1200 90

«Визит к Минотавру». Этот фильм вдохновил бандитов на кражу скрипки ценой 1,5 млн долларов

Как фильм «Визит к Минотавру» вдохновил бандитов на настоящую кражу скрипки ценой в 1,5 млн долларов — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

getImage

О чем кино

Две сюжетные линии фильма рассказывают о событиях в СССР в 1986 году и в Италии XVII–XVIII веков. У прославленного скрипача Льва Полякова в результате кражи со взломом похищают скрипку Страдивари. Преступление расследует работник прокуратуры Станислав Тихонов с помощницей Еленой Нечаевой. Кто-то умело пытается сбить следствие с пути, наводя тень на бывших коллег музыканта. В итоге Тихонов выходит на след преступника, но взять его оказывается непросто.

В параллельном сюжете — судьба Страдивари от подростка до старика. Любопытна линия с глубокой философией его учителя Амати.

Сюжет из жизни

Eldor Magomatovich Urazbaev

Эльдор Уразбаев

Редкий случай, когда телесериал можно назвать шедевром. Фильм Эльдора Уразбаева по произведению братьев Вайнеров смело можно отнести к категории классики, которую с интересом смотришь вновь и вновь, несмотря на то что сюжет хорошо знаком.

Предысторией послужила реальная кража в начале 1968 года: обворовали квартиру выдающегося советского скрипача Давида Ойстраха. Вынесли 100 тысяч рублей, 4 кг золотых украшений.Но три скрипки Страдивари ценой в миллионы долларов не тронули. Преступники решили: барахло, какого полно.

Вайнеров вдохновило это происшествие. К 1972 году они написали роман. Основной причиной того, что литераторы ввели историческую линию повествования, где юный Страдивари становится учеником скрипичного мастера Амати, стал опубликованный в журнале «Москва» роман Булгакова «Мастер и Маргарита». Там тоже события происходят параллельно в 1930-е и в 30-е годы I века нашей эры. Не новый литературный прием с экскурсами в прошлое, но братьев впечатлил, и они решили его использовать.

На «Грузия-фильме» книгу немедленно экранизировали под названием «Ночной визит» (1974). Правда, взяли лишь современную детективную линию. И кино выглядело ширпотребом. Уразбаев понимал: попытка коллег неудачна. Поэтому в 1985 году смело подал заявку в Гостелерадио СССР на новую экранизацию произведения. Первое творческое объединение студии имени Горького взяло на себя весь производственный процесс.

В сценарий внесли некоторые поправки. В фильме нет такого персонажа, как мать главного завистника и злодея Белаша, которая воспитала в нем злобу к окружающим. В финале ввели погоню, что логично для остросюжетного кино. Еще в произведении Тихонов — работник МУРа, а в сериале — прокуратуры и по должности не может вести оперативно-разыскную деятельность, но занимается этим. Изменения ничуть не портят сюжет.

Bratya vajnery

Братья Вайнеры

Сомнения актеров

На роль Тихонова никого не искали. Были уверены, что его сыграет Андрей Мягков, прекрасно справившийся с этим образом в недавно вышедшем сериале «Гонки по вертикали» (1982). Но тот отказался, сославшись на занятость в театре. Тогда пригласили Сергея Шакурова. В его исполнении Тихонов совсем другой: более жесткий, категоричный, без чувства юмора. В ленте он сыграл еще и Антонио Страдивари.

На роль помощницы Нечаевой утвердили Анну Каменкову. В 6 лет актриса снялась в культовой белорусской картине «Девочка ищет отца» (1959), что определило ее судьбу. В сериале есть еще один исполнитель родом из Беларуси. Уроженец Минской области Леонид Белозорович сыграл бывшего приятеля Белаша Николая Ивановича Баранова.

Valenin Gaft

Валентин Гафт

Утверждая на роль Иконникова Валентина Гафта, режиссер всё сделал в пику первоисточнику. В книге Иконников — человек с длинной рыжей бородой. Гафт по фактуре полная противоположность. К тому же его персонаж давал концерты еще во время блокады Ленинграда. То есть по сюжету он человек преклонного возраста. Чего не скажешь о Гафте в той роли. Но сыграл он несчастного музыканта, бросившего любимую профессию, замечательно.

