«Ворота Минска» и стадион «Динамо»: какие знаковые объекты Минска были задуманы еще в довоенное время
Многие знаковые объекты Минска — стадион, башни на Привокзальной площади и другие, построенные в послевоенное время, — были задуманы гораздо раньше. Почему так получилось и отчего 1930-е годы называют переломными в советской (и белорусской) архитектуре — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Ранее мы рассказали о конструктивизме, ставшем символом советского зодчества 1920–1930-х, и о том, какие объекты этого стиля можно увидеть в столице. Сегодня разговор пойдет о возвращении от авангарда к классике.
Во второй половине 1930-х конструктивизм отступает на второй план, потому что появляется потребитель, который видит: порой зданиям не хватает эстетики, нет ответа на местный климат, решения повторяются.
— Переломный момент в советской архитектуре — 1934 год, — рассказывает профессор архитектурного факультета БНТУ Сергей Сергачёв. — Проходит конкурс на проектирование Дворца Советов в Москве, побеждает проект с монументальной архитектурой, гипертрофированными классическими приемами. Это становится новым ориентиром. Одновременно Иван Жолтовский строит в российской столице на улице Моховой объект, который называют последним гвоздем в крышку гроба конструктивизма. Дом очень красивый, с невероятными фасадами. После этого в СССР довольно быстро зодчие переходят к формам классической архитектуры.
В Беларуси все шло не так скоро. Сильно сдерживало отсутствие генпланов городов и специалистов-градостроителей. Для Минска генплан разрабатывали сначала в Москве, потом в Ленинграде. Документ появился в 1936-м, но в тот момент было принято решение перенести столицу в Могилёв, и все архитектурные силы бросили туда на строительство ряда зданий. Лишь в 1939-м, когда Западная Беларусь вернулась в состав республики, идеи пересмотрели. Подняли генплан столицы, силами «Белгоспроекта» откорректировали и в начале 1941 года Совет народных комиссаров БССР его утвердил. Но ансамблевая застройка Минска, хотя и с трудностями, все же осуществлялась, не дожидаясь этого документа. Где в основном росли здания и для чего они предназначались?
Круглая площадь
Такое название носила нынешняя площадь Победы, где до войны пересекались пять улиц, в том числе главная — Советская.
— Почему именно эта часть города начала застраиваться? Была критика, что не задействован оперный театр, он не привязан к центру, поэтому решили исправить ситуацию, — поясняет собеседник.

пр. Независимости, 37
До войны на площади Победы появились два полукруглых дома, которые вместе с обелиском сегодня создают облик этого пространства. Кстати, необычные закругленные дома возведены с использованием типовой секции, разработанной в Москве.
В то время становится актуальной тема жилья. Когда утверждали довоенный генплан, в городе насчитывалось менее 200 тыс. жителей. Документ учитывал рост населения до 500 тыс. человек. Было понятно: нужны дома многоквартирные, секционные. Правда, изначально на лестничной площадке располагалось всего по две трехкомнатные квартиры. Заселяли их по комнатам, то есть одна семья получала одно помещение. Такое жилье позже назвали коммунальным. Потом начали использовать другие типы секций: с двух- и однокомнатными квартирами.
Среди заметных построек того времени — Дом специалистов архитектора Натальи Маклецовой. Он располагался примерно на месте нынешнего здания № 44 на пр. Независимости, где сегодня находится редакция «Вечернего Минска».
Подобные объекты в то время появлялись по всему СССР. Государству нужны были инженеры, другие профессионалы. Чтобы привлечь их в тот или другой город, давали жилье. Дом специалиста не сохранился: его разбомбили в первые дни войны.
Напротив, по другую сторону проспекта, Георгий Якушко строит еще одно примечательное здание — с углублениями, небольшими двориками у главного фасада, на первых этажах — общественные объекты. Оно сохранилось. Вместо колонн здесь использованы пилястры (частичные колонны-выступы). Однако у Г. Якушко пилястры трехчетвертные, которые больше выступают из стены, почти не соединяются с ней. Это уже не совсем конструктивный, а больше декоративный элемент, за что Г. Якушко критиковали в апреле 1941 года на II съезде архитекторов БССР.
Жилье строилось и на ул. Советской, К. Маркса. Шел постепенный переход к приемам классической архитектуры: осталось трехчастное деление зданий — цоколь, стена и антаблемент, декор и карниз, появилось декоративное обрамление окон.

