1200 90

«Воспринимаю наш оркестр как семью. А это 120 человек». Поговорили с маэстро Александром Анисимовым

VM eksklyuziv880h102

В кабинете Александра Анисимова в филармонии на почетном месте хранится дирижерская палочка Леонарда Бернстайна, автора «Вестсайдской истории». Он отмечен многочисленными наградами и званиями, в числе которых почетный доктор музыки (Honorus causa) Национального университета Ирландии вслед за Дмитрием Шостаковичем и Мстиславом Ростроповичем. Корреспондент газеты «Вечерний Минск» поговорил с маэстро.

Сегодня Александр Анисимов — один из самых известных и востребованных белорусских музыкантов, выступавший в Аргентине и Австралии, Хьюстоне и Сан-Франциско, Венеции и Берлине, Grand Opera и Opera Bastille (Париж), Gran Teatrede Liceu (Барселона), других престижных залах и заслуживший признание публики в разных уголках планеты. Он сотрудничал с Монсеррат Кабалье, Питером Донохью и другими суперзвездами.

OPERA 1 2Нынешней осенью главный дирижер Государственного академического симфонического оркестра Республики Беларусь удостоен почетного звания «Минчанин года».

Жизнь — сплошная диалектика

— Александр Михайлович, вы переехали в Минск около 40 лет назад по приглашению руководства республики.

— Решение принималось на уровне ЦК Компартии Белоруссии. Мне сразу предоставили четырехкомнатную квартиру на улице Пулихова, где тогда жили серьезные персоны. Возможно, и сейчас живут.

— При этом вас назначили главным дирижером театра оперы и балета, а значит, уже работавшие там мэтры Ярослав Вощак, Татьяна Коломийцева, Владимир Мошенский стали де-факто вашими подчиненными. Их самолюбие, наверное, было задето?

— Знаете, как я называл их? Кафедрой. Бывает, например, в консерватории кафедра Ойстраха, или Когана, или Янкелевича, предполагающая наличие собственных ассистентов, последователей… Так и у наших упомянутых замечательных музыкантов имелись свои поклонники и ученики. Но и я по возрасту, конечно, молодой дирижер, успел к тому времени 5 лет поработать в одном из самых интересных и ведущих музыкальных заведений России — Малом театре оперы и балета в Питере, который сейчас называется Михайловским, и был там на виду, завоевал авторитет. А иначе меня в Минск не пригласили бы.

Так вот, все эти в хорошем смысле монстры, уж не знаю, охотно или нехотя, соглашались, что за пультом, когда я к нему выходил, стоит главный дирижер. Профессиональная уверенность помогла мне в работе. Кроме того, я оказался на удивление и не по годам мудрым, можно сказать, дипломатом. Это мне досталось по наследству от папы-философа. Он всегда говорил: «Ты должен понимать, что наша жизнь — сплошная диалектика, на каждом шагу. Поэтому старайся глубже смотреть на свои взаимоотношения с коллегами. Что не означает быть тюхтей, размазней и всем все прощать, по-христиански подставляя другую щеку. Нет. Но уметь слышать людей, соглашаться с чем-то, а если не соглашаться, то нужно выделить время на обдумывание несогласия». Вот это мне помогло оставаться главным дирижером в театре дольше, чем всем моим предшественникам. Каждый из наших мэтров получал самостоятельную работу, о чем они всегда мечтали. Сейчас здесь, в Государственном симфоническом оркестре, я уже 21-й год. Это вообще неслыханно в истории филармонии, такого не было.

20210620 012426— Сколько музыкантов под вашим началом?

— Весь состав капеллы — 120 человек. Из них 114 музыкантов.

— Вы знаете всех по именам и фамилиям?

— Конечно. Я даже знаю, сколько у кого детей, слабости или хорошие стороны, кто чем любит заниматься в свободное время. Честно говоря, воспринимаю наш оркестр как семью, и если я старше почти всех, кто в нем играет, меня можно считать отцом семейства (улыбается). А есть и совсем молодые музыканты, которые годятся мне во внуки.