Александр Филиппенко сначала хотел отказаться от роли Белаша. Надоело ему изображать кощеев и одномерных подонков. Но, поговорив с режиссером, нашел краски для образа, внутреннюю опору, в ее основе зависть к успешному музыканту, у которого украли скрипку. Кстати, он, как и его персонаж, не мог трудиться на освоении целины. Актеру в середине 1950-х было 10 лет. Еще одна натяжка по возрасту. Конечно, бывает, что молодые играют стариков, однако это делается с использованием мощного грима, седых волос. А тут 33-летний актер в кадре таков, каким был в годы съемок.

rostislav plyatt

Ростислав Плятт

Еще один исполнитель, который почти отказался от роли, — Владимир Самойлов. Когда он увидел, что ему предлагают сыграть прокурора, не стал читать сценарий. Но это сделала его любопытная супруга Надежда Федоровна. Рассказала, что персонаж не простой и примитивный. Жена дома репетировала с Самойловым сцену, где прокурор беседует с персонажем Пуговкина, вором: «Ты в 1941-м с липовой грыжей — механиком на хлебозавод, а я — с винтовкой под Вязьму».

Кроме Шакурова в картине солировал Ростислав Плятт в образе Амати. Последняя крупная роль великого актера, который как бы прощался со зрителями.

Змеи и взрыв

Все уличные сцены в Италии с Амати и Страдивари снимали в Вильнюсе. Скрипичную мастерскую выстроили в павильоне в Москве. Там же, в столице, работали над всей детективной историей.

Тот, кто смотрел кино, вряд ли забыл сцену в террариуме со змеями, где Тихонов беседует с Иконниковым. Общие планы сняли в настоящем серпентарии.

Для крупных планов, где Иконников достает змей и берет их в руки, выстроили подобие серпентария в павильоне. Рядом дежурила бригада врачей, державших наготове инъекции на случай укуса. В общем, всё было по-настоящему.

На съемках сцены погони едва не произошла трагедия. По сценарию грузовая машина должна была в кадре взорваться. Пиротехники зарядили «ЗИЛ» взрывчатым веществом. За руль сел каскадер, собираясь ехать на исходную позицию для дубля, и случайно задел тумблер, соединенный с запалом. Кузов взорвался, когда рядом находились около 50 работников съемочной группы. Никто не погиб, но многие получили ожоги. Правда, киношникам всё нипочем. На следующий день пригнали еще один «ЗИЛ», зарядили, рванули, сняли.

fmt 114 324 1

В картине показана настоящая скрипка Страдивари, которую он изготовил в годы учебы у Амати. Ее привозили под охраной. Четыре милиционера не отходили от нее ни на шаг. Стоимость раритета тогда составляла 1,5 млн долларов. По иронии судьбы именно фильм сподвиг преступников спустя 10 лет после выхода ленты, в 1996 году, похитить ее из Государственного центрального музея музыкальной культуры имени М. Глинки. Через год после задержания злоумышленники признались, что мысль о краже возникла после просмотра сериала.

Все скрипичные партии, звучащие в кино, сыграны именно на этой скрипке. Музыкант, записывающий их, снимал обувь, прежде чем войти в звуковую студию и взять инструмент в руки!

Многосерийное кино показали по телевидению в канун Дня милиции, 9 ноября 1987 года. Хоть эпоха видеосалонов, где крутили «Рэмбо» и «Кошмары на улице Вязов», уже началась, страна восторгалась советским детективом. Все спешили домой не только в дни премьеры, но и на повторный показ.

