ВРЕМЯ ЖЕНЩИН. О семье, месте в жизни и молодежи говорим с профессором Ириной Калачевой
С доктором исторических наук, профессором кафедры социальной коммуникации БГУ, редактором научного альманаха «Современная молодежь и общество» Ириной Калачевой корреспондент агентства «Минск-Новости» поговорила о семье и браке, современном студенчестве и личном счастье.
К истокам
— Вы известный и уважаемый автор нескольких книг, пособий, авторских и коллективных монографий, ряда научных статей. Почему именно семья, молодежь стали объектом пристального внимания и изучения ученого Калачевой?
— К своему юбилею много об этом размышляла. У моих бабушек-дедушек, родившихся в глубинке на Гродненщине, была крестьянская жизнь, они много и тяжело работали на земле. Родители — а мне, как и брату, повезло на их невероятную любовь — понимали, что в новое время непременно нужно быть образованным. Вот такая мудрость, такое предвидение… Переезд родителей в местечко означал, по сути, слом родовой программы, характерный, к слову, для многих жителей Беларуси второй половины ХХ века. Помню, как в 11 лет неожиданно узнала, что некоторые дети из моего класса ездят в районный центр в музыкальную школу. Почему не я, я же так люблю музыку? Этот искренний порыв учиться музыке возымел результат. И родители повезли меня в эту музыкальную школу, я прошла все испытания и была принята сразу во второй класс… Но где в глубинке взять инструмент? Папа нашел-таки у знакомого совсем новый баян — тульский. Потом с радостью выступала где только могла, на всех утренниках — пела и сама себе подыгрывала! Знаете, наверное, с той поры я ощутила счастье быть творческим человеком. Позже творчество проявилось в науке…
А более глубокий научный интерес во многом обусловлен тем, что после распада СССР появилось особое отношение к родному языку, родовым истокам, культурному наследию. Меня этот интерес не обошел стороной… Во многом благодаря и моим родителям, и своей семье остановила выбор на традиционной культуре. Возможно, повлияли мои отношения с мамой, очень теплые и доверительно-заинтересованные, ее умение быть располагающим к себе собеседником. И еще дружба с моей близкой родственницей Варварой Семеновной. Она работала в городской библиотеке и с малых лет прививала мне любовь к книге и культуре, уважение к человеку слова и своей тутэйшай, местечковой традиции.
— Зацепило ваше выступление на представительном круглом столе. Много было слов о конкретной поддержке многодетной семьи в нашем государстве, о роли женщины в семейном союзе. И вдруг вы, Ирина Ивановна, вслух говорите о том, что многие студенты сейчас вообще не рассматривают семью как необходимость для своего будущего. И вправду все так печально?
— Создание студенческой семьи сегодня скорее исключение из правил, нежели правило. Официальная статистика подтверждает: сейчас позже вступают в брак, более поздние первые роды. В связи с этим и более позднее определение для себя смысла жизни, мировоззренческих принципов. Высказывание «Уж замуж невтерпеж» полностью неактуально. Замечу некую поэтапность молодых в решении жизненных задач: сначала выучиться, затем найти престижную высокооплачиваемую работу, определиться с местом жительства и только потом решить, с кем жить. Раньше создание семьи рассматривалось как создание нового смысла для себя и близких. Причем никакие трудности не пугали: не решены вопросы жилья — так с милым рай в шалаше, появились дети — бабушки-дедушки помогут, мало денег — заработаем!.. Кстати, и мой брак был достаточно ранним, дочь родила в 21 год. А подготовка диссертации совпала с рождением сына… Понимаете, семья была полноценным институтом социализации, приобщения к миру взрослых, а значит, к миру ответственных, серьезных, состоявшихся в настоящем деле людей. Теперь мы наблюдаем затянувшийся период социализации человека — процесс обучения часто продолжается всю жизнь. Увеличилась продолжительность жизни, что заметно расширило границы возможностей. Отсюда поздние знакомства не только с целью создания семьи, но и в целом для общения.
Посмотрите на ценности современного студенчества. Такие понятия, как студенческая дружба, товарищество, взаимная ответственность, привязанность, сегодня мало развиты. Зато в цене самодостаточность, независимость, осознанное одиночество, свобода выражения во всем. Бал правит виртуальное пространство. И виртуальная коммуникация. Давать положительную либо критическую оценку еще рано, однако факты очевидны.
Бороться за семью всем миром
— Очевиден запрос общества на постоянный диалог с молодежью, в том числе по вопросам создания семьи. Как его вести, на ваш взгляд, чтобы он был успешным?
— По-разному подступались к этому в системе образования, на каком-то этапе даже готовили специалистов по семейной психологии в педуниверситете. Потом показалось удобным передать эту образовательную профилактическую работу социальным педагогам и психологам, но нагрузка на них оказалась слишком велика. Они нужны не только в образовательных учреждениях, но и повсюду… Стали уповать на территориальные центры социального обслуживания, однако для молодых людей они явно не подходят… У нас в БГУ был замечательный проект по подготовке к ответственному родительству, но средства закончились, а с ними и проект… Вопрос кардинально так и не решился.