Вивальди круче рока

— Популярный цикл концертов вашего оркестра в филармонии называется «Классика для всех». На ваш взгляд, любого человека, вне зависимости от возраста, образования и пристрастий, можно подготовить к восприятию серьезной музыки?

— Абсолютно верно. Однажды в Амстердаме я попал в качестве слушателя на концерт очень известного коллектива, исполнявшего остросовременную музыку композитора Альбана Берга. Полный зал, почти полторы тысячи человек, и внимала публика потрясающе. Мое объяснение — исполнение было совершенно изумительным, и необычность этой музыки притягивала слушателей, которые в основном не анализировали, современная она или нет, запоминается мелодия или не запоминается, диссонансы там или консонансы. Важно, что поток эмоций, который шел от оркестра, вкупе с музыкой захватывал.

Мало того, в этой стране и некоторых других европейских и американских оркестрах пожелания публики очень учитываются. И есть пожелание, даже условие, чтобы в каждом концерте присутствовало современное произведение. Мой агент всегда напоминал: когда будем обсуждать с вами программу, не забывайте об этом. Мы как-то раз в Концертном зале «Минск» принимали участие в выступлении коллектива «Новый Иерусалим»…

IMG 6ba242d95ebb03ca97fb43c7fafc35a2 V— У них ведь, если не ошибаюсь, песни религиозного содержания.

— Они играют на современных инструментах, это настоящая современная поп- или рок-группа, у них свои поклонники. Нас попросили аккомпанировать, были сделаны аранжировки с участием симфонического оркестра. Ребят принимали замечательно, мы понимали, что наша роль второстепенная. И я предложил: «Давайте в эту программу вставим хотя бы один номер классики». Они ответили: «Пожалуйста, нам хоть удастся отдохнуть!» Мы сыграли Вивальди, и публика стонала, орала, свистела от восторга.

Естественно, и в компании с другими исполнителями доводилось «баловаться» подобными экспериментами. Например, «Яблочный чай» в первом отделении играл джазовые композиции, а во втором мы — 9-ю симфонию Бетховена. Публика восприняла и то, и другое с удовольствием.

Может, это и не совсем точные иллюстрации, но хорошее сердце, убежден, открыто для любой музыки — современной, старинной, барокко, романтики. Поэтому, чтобы слушать Стравинского, Хиндемита, Бриттена или наших современников — Смольского, Кузнецова и других, специальных курсов оканчивать не надо.

— Вы за свою карьеру дирижировали, наверное, сотни и тысячи произведений. А есть у вас любимые композиторы?

— Такой вопрос любили задавать журналисты Мстиславу Леопольдовичу Ростроповичу. Он сам мне рассказывал, дескать, отвечаю так: «Сегодня репетирую и завтра буду дирижировать Прокофьева. И это мой любимый композитор. А в следующей программе репетирую и дирижирую Шуберта, и он будет моим любимым композитором» (смеется).

Доля лукавства немножко в этом, конечно, есть. Я всегда открываю с огромной радостью партитуру Рахманинова или Чайковского. Потому что их музыка мне близка, и она у меня хорошо получается. Но если не скажу, что Бетховен один из моих самых любимых композиторов, это будет неправда. А учитывая, что я еще и оперный дирижер, как можно в этом контексте не упомянуть Пуччини, Верди или того же Чайковского с его «Пиковой дамой» и «Евгением Онегиным»?

Lukashov 40

Во время церемонии награждения удостоенных почетного звания «Минчанин года»

Компьютер с дирижерской палочкой

— Вы очень много работали за рубежом. Хотелось бы какие-то из наиболее удачных проектов дублировать в Минске?

— Конечно. Давнишняя моя мечта, например, повторить исполнение «Военного реквиема» выдающегося английского композитора ХХ века Бенджамина Бриттена. Реквием под моим управлением звучал не однажды в разных странах. Здесь это трудно осуществить, потому что нужны два певца с хорошим английским, камерный и большой оркестр, два дирижера, большой хор, который должен петь латинский текст, солистка-сопрано, тоже поющая на латыни, детский хор и так далее.