Кража века

Осенью 1968 года в западной прессе сообщили сенсацию: в квартире мировой знаменитости скрипача Давида Ойстраха по адресу: Москва, ул. Чкалова, 14/16, совершена кража. В советской прессе молчали о происшествии: музыкант обратился в ЦК КПСС с просьбой дать распоряжение о запрете советских публикаций во избежание классовой вражды и межнациональной розни на почве зависти. Завидовать действительно было чему. Кроме баснословной суммы денег, на которую можно было купить 25 автомобилей марки «Москвич-412» (самая модная модель), 4 кг золотых изделий преступники вынесли и несколько раритетов: инкрустированный бриллиантами золотой портсигар — подарок президента Турции Ататюрка, шахматную доску с золотыми и серебряными фигурами — подарок королевы Бельгии Елизаветы. Также ворам достался символический золотой ключ от ворот Иерусалима. А ведь большинство советских граждан получало среднюю зарплату 95–100 рублей в месяц.

podverstka Ojstrah so znamenitoj skripkojКража произошла, когда музыкант находился в гастрольном туре. Злоумышленникам удалось весьма хитроумным способом отключить сигнализацию, взломать «неприступные» швейцарские замки.

Причина, по которой задержали воров, из категории «глупее не придумаешь». Главарь, находясь в квартире, случайно выронил из кармана эспандер для разработки кисти руки. На нем заглавными буквами была написана его фамилия — Никонов. Злоумышленник не заметил потери. Зато эспандер нашли работники МУРа! Они хорошо знали рецидивиста Бориса Никонова, специализировавшегося на антиквариате.

Если преступники в 1996 году похитили скрипку из Государственного центрального музея музыкальной культуры имени М. Глинки, вдохновленные фильмом «Визит к Минотавру», то Никонов был поклонником американского кино «Как украсть миллион» (1966), побывавшего в советском кинопрокате. Там-то он и подсмотрел способ отключения сигнализации. В течение нескольких часов с промежутками он много раз бил ногой в дверь квартиры Ойстраха. Срабатывал сигнал. Приезжал наряд милиции, убеждался: всё спокойно. На пятый раз милиционеры решили, что сигнализация неисправна, и обесточили ее!

Видимо, Никонов был не самым лучшим экспертом в области раритетных вещей. Он не взял 29 пластинок из золота, на которые было нанесено темное напыление. Но главное — в квартире хранились три скрипки Страдивари стоимостью в миллионы долларов. Одну музыканту передали во временное пользование из советской госколлекции. Вторую скрипку «Марсик» он купил за свои деньги. Еще одна — подарок всё той же королевы Бельгии Елизаветы. Именно этот инструмент сняли в фильме «Визит к Минотавру». Его же после смерти Ойстраха супруга артиста передала в Государственный центральный музей музыкальной культуры имени М. Глинки, откуда в 1996 году раритет и украли. Но вскоре нашли, и скрипка продолжает украшать экспозицию.

Читайте также:

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Арт-объект «Будущее Беларуси в твоих руках» подарили жителям Могилёва в рамках «Марафона единства»

Торжественное открытие арт-объекта «Будущее Беларуси в твоих руках» состоялось на «Марафоне единства» в Могилёве 23 ноября, передает корреспондент агентства «Минск-Новости».

politika marafon edinstva mural stolyarov 18 kopiya

Новый арт-объект украсил фасад жилого дома по ул. Фатина, 4е. Он уникален своими масштабами и новым элементом: теперь, помимо контура Беларуси в руках, над изображением парит аист.

«Марафон единства» добрался до Могилёва, моей родины. Я счастлив, что сегодня первый снег мы встречаем именно здесь. У нас есть новшество: по желанию молодых людей над традиционным изображением появился аист. Это птица, которая символизирует мудрость, миролюбие, хозяйство. И где бы ни была эта птица, она всегда возвращается на Родину. Мы поздравляем всех могилевчан. Уверены, этот мурал будет ярким архитектурным изображением, которое дополнит палитру прекрасного города на Днепре, — отметил первый секретарь ЦК БРСМ, член Совета Республики Александр Лукьянов.

politika marafon edinstva mural stolyarov 17 kopiya

politika marafon edinstva mural stolyarov 11 kopiya

politika marafon edinstva mural stolyarov 10 kopiya

На открытии собралась не только инициативная молодежь, но и горожане, которые живут рядом. Для них мурал стал прекрасным подарком, который будет поднимать настроение.

