«Визит к Минотавру». Этот фильм вдохновил бандитов на кражу скрипки ценой 1,5 млн долларов
Как фильм «Визит к Минотавру» вдохновил бандитов на настоящую кражу скрипки ценой в 1,5 млн долларов — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
О чем кино
Две сюжетные линии фильма рассказывают о событиях в СССР в 1986 году и в Италии XVII–XVIII веков. У прославленного скрипача Льва Полякова в результате кражи со взломом похищают скрипку Страдивари. Преступление расследует работник прокуратуры Станислав Тихонов с помощницей Еленой Нечаевой. Кто-то умело пытается сбить следствие с пути, наводя тень на бывших коллег музыканта. В итоге Тихонов выходит на след преступника, но взять его оказывается непросто.
В параллельном сюжете — судьба Страдивари от подростка до старика. Любопытна линия с глубокой философией его учителя Амати.
Сюжет из жизни
Редкий случай, когда телесериал можно назвать шедевром. Фильм Эльдора Уразбаева по произведению братьев Вайнеров смело можно отнести к категории классики, которую с интересом смотришь вновь и вновь, несмотря на то что сюжет хорошо знаком.
Предысторией послужила реальная кража в начале 1968 года: обворовали квартиру выдающегося советского скрипача Давида Ойстраха. Вынесли 100 тысяч рублей, 4 кг золотых украшений.Но три скрипки Страдивари ценой в миллионы долларов не тронули. Преступники решили: барахло, какого полно.
Вайнеров вдохновило это происшествие. К 1972 году они написали роман. Основной причиной того, что литераторы ввели историческую линию повествования, где юный Страдивари становится учеником скрипичного мастера Амати, стал опубликованный в журнале «Москва» роман Булгакова «Мастер и Маргарита». Там тоже события происходят параллельно в 1930-е и в 30-е годы I века нашей эры. Не новый литературный прием с экскурсами в прошлое, но братьев впечатлил, и они решили его использовать.
На «Грузия-фильме» книгу немедленно экранизировали под названием «Ночной визит» (1974). Правда, взяли лишь современную детективную линию. И кино выглядело ширпотребом. Уразбаев понимал: попытка коллег неудачна. Поэтому в 1985 году смело подал заявку в Гостелерадио СССР на новую экранизацию произведения. Первое творческое объединение студии имени Горького взяло на себя весь производственный процесс.
В сценарий внесли некоторые поправки. В фильме нет такого персонажа, как мать главного завистника и злодея Белаша, которая воспитала в нем злобу к окружающим. В финале ввели погоню, что логично для остросюжетного кино. Еще в произведении Тихонов — работник МУРа, а в сериале — прокуратуры и по должности не может вести оперативно-разыскную деятельность, но занимается этим. Изменения ничуть не портят сюжет.
Сомнения актеров
На роль Тихонова никого не искали. Были уверены, что его сыграет Андрей Мягков, прекрасно справившийся с этим образом в недавно вышедшем сериале «Гонки по вертикали» (1982). Но тот отказался, сославшись на занятость в театре. Тогда пригласили Сергея Шакурова. В его исполнении Тихонов совсем другой: более жесткий, категоричный, без чувства юмора. В ленте он сыграл еще и Антонио Страдивари.
На роль помощницы Нечаевой утвердили Анну Каменкову. В 6 лет актриса снялась в культовой белорусской картине «Девочка ищет отца» (1959), что определило ее судьбу. В сериале есть еще один исполнитель родом из Беларуси. Уроженец Минской области Леонид Белозорович сыграл бывшего приятеля Белаша Николая Ивановича Баранова.
Утверждая на роль Иконникова Валентина Гафта, режиссер всё сделал в пику первоисточнику. В книге Иконников — человек с длинной рыжей бородой. Гафт по фактуре полная противоположность. К тому же его персонаж давал концерты еще во время блокады Ленинграда. То есть по сюжету он человек преклонного возраста. Чего не скажешь о Гафте в той роли. Но сыграл он несчастного музыканта, бросившего любимую профессию, замечательно.
Александр Филиппенко сначала хотел отказаться от роли Белаша. Надоело ему изображать кощеев и одномерных подонков. Но, поговорив с режиссером, нашел краски для образа, внутреннюю опору, в ее основе зависть к успешному музыканту, у которого украли скрипку. Кстати, он, как и его персонаж, не мог трудиться на освоении целины. Актеру в середине 1950-х было 10 лет. Еще одна натяжка по возрасту. Конечно, бывает, что молодые играют стариков, однако это делается с использованием мощного грима, седых волос. А тут 33-летний актер в кадре таков, каким был в годы съемок.
Еще один исполнитель, который почти отказался от роли, — Владимир Самойлов. Когда он увидел, что ему предлагают сыграть прокурора, не стал читать сценарий. Но это сделала его любопытная супруга Надежда Федоровна. Рассказала, что персонаж не простой и примитивный. Жена дома репетировала с Самойловым сцену, где прокурор беседует с персонажем Пуговкина, вором: «Ты в 1941-м с липовой грыжей — механиком на хлебозавод, а я — с винтовкой под Вязьму».
Кроме Шакурова в картине солировал Ростислав Плятт в образе Амати. Последняя крупная роль великого актера, который как бы прощался со зрителями.
Змеи и взрыв
Все уличные сцены в Италии с Амати и Страдивари снимали в Вильнюсе. Скрипичную мастерскую выстроили в павильоне в Москве. Там же, в столице, работали над всей детективной историей.