Или, скажем, был такой прекрасный словацкий композитор Эуген Сухонь. Его произведения я впервые услышал и дирижировал в Братиславе. Мечтаю осуществить это в Минске. Есть масса других таких вещей, которые хотелось бы повторить. И я сделаю это с помощью нашего оркестра.

— Мозг обычного человека, который любят сравнивать с компьютером, думаю, держит в памяти сотни полторы мелодий. А мозг дирижера? Насколько в вашей профессии необходимо помнить наизусть партитуры сложнейших произведений и возможно ли вообще без них обходиться во время концерта?

— Если ставить такую задачу и есть время на то, чтобы проверить свою память, то, безусловно, можно обходиться. Но в Ленинграде, например, дирекция филармонии не разрешала дирижировать без пульта, и на нем должна была лежать партитура. Ты можешь ее не открывать, но она обязана присутствовать. Евгений Мравинский никогда наизусть не дирижировал, хотя знал, возможно, лучше других исполняемые произведения. Это как бы традиционный стиль.

Что касается сравнения человеческой памяти с компьютерной, у меня оно тоже возникло однажды, когда работал в Париже.

anisimov 4— В Grand Opera?

— В Opera Bastille. Здание огромное, но там почему-то не хватало помещений. Комнатой для переодевания и отдыха перед спектаклем мы пользовались, только в разное время, со знаменитым японским топ-дирижером Сэйдзи Одзавой. Я специально пришел на генеральную репетицию оперы «Тоска», которой он дирижировал. Его абсолютная точность, очень удобная для оркестра, была для меня понятна и очевидна. Но мне хотелось очень внимательно понаблюдать за его движениями, как Одзава работает, на что обращает внимание, какие у него профессиональные приемы. Потом пошел и на спектакль. И вижу, что жесты до миллиметра точно повторяют то, что он делал на репетиции. Это выглядело просто непостижимо, но, наверное, и было тем самым компьютерным подходом к своей профессии. Я, например, не сторонник такого подхода. Не то чтобы люблю придумывать на концерте нечто иное, чем на репетиции, просто разные ощущения бывают, чувства какие-то другие, состояние, подъем, адреналин и т. п. Ну не может быть такого, чтобы на репетиции рука поднималась на 48 см и на спектакле ровно на столько же! Но я видел это воочию.

А знаменитый итальянский дирижер Клаудио Аббадо все свои концерты проводил наизусть. У него была фотографическая память. Он представлял себе партитуру и как бы переворачивал страницу за страницей мысленно.

— Александр Михайлович, если можно, личный вопрос: ваша нынешняя супруга — бывшая балерина?

— Да, Камелия работала в нашем Большом театре в труппе Валентина Елизарьева. Очень талантливо, на мой взгляд, танцевала одну из ведущих партий в «Щелкунчике». В это время мы и познакомились. Наш сын Саша музыкант. Младшая дочь, Любаша, тоже стала балериной, потом побыла моделью, актрисой, теперь она мать пятерых моих внуков. А у старшей, Анастасии, один сын. Обе дочки переехали в Москву. Вот такой я многодетный дедушка.

Справочно

Александр Анисимов — главный дирижер Государственного академического симфонического оркестра Республики Беларусь, народный артист Республики Беларусь, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, обладатель медали Франциска Скорины и французского ордена Командора высшей степени, лауреат Государственной премии Республики Беларусь, лауреат специальной премии Президента Беларуси за выдающиеся заслуги в области музыкального искусства.

Кроме того, Александр Михайлович — лауреат российских театральных премий «Золотая Маска» и «Легенда», почетный доктор музыки (Honorus causa) Национального университета Ирландии, приглашенный дирижер Национального академического театра оперы и балета Беларуси и приглашенный дирижер Большого театра России.