Ехал мимо, узнал, что будет открытие, решили посетить его вместе с сыном. Живем рядом к тому же. Могилёв очень ждал «Марафон единства», очень готовился. Улицы украшали. Могу сказать, что город очень похорошел, — отметил местный житель Антон Гриневецкий.

— Живу в этом районе рядышком. Пришла сюда, потому что хочется привить дочери любовь к своему городу, чтобы она замечала вот такие красивые арт-объекты и относилась к этому настолько же патриотично, насколько и я. Для меня единство — это дружба, понимание, принятие. Мы каждый день строим свою страну и пытаемся ее улучшить для того, чтобы наши дети росли в самых хороших условиях, — сказала могилевчанка Анастасия Редингер, пришедшая на открытие вместе с дочерью Александрой.

Фото Алексея Столярова

Провели тепловую реабилитацию, запаслись реагентами. Узнали, как подготовилось ЖКХ столицы к зиме

Недавно столица прошла первое испытание снегом. Как подготовились к зиме коммунальные службы, узнала корреспондент агентства «Минск-Новости» на примере Первомайского района.

уборка снега

Чтобы было тепло и уютно

Как рассказал директор предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство Первомайского района г. Минска» Сергей Рудь, на обслуживании организации находится 786 жилых домов.

Готовясь к холодам, в домах отремонтировали электрическое оборудование и внутренние системы центрального отопления. Кроме того, восстановили теплоизоляцию трубопроводов горячего водоснабжения и отопления в объеме 52 куб. м, — отметил он. — Отремонтировали более 39 тыс. кв. м кровель, свыше 8 тыс. погонных метров стыков между панелями. Через тепловую реабилитацию прошло около 3,5 тыс. кв. м стен.

Важная составляющая подготовки к зиме — проверка состояния и прочистка дымовых и вентиляционных каналов в жилых домах, где используется оборудование на газу. Эту работу завершили еще к началу отопительного сезона.

Для поддержания порядка во дворах зимой в распоряжении коммунальных предприятий района 23 единицы транспорта и средств малой механизации. Также заключены договоры на предоставление дополнительной техники в случае большого снегопада. Закупили и шанцевый инструмент — скребки и лопаты, а также противогололедные материалы.

уборка снега

В сложных погодных ситуациях режим работы занятых на уборке территории продлевается.

Одежда для деревьев

Чтобы защитить от воздействия реагентов зеленые насаждения, их стволы на зиму укрывают спанбондом. Увидеть деревья в необычных нарядах можно будет вдоль улиц, которые в первую очередь обрабатывают противогололедными средствами. Это МКАД, пр. Независимости, каркасные улицы района.

Тест для дорог

На прошлой неделе дорожники прошли первую проверку боем — мокрый снег и близкая к нулевой температура потребовали обработки проезжей части и пешеходных связей.

Противогололедными реагентами обработаны вся дорожная сеть и точечно плиточное покрытие тротуаров, — рассказал директор предприятия «Ремавтодор Первомайского района г. Минска» Сергей Шкадаревич. — Техника переоборудована, заготовлено 658 т соли и необходимое количество песка.

Дорожные службы Минска заготовили для борьбы с гололедными явлениями около 39 тыс. т песко-соляной смеси. Хранилища технической соли заполнены полностью. Об этом сообщил генеральный директор предприятия «Горремавтодор Мингорисполкома» Максим Белоус.

уборка снега гололед реагенты

Запасы противогололедных материалов будут оперативно восполняться по мере их расходования.

— Для работ по уборке снега планируем задействовать не менее 685 единиц спецтехники. Это комбинированные дорожные машины, пескосолеразбрасыватели, погрузчики, самосвалы и другие механизмы. При необходимости может быть использована техника сторонних организаций, — добавил М. Белоус.

Для складирования и утилизации снега в городе определено 10 мест. Там готовы принять около 489 тыс. куб. м твердых осадков. Будет работать и снегосплавной пункт в районе ул. Машиностроителей. Его производительность — 5 тыс. куб. м в сутки. Также заметно выросли объемы герметизации трещин. Всего их залили на протяженности более чем 1 070 км.

С начала года на столичной улично-дорожной сети отремонтировали свыше 1 млн 890 тыс. кв. м покрытия.