У нас как бы все нет денег на такие неглавные вещи, а по итогу именно они потом оказываются главными. Потому как работа государства по поддержке института семьи неоценима для общества. Может быть, скажу пафосно, но мы всем миром, всем обществом должны бороться за создание семьи! И мелочей в таком деле нет. Мне думается, даже загсам пора бы найти новое, не столь казенное название, а за названием — несколько расширить функции, сделав эти учреждения некими образовательными центрами, полезными и интересными для молодых людей. К слову, у многих сегодня уже есть желание раздвинуть привычные рамки. Поэтому кто-то заказывает торжественную церемонию регистрации брака на летном поле или в музейном зале… На тему белорусской свадьбы написаны многие тома исследований — так это было ярко, многопланово и красиво! Целое явление! Когда двое становились семьей, то это было поводом для всеобщего ликования, поддержки молодой пары. Это наши истоки, в них наша сила. Это, если хотите, часть нашей ментальности, нашей белорусской души.
Убеждена, что подготовку к семейной жизни просто необходимо включать в период студенчества. Путем разных проектов — курсов, кружков, факультативов, школ дополнительного образования. Пусть сегодня многим не нравится слово «воспитание», но и в высшей школе надо продолжать им заниматься. Воспитывать любовь к семье и ее ценностям, укоренять приоритетность жизни человека для других, для любимых и родных.
Что касается успешности диалога, то, на мой взгляд, все дело в том, кто его ведет с молодежью, насколько этот учитель (психолог, социальный педагог и др.) профессионален, убедителен. Разные практики, изученные мною в разных вузах, дают основание утверждать: независимо от того, где учится студент, к семейной теме можно пробудить интерес. Как-то пригласили меня с лекцией в технологический университет. На лицах статных серьезных мужчин — кураторов читалось внутреннее сопротивление: зачем нам это? А потом оказалось, что семейная тематика очень даже интересна студентам, занимающимся сложными умными вещами. И на своем месте там оказался хороший профессионал — социолог. Был организован клуб молодой семьи, налажена просветительская работа со студенческими группами. Просто с такой тематикой надо уметь работать, находя нужную тональность для общения.
Полагаю, каждый преподаватель высшей школы в обязательном порядке должен развивать в студентах моральное, высоконравственное не только как профессионал, но и как человек. Иметь свой индивидуальный образ, запоминающийся студентам, коллегам. Слово «образование» имеет очень широкий и глубокий смысл — создавать образ. Не только образовывать других, но и самому быть образованным, высококультурным. Общеизвестные истины, но какими ценными они оказываются в наше время! Как говорил Сократ, в каждом человеке — солнце, только дайте ему светить. Самой главной задачей высшей школы было и остается формирование гражданина, профессионала, человека, который научится мыслить, будет уметь принимать вовремя собственные адекватные решения. Решения о своей линии жизни, своем выборе, своей семье, своем доме.
Радость жизни
— Жизнь сегодня непростая, в ней не так много светлого… Где вы находите поводы для радости?
— Ученый, а я себя к таковым отношу, имеет очень четкую задачу, ведь без ее постановки трудно добиться чего-то важного в своем деле. Это позволяет подняться над будничным, незначительным. Около 10 лет я была руководителем в разных должностях, последние годы работала заведующей кафедрой, однако сегодня решила прервать эту нить. Почему? Тяга к творческому, свободному полету (а научная стезя именно такая) неимоверно сильна. В последнее время работала над книгой в научно-популярном жанре «Мужчынскае i жаночае ў традыцыйнай культуры Беларусi», была погружена в атмосферу национальной культуры и традиций, подняла пласты материала, которые попыталась подать с позиции современного взгляда. Это очень увлекательно! Как у исследователя и этнографа, у меня прекрасно развиты познавательные качества нового, неизвестного.
Нашла хорошее выражение у Конфуция: «Лучше зажечь одну маленькую свечу, чем клясть темноту». И поняла, что оно созвучно с моим сегодняшним состоянием: это лучшее, что могу сделать, то, в чем виден результат. Радость жизни — заниматься своим делом, которое конкретно знаешь, любишь. Для меня это значит быть в диалоге со студентами (недавно я возглавила студенческий научный кружок). Почти 10 лет являюсь научным редактором сборника статей, где с коллегами работаем с магистрантами, аспирантами, преподавателями, учеными. Плюс постоянный поиск нового, новые книги.
— И что же считаете своим главным жизненным успехом, Ирина Ивановна?
— Правильные ориентиры. На создание и построение своей семьи, взращивание своего семейного древа и на достойную работу и профессионализм.