Их выпустил самарский завод имени Масленникова, специализировавшийся на оборонной продукции, в том числе на снарядах и авиационном оборудовании. Но в 1937-м, освоив французскую технологию, предприятие стало массово производить часы под маркой «ЗиМ».
Бронебойная пуля, попав в них, покорежила лишь металлический корпус, механизм сохранился нетронутым. Возможно, такие же часы, которые всё еще было модно носить во внутреннем кармане (несколькими годами позже возрос интерес к ручным часам), спасли не одну жизнь.
Обессилевшего, находящегося на волоске от смерти Данилова забрали жители деревни Черлёны, где первую медицинскую помощь ему оказала Степанида Гурбик. Сельчане вспоминали: чтобы обработать раны советского летчика, потребовалось 10 часов. Литры крови были вылиты из сапога, снятого с его поврежденной ноги. Степанида Степановна нашла и ту самую пулю.
Позже Данилова удалось отправить в воинскую часть, откуда его доставили в воронежский госпиталь. О том, что летчик выжил в том сражении, никто из его сослуживцев не знал. В поле обнаружили разбитый самолет с окровавленным сиденьем. В кабине нашли 136 бронебойных пуль…
Данилов, пребывая на лечении, прочитал в газете, что он посмертно награжден орденом Ленина. Отец в июле 1941-го получил похоронку.
После выздоровления летчик вернулся в строй. Воевал на Курской дуге, освобождал Минск, дошел до Берлина. На стенде гостям музея показывают шлем, в котором он штурмовал столицу нацистской Германии. Данилов и на этом не успокоился — полетел на Восточный фронт сражаться с Японией. Про него говорили: «Он саратовец! Горячая кровь». В кармане летчик всегда носил свои обереги — пулю и часы.
В 1945-м Данилов навестил село Черлёна. На встречу с летчиком вышла вся деревня. Женщину, спасшую его, он назвал своей второй матерью. Степанида Степановна его сразу узнала, со слезами бросилась на грудь. Он думал, что бы подарить ей на память о себе. И подарил… парашют. Сельчанка распорядилась им оригинально. Отрезав стропы, сшила белое платье. Тонкий, но прочный белый шелк идеально подходил для этих целей. Оставшийся кусок ткани раскроила, сделала много платков и раздала их каждой девушке в деревне. В 1986 году одна из них передала свой платок в музей. Данилов восхищался этими женщинами, а они восхищались им.
В 1962-м Данилов приехал в Минск, посетил музей истории Великой Отечественной войны, перезнакомился и подружился со всеми сотрудниками. В нынешней экспозиции представлены его боевые вещи: зажигалка, портсигар, планшет, логарифмическая линейка, летная маска и шлемофон. Центральное место занимают пуля и часы Данилова, спасшие ему жизнь. Всё это он передал лично.
Справочно
После окончания войны Андрей Данилов жил в городе Аткарске Саратовской области. Ему присвоено звание «Почетный гражданин города Гродно». Награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, Отечественной войны II степени, Красной Звезды, медалями.
Фото Тамары Хамицевич