ул. Калинина, 2
— До войны лишь одно здание построено с откровенно классическими приемами — это «генеральский дом» у парка имени Челюскинцев (ул. Калинина, 2. — Прим. авт.) с выступами, пилястрами, коринфскими капителями, вверху через все здание идет лепной фриз, а завершают объем по карнизу бетонные пирамидки. В остальном довоенная застройка более сдержанная. Но это был хороший период, он подготовил послевоенное восстановление Минска, — отмечает С. Сергачёв.
Нерядовая застройка
Какие объекты, помимо жилья, появились в довоенном городе и что из них сохранилось или было восстановлено?
На ул. Кирова выросла гостиница «Беларусь» (позже носила название «Свислочь»), она немало десятилетий украшала столицу. Уже в новейшее время турецкая компания реконструировала объект, превратив его в отель Crowne Plaza Minsk. В парке имени М. Горького (тогда он назывался городской сад «Профинтерн») расположился цирк-шапито, эта постройка войну не пережила. На площади Якуба Коласа начали строить здание партийного актива, но в процессе поменяли назначение объекта. В итоге на этом месте появился Институт физкультуры — здание, которое и сегодня завершает застройку площади своим оригинальным фасадом с мощными пилонами.

пр. Независимости, 49
До войны архитекторам был заказан проект зоопарка. Предполагалось, что такой объект появится возле парка имени Челюскинцев и ботанического сада.
— Город интересовали редкие, уникальные объекты, — комментирует С. Сергачёв. — Что касается стилей зодчества, то в довоенные годы происходило расставание с авангардом. Наблюдался постепенный приход новой архитектуры, которая в полной красе проявится уже в 1950-е в застройке центральной части Минска.
Родом из 1930-х
Ряд знаковых объектов современного Минска родом из довоенного времени, хотя они были возведены позже. Например, знаменитые башни на Привокзальной площади.

ул. Кирова, 2
В конце 1930-х, после утверждения обновленного генплана города, началась работа по обустройству Привокзальной площади. Застройкой занимался московский архитектор Борис Рубаненко. Война помешала ему осуществить задуманное, но идеи сохранились. После освобождения города зодчий продолжил работу. Так появились знаменитые симметричные башни — «Ворота Минска» — как вход в город от железнодорожного вокзала.
Спортивная арена (нынешний стадион «Динамо») тоже была задумана еще в 1930-е. Для этого из Москвы приехал знаменитый зодчий Николай Колли. Искал место, проектировал, но началась война. В 1950-е он вернулся и построил объект.
Личности
Архитектура города — это прежде всего имена зодчих, создававших его облик. Если Минск 1920-го — первой половины 1930-х — время Георгия Лаврова и Иосифа Лангбарда, то вторая половина 1930-х — период творчества Александра Воинова. Именно он автор гостиницы «Беларусь» на ул. Кирова, Дворца пионеров и школьников (ныне Национальный центр творчества детей и молодежи) на той же улице, Института физкультуры на площади Якуба Коласа, Театра юного зрителя, здания ЦК КПБ (теперь резиденция Президента Республики Беларусь), здания Высших партийных курсов на улице К. Маркса (сегодня это корпус БГУ). Некоторые объекты созданы в соавторстве: например, ЦК КПБ и Дворец пионеров вместе с Владимиром Вараксиным, Институт физкультуры — с Аркадием Бергманом.

ул. Энгельса, 24
— Объекты Воинова отличают особая эстетика, четкая планировка, — комментирует собеседник. — Пропорции зданий, декор, колонны — все работает на идею. Например, на бывшем здании ЦК КПБ четко видна трехчастная система деления фасада, рустованный цоколь облицован красным гранитом (в архитектуру пришел цвет), светлые пилястры тянутся вверх. Здание воспринимается как современное, хотя возведено достаточно давно. Кстати, на этом объекте впервые при строительстве в Беларуси применили железобетонные перекрытия.
Примечательна история Дворца пионеров и школьников на ул. Кирова. Здание возводилось под другой объект, но по какой-то причине оказалось не завершено. Воинов и Вараксин делают проект приспособления этого недостроя под Дворец пионеров и школьников и Театр юного зрителя. В 1936-1937-м комплекс возвели, тогда здание выглядело чуть иначе. Его украшал портик, а как дань авангардной архитектуры — полукруглый выступ. Здесь использовались приемы классической архитектуры, но переработанной. Однако композиционная суть сохранилась почти полностью авангардной: разные объемы, несимметричность композиции, круглый выступающий объем. В войну строение пострадало, был разрушен центральный вход. Комплекс восстановили уже в несколько измененном виде в 1950-е годы (архитекторы Александр Воинов и Любовь Усова).
Справочно
Сергей Сергачёв — архитектор, выпускник Белорусского государственного политехнического института. Работал в институте «Минскпроект», БелНИИгипросельстрое, Министерстве культуры БССР. Много лет преподает на архитектурном факультете БНТУ. Один из создателей Белорусского государственного музея народной архитектуры и быта в Озерце и Музейного комплекса старинных народных ремесел и технологий «Дудутки». Сфера научных интересов: история народной архитектуры Беларуси, сохранение историко-культурного наследия. Автор большого количества книг и статей. В 2017 году стал лауреатом премии Президента Республики Беларусь «За духовное возрождение» за монографию «Народное зодчество Беларуси: история и современность».
Фото агентства «Минск-Новости»