Тот, кто смотрел кино, вряд ли забыл сцену в террариуме со змеями, где Тихонов беседует с Иконниковым. Общие планы сняли в настоящем серпентарии.
Для крупных планов, где Иконников достает змей и берет их в руки, выстроили подобие серпентария в павильоне. Рядом дежурила бригада врачей, державших наготове инъекции на случай укуса. В общем, всё было по-настоящему.
На съемках сцены погони едва не произошла трагедия. По сценарию грузовая машина должна была в кадре взорваться. Пиротехники зарядили «ЗИЛ» взрывчатым веществом. За руль сел каскадер, собираясь ехать на исходную позицию для дубля, и случайно задел тумблер, соединенный с запалом. Кузов взорвался, когда рядом находились около 50 работников съемочной группы. Никто не погиб, но многие получили ожоги. Правда, киношникам всё нипочем. На следующий день пригнали еще один «ЗИЛ», зарядили, рванули, сняли.
В картине показана настоящая скрипка Страдивари, которую он изготовил в годы учебы у Амати. Ее привозили под охраной. Четыре милиционера не отходили от нее ни на шаг. Стоимость раритета тогда составляла 1,5 млн долларов. По иронии судьбы именно фильм сподвиг преступников спустя 10 лет после выхода ленты, в 1996 году, похитить ее из Государственного центрального музея музыкальной культуры имени М. Глинки. Через год после задержания злоумышленники признались, что мысль о краже возникла после просмотра сериала.
Все скрипичные партии, звучащие в кино, сыграны именно на этой скрипке. Музыкант, записывающий их, снимал обувь, прежде чем войти в звуковую студию и взять инструмент в руки!
Многосерийное кино показали по телевидению в канун Дня милиции, 9 ноября 1987 года. Хоть эпоха видеосалонов, где крутили «Рэмбо» и «Кошмары на улице Вязов», уже началась, страна восторгалась советским детективом. Все спешили домой не только в дни премьеры, но и на повторный показ.
Кража века
Осенью 1968 года в западной прессе сообщили сенсацию: в квартире мировой знаменитости скрипача Давида Ойстраха по адресу: Москва, ул. Чкалова, 14/16, совершена кража. В советской прессе молчали о происшествии: музыкант обратился в ЦК КПСС с просьбой дать распоряжение о запрете советских публикаций во избежание классовой вражды и межнациональной розни на почве зависти. Завидовать действительно было чему. Кроме баснословной суммы денег, на которую можно было купить 25 автомобилей марки «Москвич-412» (самая модная модель), 4 кг золотых изделий преступники вынесли и несколько раритетов: инкрустированный бриллиантами золотой портсигар — подарок президента Турции Ататюрка, шахматную доску с золотыми и серебряными фигурами — подарок королевы Бельгии Елизаветы. Также ворам достался символический золотой ключ от ворот Иерусалима. А ведь большинство советских граждан получало среднюю зарплату 95–100 рублей в месяц.
Кража произошла, когда музыкант находился в гастрольном туре. Злоумышленникам удалось весьма хитроумным способом отключить сигнализацию, взломать «неприступные» швейцарские замки.
Причина, по которой задержали воров, из категории «глупее не придумаешь». Главарь, находясь в квартире, случайно выронил из кармана эспандер для разработки кисти руки. На нем заглавными буквами была написана его фамилия — Никонов. Злоумышленник не заметил потери. Зато эспандер нашли работники МУРа! Они хорошо знали рецидивиста Бориса Никонова, специализировавшегося на антиквариате.
Если преступники в 1996 году похитили скрипку из Государственного центрального музея музыкальной культуры имени М. Глинки, вдохновленные фильмом «Визит к Минотавру», то Никонов был поклонником американского кино «Как украсть миллион» (1966), побывавшего в советском кинопрокате. Там-то он и подсмотрел способ отключения сигнализации. В течение нескольких часов с промежутками он много раз бил ногой в дверь квартиры Ойстраха. Срабатывал сигнал. Приезжал наряд милиции, убеждался: всё спокойно. На пятый раз милиционеры решили, что сигнализация неисправна, и обесточили ее!
Видимо, Никонов был не самым лучшим экспертом в области раритетных вещей. Он не взял 29 пластинок из золота, на которые было нанесено темное напыление. Но главное — в квартире хранились три скрипки Страдивари стоимостью в миллионы долларов. Одну музыканту передали во временное пользование из советской госколлекции. Вторую скрипку «Марсик» он купил за свои деньги. Еще одна — подарок всё той же королевы Бельгии Елизаветы. Именно этот инструмент сняли в фильме «Визит к Минотавру». Его же после смерти Ойстраха супруга артиста передала в Государственный центральный музей музыкальной культуры имени М. Глинки, откуда в 1996 году раритет и украли. Но вскоре нашли, и скрипка продолжает украшать экспозицию.
Читайте также:
- Фильм «Государственный преступник» и разрушение Берлинской стены. Этот день в истории: 9 ноября
- Фильм «Мой младший брат» открыл для кино трех знаковых актеров
- «Храни меня, мой талисман». Фильм, который помог А. Абдулову избавиться от амплуа принца
- «Война супника», фильм «Возрождение», Кашпировский «дает установку». Этот день в истории: 8 октября
- Освоение Русской Америки, открытие Олимпиады в Москве и смерть Раневской. Этот день в истории: 19 июля