Восемь педагогов столицы будут бороться за звание «Учитель года Беларуси»
Раз в три года в педагогической среде большое событие — республиканский конкурс «Учитель года Беларуси». 19 сентября Минск примет претендентов на это звание из всех регионов страны. Конкурсантам предстоит пройти череду испытаний и продемонстрировать свое профессиональное мастерство. В конкурсе «Учитель года Беларуси» примет участие команда Минска из восьми лучших учителей. Корреспондент агентства «Минск-Новости» побеседовала с конкурсантами.
Людмила Гуринович, учитель истории гимназии № 31
Преподает историю уже 30 лет.
— Хочу пробудить у детей желание понимать историю. Не заучивать, а именно понимать, в том числе свое место в ней. Мы продолжение некой цепочки тех, кто жил до нас, — наших предков, народа. Мы говорим об исторической памяти, — замечает Людмила Гуринович.
К слову, о готовности учиться: последний диплом — магистерский — педагог получила совсем недавно.
— Профессиональное направление выбрала не я. Оно нашло меня само, — улыбается учитель.
Более 10 лет назад Людмила стала собирать воспоминания еще живых очевидцев событий Великой Отечественной.
— Дети помогали проводить интервью с героями, обрабатывать информацию. Мы искали захоронения земляков, делали неожиданные открытия. Например, один из наших соотечественников оказался похороненным в Берлине в Трептов-парке, — вспоминает педагог.
Людмила Михайловна говорит, что участвует в конкурсе не для победы, а для того, чтобы показать, что происходит в душах у ее учеников, когда они занимаются исследованием военного прошлого Родины.
— Одна из работ, которую сделала старшеклассница, — дневник из гетто, написанный ее ровесницей. Персонаж придуманный, но основанный на реальных событиях. Это пронзительный труд, — рассказывает Людмила Гуринович.
Антонина Голуб, воспитатель детского сада № 372
— Работаю с самыми маленькими детьми, — улыбается воспитатель. — Потому приходится быть для малышей прежде всего мамой и только потом наставником. Как педагог я должна быть интересной, каждый раз новой и загадочной. И, безусловно, искренней. Ведь маленького ребенка не обманешь. Если он не чувствует от тебя тепла, доверять не станет.
Педагог считает, что, несмотря на юный возраст, дети способны впитывать даже сложные знания. Антонина Голуб знает, о чем говорит: ее воспитательский стаж — 20 лет.
— Недавно мы стали участвовать в совместных проектах с Парком высоких технологий. Сначала был детский курс «Информатика без розетки». Развивали с малышами логику, построение алгоритмов. Теперь сотрудничаем с нашим IT-флагманом в роботоалгоритмике. У нас есть специальные игровые наборы — блоки и машинки, которые управляются контроллерами. С их помощью учим детей азам программирования, — рассказывает воспитатель.
Антонина Голуб замечает, что, увидев впервые технически сложные «игрушки», засомневалась, смогут ли дети освоить их.
— Чтобы объяснить программирование ребятам, пришлось понять и изучить все самой. Мальчишки и девчонки справляются. Ради эксперимента проводили занятия для родителей. И выполнить задания получилось не у всех взрослых! Мои воспитанники составляли для движения роботов целые комплексы алгоритмов, — делится Антонина Голуб.
Павел Кушнеревич, учитель информатики средней школы № 93
Молодой педагог считает, что следует начинать учить детей информатике чуть ли не с первого класса. У них очень высокая мотивация к изучению предмета.
— Информатика в нашей жизни повсюду. У меня был «подпольный» опыт, когда после уроков занимался с первоклашками. И настолько сильной оказалась отдача! Для себя понял: эти таланты надо растить уже с детства, — улыбается учитель.
Кроме того, Павел Кушнеревич называет свой предмет очень полезным для образования ребенка в целом.
— Например, в 6-м классе дети знают, как самостоятельно создавать презентации. Могут подготовить проект к любому уроку и получить хорошие отметки, — замечает педагог.
Правда, порой непросто справиться со стереотипами. Фразу «Я хочу стать программистом» слышит от детей крайне часто.
— Когда начинается программирование, это для учеников большая боль. Ведь дело доходит до реальных знаний, и сказки-фантазии улетучиваются. Ребята понимают, что надо учить и математику, и физику. Как ни крути, без этого никак, — поясняет педагог. — Также школьники в основном не имеют понятия о всех возможных направлениях. Сейчас в IT-сфере много творческих специальностей. Популярны графический дизайн, анимация, видео. Потому стараюсь в рамках информатики все это показать.
Наталья Шагойко, учитель английского языка гимназии № 39
— Английский в современном мире везде. Это международный язык. И желание его изучать у детей есть, — говорит Наталья Шагойко. — Счастье, когда тебя понимают. Пожалуй, именно в том, чтобы дети испытали это счастье, и есть моя миссия.
По словам учителя, английский – в первую очередь средство взаимопонимания, возможность рассказать всему миру о своей стране, о ее культуре и традициях. На уроке Наталья использует коммуникативный подход к изучению языка, то есть 60–70 % занятия дети говорят. А чтобы они могли после школы не стесняться коммуницировать с иностранцами, у учителя есть приемы — игровые, использование Instagram-блога, метод кроссенса (основывается на прямом взаимодействии учащихся со своим опытом и с опытом их друзей, причем не только на учебном, школьном).