Подготовил Владимир Петров

Фото Сергея Лукашова и из личного архива Александра Анисимова

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
В Минске более 200 мостов, путепроводов и подземных переходов. Насколько сложно обслуживать эти сооружения

Мост — самое первое инженерное изобретение человека, перебросившего однажды бревно через бурный поток. Но наладить переправу — это только половина дела. В Минске более 200 мостов, путепроводов и подземных переходов. Насколько сложно обслуживать эти сооружения, узнали у директора предприятия «Горавтомост».

img e9921

Город транспортных конструкций

В Минске насчитывается свыше 100 мостов и путепроводов. Для сравнения: в Москве, площадь которой в семь раз больше, их около 450. Только через Свислочь в нашей столице проложено два десятка разнообразных мостов и мостиков. А добавить еще многочисленные эстакады, автомобильные развязки, подземные пешеходные переходы… Вот и получается, что Минск — город транспортных конструкций. Обслуживает это хлопотное хозяйство государственное предприятие «Горавтомост».

Сегодня в хозяйственном ведении предприятия находятся 113 мостов и путепроводов, расположенных как в черте города, так и на МКАД. Мало кто из водителей их считал, поэтому подскажу: на Минской кольцевой 35 мостовых сооружений. Также на нашем балансе 106 подземных переходов. Многие из них эксплуатируются более 50 лет, — рассказывает директор ГП «Горавтомост» Иван Шаланкевич. — Примечательно, что все мосты в Минске послевоенные, в Великую Отечественную ни один из существовавших не уцелел.

foto gen direktora

— А сколько лет самому возрастному?

Известный мост через Свислочь на проспекте Независимости сдан в эксплуатацию в 1951 году. Чуть моложе соседний на улице Первомайской: он построен в 1956-м.

Срок службы этих капитальных сооружений рассчитывался не менее чем на 100 лет, но в 1950–1960-е годы и даже в 1980-е никто из проектировщиков не мог предположить, что транспортная нагрузка будет возрастать в геометрической прогрессии. Сегодня мы подошли к ее пику. Современные средства видеофиксации позволяют полностью отслеживать автомобильные потоки в столице. Так, на МКАД интенсивность движения составляет 30–50 тысяч автомобилей в сутки, а на некоторых отрезках и вовсе достигает 100 тысяч. Это в разы больше, чем рассчитывали проектировщики. Если в 1960-е эта дорога была двухполосной, то сегодня полностью загружены все шесть полос.

Понятно, столь плотный автомобильный поток не может не сказываться на техническом состоянии мостов и путепроводов. Дважды в год специалисты нашего предприятия обследуют каждый из них, и в случае необходимости ремонт начинается ранее запланированных сроков. Мост в силу специфики своей конструкции постоянно находится в напряжении, требует диагностики технического состояния. Традиционно с началом ремонтного сезона наши специалисты переходят на круглосуточный режим работы.

goravtomost iz video 9 kopiya

Задание напряженное, но по плечу

— Иван Владимирович, если говорить о нынешней ситуации, то как складывается год?

По объемам текущего ремонта мостов и путепроводов он достаточно напряженный. По состоянию на начало октября произведена полная замена покрытий на четырех объектах. Это мосты через Свислочь на улицах Кабушкина и М. Богдановича, мост через Цну на МКАД и путепровод на МКАД через улицу Шаранговича. В начале сентября приступили к полной замене слоев мостового полотна проезжей части путепровода улицы Аранской над Тростенецкой.

Не менее сложное задание по ремонту пешеходных переходов. Уже завершен ремонт девяти входных групп на трех из них. Переходы расположены на проспекте Победителей около дома № 9, проспекте Независимости напротив дома № 52Б и на улице Орловской. Сейчас идет обновление входных групп подземного перехода на проспекте Победителей в районе улицы Мельникайте.

Многие подземные переходы оборудованы лифтами или подъемными платформами с наклонным перемещением. Последние еще называют коврами-самолетами. Насколько сложно обслуживать такое оборудование?

