ВРЕМЯ ЖЕНЩИН. «Уметь балансировать, договариваться». Лариса Волкова — о профессиональном пути и профсоюзной работе
Откровенный разговор. О нюансах, из которых складывается этикет педагога, и об умении находить компромисс корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказала председатель Минской городской организации Белорусского профессионального союза работников образования и науки, делегат VI Всебелорусского народного собрания Лариса Волкова.
Не для слабонервных
— В вашей профессиональной биографии есть интересная страница. Некоторое время вы были директором Специального детского дома № 3 для детей-сирот с особенностями психофизического развития. Непростые судьбы малышей повлияли на отношение к жизни?
— Да, я стала сильнее. Научилась ценить обычные вещи: здоровье, уют, общение с близкими. Быть руководителем специального детского дома — огромная степень ответственности. Ведь проблема социального сиротства не замыкается в стенах учреждения. Это боль, которую принимаешь близко к сердцу. Стремишься помочь. Сопереживаешь. Задаешься вопросом, что с этими детьми будет дальше.
Возглавлять подобное учреждение, конечно же, работа не для слабонервных. Наряду с выполнением административных обязанностей она подразумевает знание юридических и психологических аспектов, наличие определенных моральных и душевных качеств.
— Строгостью отличались?
— Мне трудно об этом судить, лучше рассказали бы сотрудники. Но, став директором детского дома, некоторые изменения в его работу все же внесла (улыбается). Настояла, к примеру, чтобы персонал, а это в основном женщины, на мероприятия выходили в костюмах, платьях, а не в халатах, носили туфельки, а не домашние тапочки. Из нюансов, которые на первый взгляд кажутся мелочью, складывается профессиональный этикет педагога. Это не только внешний вид, но и терпение, такт, умение выстраивать диалог и многое другое.
— С середины 2000-х детские дома постепенно закрываются. Теперь их всего три в Минске. Оправдана ли, на ваш взгляд, альтернативная форма воспитания детей-сирот?
— Во многом да. Воспитываясь в интернате, ребенок не представлял, как, к примеру, макароны из сухих превращаются в съедобные или почему воду для чая нужно кипятить. Вопросы социальной адаптации в тех или иных жизненных ситуациях были.
Воспитание в приемных и опекунских семьях, институт родителей-воспитателей имеют ряд преимуществ. При этом важную роль играет человеческий фактор: дети не должны становиться средством дохода.
Две стороны одной медали
— Нынешняя ваша работа — логическое продолжение предыдущей деятельности. С чем обращаются в городской профсоюз работников образования и науки?
— С самыми разными невзгодами. Это непродление трудовых отношений, несогласие с вынесением дисциплинарных взысканий, неверно начисленная заработная плата… Профсоюз выступает посредником между нанимателем и работником. Наша задача — найти компромисс. Порой это бывает непросто. Непонимание приводит к трудовым спорам, иногда продолжающимся в судебных инстанциях. Действуя на стороне закона, профсоюз предлагает пути решения проблем.
При этом нужно помнить, что у каждой медали есть две стороны. Важно знать законодательство, правильно его использовать, уметь балансировать, договариваться.
— Будущее образование — какое оно?
— Молодежи нужны наставники, а опытным учителям — свежие идеи. В этом симбиозе, на мой взгляд, наряду с опытом и технологиями и заключается завтрашний день системы образования.
Встречаясь с молодыми специалистами, по глазам вижу, кто из них будет педагогом, а кто — урокодателем и просто пришел отработать. Молодежь, как и мы все, разная. Думаю, в этом различии и состоит главный интерес в жизни.
— Через неделю делегатов из всех уголков страны соберет VI Всебелорусское народное собрание. На что лично обратите особое внимание?
— На вопросы пенсионного страхования. Данная реформа касается меня и как делегата форума, и как профсоюзного лидера. Педагоги, которые по выслуге лет не могут выйти на заслуженный отдых, часто обращаются за разъяснениями. В силу ряда причин они оказались лишены такой возможности. Считаю, пришло время обратить внимание на критерии предоставления возможности выхода на пенсию по выслуге лет именно педагогическим работникам.
Элемент доверия
— Насколько для вас важно, что говорят и думают другие?
— Понимаю, всем нравиться нельзя. Вместе с тем общественное мнение — индикатор профессиональной деятельности: я работаю для людей, среди людей и во имя людей.
Не стесняюсь, к примеру, о чем-то расспросить юриста или проконсультироваться с экономистом. Ведь каждый слышит и видит то, что желает. В случае неправильно истолкованных фактов наша задача — расставить акценты.
— Разучились доверять?
— Жизнь сделала меня более осторожной, а опыт работы в детском доме вселил здоровый скептицизм. Именно тогда впервые столкнулась с пустыми обещаниями, угрозами. Вернувшиеся из мест не столь отдаленных горе-отцы были щедры на запугивания. Но элемент доверия — серьезная составляющая социума и часть меня самой. Как бы ни складывались обстоятельства, привыкла людям верить.
Родительский дом
— С годами все отчетливее понимаем, что связаны незримой нитью со своими корнями. Чему вас научили родители?
— Папа, Леонид Милентьевич (к сожалению, его уже нет с нами), всегда говорил, что в жизни есть два главных слова: «спасибо» и «пожалуйста». Наставлял, чтобы никогда про них не забывала.
Мама, Нина Алексеевна, привила нам с сестрой Ириной самостоятельность. Научила создавать в доме уют, беречь и ценить то, что имеем. Родители много трудились. Они сами построили дом и окружили нас заботой. Папа, к слову, завязывал мне такие бантики в школу, что все учителя руками разводили: как у мужчины получалась такая красота? В марте мама отметит 80-летний юбилей. Она обладает прекрасным чувством юмора и неиссякаемым оптимизмом. С моим сыном Андреем на одной волне (улыбается).
— Детей сильно опекаете?
— У дочери Валерии, наверное, было больше свободы, а вот сына я окружила гиперопекой. У них разница в возрасте 20 лет. Для нас с супругом Виктором Андрюша стал подарком небес. Конечно, переживали, было много рисков. Но благодаря замечательному доктору Александру Ильичу Бичу и его коллегам все прошло хорошо.
— Есть ли что-то такое, о чем жалеете?
— С возрастом приходит осознание того, как сильно мы нужны родителям, как они ждут нас. Иногда грущу, что редко вижу маму. При любой возможности звоню, навещаю, говорю, как люблю ее.
Фото Сергея Пожоги и из личного архива Ларисы Волковой