Александра Сакулевич, учитель русского языка и литературы средней школы № 4
— Мой стаж уже целых шесть лет. А казалось, только начала работать, — улыбается молодой учитель.
Время в школе пролетает быстро и для педагога, и для учеников, ведь занятия интересные.
— Считаю, что в преподавании русской литературы надо… уйти от содержания произведения! И даже отстраниться от извечного вопроса: «Что хотел сказать автор?» Лучше исследовать то, как создан текст: познать художественную форму, выяснить, как из содержания получилось искусство, каким образом оно влияет на нас и что мы можем из него почерпнуть, — рассуждает Александра Сакулевич.
— Распространено мнение, что из школьной программы следует исключить «Войну и мир», «Преступление и наказание», «Тихий Дон», поскольку учащиеся не могут одолеть такие объемы…
— Вопрос дискуссионный, и доля рационального в этом мнении все же есть. Конечно, для детей очень объемные произведения. Представьте: у ребят физика, химия, биология, математика… и еще «Война и мир». И во-о-о-т столько читать! — показывает руками большой размер романа педагог.
— А читать подростки не любят…
— Даже не в этом причина. Во-первых, в эпопее Льва Толстого много текста на французском, устаревших слов, и нужно постоянно работать со словарем. Во-вторых, чтобы понять произведение, надо прочитать… эпилог. А он, опять же, философского содержания. Его большинство десятиклассников осмыслить еще не способны, — рассуждает учитель.
Александра Сакулевич считает, что сегодня русская литература для детей — это шанс пережить те эмоции, которые ребята еще не испытывали.
— Чтобы быть к ним готовыми. Спланировать эмоциональную стратегию на разные ситуации и, конечно, развить речевое мышление, — поясняет учитель.
Виктория Полевода, учитель начальных классов средней школы № 67
С маленькими школьниками Виктория Степановна работает уже семь лет. Педагог начальных классов — личность разносторонняя.
— Мы не только наставники, но и помощники, союзники детей. Малыши требует особого внимания и даже стиля мышления, — улыбается учитель. — Впереди сентябрь. У первоклассников это первый учебный месяц в жизни. Буду помогать детям адаптироваться, сплотиться. На моих уроках малыши взаимодействуют друг с другом, они единый механизм, семья.
Виктория Степановна применяет игровые технологии, часто использует интеллект-карты.
Схемы, построенные с помощью детских ассоциаций, образов, помогают запоминать информацию.
— Процесс обучения становится осознанным. Ребята получают важный навык — учатся работать с источниками информации, — убеждена наставница.
Ольга Зеленко, педагог медицинской подготовки гимназии № 43
Учитель 10 лет работала в медицинском учреждении, а сейчас делится важными знаниями с детьми. Ольга Александровна преподает девочкам медицинскую подготовку. К ней приходят школьницы 10–11-х классов со всего Фрунзенского района.
— Даже взрослые порой удивляются, что в школьном расписании есть такой предмет. Он не на слуху. Что уж говорить о детях, — улыбается учитель.
Любопытный факт. В республиканском конкурсе изначально не было подходящей номинации для педагогов, которые ведут эту дисциплину. Комитет по образованию Мингорисполкома ходатайствовал в Министерство образования, чтобы преподаватели медицинской подготовки имели возможность показать профессиональное мастерство и поделиться опытом с коллегами. И теперь с республиканской сцены Ольга Александровна говорит о предельной, даже жизненной, важности предмета в школьном расписании.
— За два года учебы девушки получают навыки оказания первой помощь при травмах и несчастных случаях, сведения о лекарственных препаратах и растениях, узнают правила ухода за больными, знакомятся с распространенными заболеваниями, в том числе инфекционными, — перечисляет учитель. — На занятиях делаю упор на то, чтобы подростки 15–16 лет осознали важность жизни. Не только своей, но и чужой. Чтобы умели применять знания в нестандартных ситуациях, при изменяющихся обстоятельствах. Чтобы не растерялись, если произошел случай «не из учебника».
Педагог создала персональный образовательный блог для детей и коллег. Темы представлены с помощью видеоконтента с заданиями разных уровней сложности.
Сергей Чудиловский, учитель биологии средней школы № 53
— Преподаю биологию уже 27 лет. И, как бы это пафосно ни прозвучало, рассказываю детям о жизни. Ребята должны уметь применять знания, полученные на уроках. Хорошо, если ученик понимает, чем отличаются протонефридии от метанефридий, однако в этом нет практической значимости. Информация из области биологии, которую мы даем, часто кажется чрезмерной. Но без этого нельзя создать системы знаний, понять те или иные процессы, — рассуждает педагог.
Однако для чего все это детским умам?
— Представим, что ребенка отвозят на дачу или в деревню к бабушке. Порой подростки воспринимают это как наказание. Особенно если не знают, что делать на природе. Учу применять знания в разных контекстах и ситуациях. Например, мама попросила сына или дочь поухаживать за рассадой в период отъезда. Ребенок старается, поливает ежедневно и… губит ростки. А мы на уроках проходим строение корня, изучаем особенности роста и развития растений. С такими знаниями рассада будет спасена, — замечает Сергей Чудиловский.
Ученики педагога пишут исследовательские работы. Он даже запустил школу черенкования. Также создал и развивает образовательное сообщество «Биология вне уроков» в социальной сети «ВКонтакте».