Сегодня подъемными устройствами оборудовано около 40 % подземных переходов, находящихся в хозяйственном ведении предприятия. Скажу больше: безбарьерная среда расширяется, и помимо колясочных спусков все проектируемые подземные переходы должны оснащаться такими механизмами.

Конечно, определенные сложности в обслуживании есть. Подземный переход не отапливается, это не жилой дом. Зимой в отдельные периоды температура воздуха может опускаться ниже допустимых пределов, на оборудовании собирается конденсат, иней и даже лед. Электроника начинает работать со сбоями или вовсе выходит из строя, а это недопустимо, ведь подъемниками пользуются инвалиды и пожилые люди. Для ежедневного обслуживания лифтов и наклонных платформ создано специализированное подразделение, и работы этим специалистам хватает.

5242626670400233179

Делают столицу чистой

— В полную силу, конечно же, трудятся и самые незаметные работники вашего предприятия — уборщики подземных переходов.

Все верно, законы гравитации никто не отменял. Вся пыль, грязь с улиц оседает именно в переходах. Конечно, на помощь приходят техника, средства малой механизации, используются современные поломоечные машины. Но это в крупных переходах, где сплошной поток людей. А на периферийных объектах с небольшой нагрузкой привычными рабочими инструментами остаются метла и швабра.

— Иван Владимирович, приближается профессиональный праздник — День автомобилиста и дорожника. Ваши поздравления коллективу, коллегам, ветеранам.

Нас, как и мост, объединяет общая цель — заботиться о комфорте людей, создании для них максимальных удобств. Эта работа почетна и ответственна, особый подход к порученному делу диктует Год качества. Пусть каждый новый день приносит новые достижения, а оптимизм и уверенность в будущем станут вашими верными спутниками.

Доброго здоровья и семейного благополучия вам, вашим родным и близким!

Справочно

С начала года ремонт асфальтобетонного покрытия тротуаров выполнен на общей площади свыше 1,7 тысячи м2, ремонт облицовки — на площади 2,4 тысячи м2, ремонт конструктивных элементов сооружений — на площади более 4,6 тысячи м2, отремонтировано или заменено свыше 1 тысячи погонных метров перил. За этими объемами — труд работников «Горавтомоста».

Сегодня в хозяйственном ведении предприятия находятся 113 мостов и путепроводов, а также 106 подземных переходов.

Фото предоставлены предприятием

Лукашенко: Минск подтверждает полную готовность к полноправному членству в БРИКС

Минск подтвердил полную готовность к полноправному членству в нашей организации. Об этом заявил Президент Беларуси Александр Лукашенко на пленарном заседании саммита БРИКС в Казани 24 октября, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на Telegram-канал «Пул Первого».

000019 1729762156 670588 big

— Мы полностью разделяем философию БРИКС. Беларусь идет к вам с конкретными идеями и проектами, призванными содействовать решению общечеловеческих проблем. Мы готовы стать активным участником Объединения, — подчеркнул А. Лукашенко.

Глава государства отметил, что Беларусь может поделиться ценным историческим опытом, как вопреки санкционному давлению сохранять и приумножать человеческий потенциал, обеспечивать высокие социальные стандарты и достойное качество жизни, коммерциализировать инновации и быстро осваивать технологии. Президент обратил внимание, что Беларусь выстроила доверительные отношения с абсолютным большинством стран, со многими из них уже длительное время активно и успешно сотрудничает.

— Теперь мы можем дополнить наши наработки на двустороннем треке новыми достижениями в интеграционном формате. Минск подтверждает полную готовность к полноправному членству в нашей организации, — заявил А. Лукашенко.

Президент также обозначил конкретные направления, по которым Беларусь может сыграть весомую роль в БРИКС. Глава государства выделил вклад в безопасность, устойчивое развитие, борьбу с голодом, бедностью, последствиями изменения климата и развитие гуманитарной сферы.

Фото БЕЛТА

Читайте также:

Урегулирование, план Зеленского, войска КНДР. Лукашенко прокомментировал ситуацию в Украине