«Вооружен и очень опасен». Как создавался фильм
Людмилу Сенчину осудили на партсобрании за одну из сцен в фильме, а Владимиру Высоцкому не дали исполнить за кадром собственные песни. Корреспондент агентства «Минск-Новости» выяснил, как снимался первый советский вестерн — «Вооружен и очень опасен».
О чем кино
События разворачиваются в XIX веке в Америке, на Диком Западе. Судья Флеминг, раненный неизвестными, перед смертью отдает золотоискателю Габриэлю Конрою карту и документы на участок земли, не успев ничего пояснить. Завладеть участком хочет предприниматель Дамфи, который, как выяснилось, и убил судью. Только он знает, что там в недрах находятся огромные залежи нефти.
Уловки режиссера
Владимир Вайншток начинал карьеру на белорусской киностудии. Свои первые три полнометражные ленты — «Рубикон» (1931), «Ураган» (1931), «Слава мира» (1932) — снял на «Белгоскино». Правда, это были картины пропагандистской направленности. Талантливый постановщик пошел еще дальше. Его манил приключенческий жанр. Во второй половине 1930-х он создал такие кинохиты, как «Дети капитана Гранта», «Остров сокровищ».
В послевоенные годы Вайнштока, как тогда выражались, вычистили из кинематографа в рамках борьбы с космополитами. Он вернулся в сферу в 1960-е. Сначала писал сценарии. И только в 1972 году, после многолетнего перерыва, выступил режиссером ленты «Всадник без головы». Она имела огромный успех. Дальновидный постановщик понимал, что все хотят зрелищного кино, и продолжал работать в этом русле. Так появилась идея экранизации романа «Габриэль Конрой» Фрэнсиса Брета Гарта. В СССР и ранее снимали картины с элементами вестерна, такие как «Неуловимые мстители» (1967), «Белое солнце пустыни» (1969), «Свой среди чужих, чужой среди своих» (1974). Но это скорее так называемые истерны. Персонажи в них никакого отношения к Дикому Западу не имеют. А здесь алчные дельцы и бандиты в погоне за золотом и нефтью демонстрируют то, как зарождался и на чем основан американский социум. Подать заявку на сценарий с таким комментарием в условиях холодной войны было беспроигрышным делом. Вайншток знал об этом. Выступая перед чиновниками в Госкино СССР, он устроил целое представление, убеждая, что хочет не восхищаться обществом, в котором все вертится вокруг жажды обогащения, а осуждать его. В противном случае у него спросили бы, зачем романтизировать американский образ жизни на советском экране.
Был у постановщика еще один аргумент. К концу 1970-х в отечественном прокате шло немало зарубежных фильмов. Они даже составили некоторую конкуренцию советским. И Вайншток заявил, что, сняв вестерн, он сыграет на чужом поле и отвоюет зрителя! Заявку одобрили. Чтобы расширить аудиторию и привлечь дополнительное финансирование, режиссер добился совместного производства с румынскими и чехословацкими кинематографистами.
Переработать роман в сценарий взялся Павел Финн.
Пикантная сцена
В 1968 году В. Вайншток под псевдонимом Владимиров написал сценарий ленты «Мертвый сезон», где Донатас Банионис исполнил одну из главных ролей. Являясь его приятелем, режиссер пригласил актера и в эту картину, чтобы тот сыграл старателя Габриэля Конроя. Тем более в советском кино было принято на роли иностранцев звать прибалтийских артистов.
Леонид Броневой сначала отказывался браться за образ предпринимателя Питера Дамфи, объясняя это тем, что ему надоело играть подонков. Но, побывав на киностудии и поняв, что фильм планируется ярким и костюмированным, дал согласие. По сути, главным героем ленты должен был стать персонаж Баниониса. Однако критики считают, что Леонид Сергеевич мастерски, как говорится, перетянул на себя одеяло, перещеголял коллегу — и ключевым героем картины стал сыгранный им Дамфи.
Роль Жюли, любовницы Дамфи, предназначалась Людмиле Гурченко. Но накануне актриса сломала ногу. Так как по сценарию она певица кабаре, ассистенты искали поющую актрису с хореографическими навыками. Однако потом решили пригласить эстрадную певицу Людмилу Сенчину. Не обошлось без скандала. В скромной постельной сцене с персонажем Броневого хулиганистый актер снял с плеча певицы лямку ночного пеньюара. Оголилась грудь. Вайншток оставил этот кадр. А ведь Людмила была участницей всех официальных концертов в Кремле, выступала в Колонном зале Дома Союзов в День милиции. Неизвестно, что говорил режиссер начальству, но сцена в фильме сохранилась, хотя было много сплетен. Сенчину осудили на партсобрании в Москонцерте.
Молодого журналиста Генри Йорка сыграл Всеволод Абдулов. Он дружил с Владимиром Высоцким, привел его в группу, и поэт согласился написать песни для ленты.
Небольшие роли мистера Тротта и судьи Флеминга достались Сергею Мартинсону и Олегу Жакову. Постановщик знал их с 1930-х годов.
Румынские актеры Мирча Верою и Мария Плоае придали картине западного лоска.
Фильм-завещание
Натурные съемки проходили в Крыму, у Белой Скалы (или Ак-Кая). Там можно было найти аризонские прерии, пещеры, разломы. Поскольку командировка к морю с суточными 3 рубля 50 копеек и бесплатной гостиницей считалась делом благодатным, к поездке присоединился и автор сценария П. Финн.
Когда сценарий написан, в его авторе больше нет необходимости. Но важность его присутствия на съемках объяснили тем, что лента уже в работе, а названия ей еще не найдено. Не выпускать ведь фильм в прокат под вывеской «Габриэль Конрой». Литератор якобы должен проникнуться атмосферой площадки. Тогда и название родится. Так и случилось! После очередных посиделок с крымским вином и шашлыками Павел пошел в свой гостиничный номер, включил запрещенную в СССР радиостанцию «Голос Америки». Там шла музыкальная программа. Одна из песен именовалась «Вооружен и очень опасен». Эта фраза и стала названием картины!
Высоцкий написал для ленты семь песен. Из них отобрали три. Самому автору не дали их спеть за кадром. Жаль, это создало бы дополнительную атмосферу. Композиции исполнила Сенчина, и это выглядит как вставные номера, не имеющие отношения к сюжету. На одном из концертов у поэта спросили, почему так произошло, он ответил: «Администрация фильма меня обманула».
Премьера картины состоялась 9 января 1978-го. В первый год показов ее посмотрели 40 млн зрителей. Лента имела успех в ближнем зарубежье.
Люди чаще всего идут в кино для того, чтобы отвлечься от каждодневной рутины, а не задумываться над философскими проблемами или погружаться в чужие невзгоды. Потому экзотические фильмы Вайнштока пользовались популярностью. Эта картина стала своеобразным завещанием, так как спустя семь месяцев после ее выхода Владимира Петровича не стало.
Еще материалы рубрики:
Через запрет министра культуры и насмешки коллег. Как создавался фильм «Белый Бим Черное Ухо»
Смерть актера среди декораций. Как снимали фильм «Живет такой парень»
Главную роль в фильме «Успех» должен быть сыграть Гостюхин, но победил Филатов
«Гори, гори моя звезда». Как Олег Табаков спас фильм, который запретили к показу
«Вас ожидает гражданка Никанорова». На съемках этого фильма едва не погиб режиссер
Смотрите также: