Всему научат. Как ДОСААФ стало кузницей кадров в СССР
На поверку ДОСААФ в СССР стал школой скорее мирной, чем военной жизни, где формировались личности и складывались судьбы. Как образовалось общество и чем занималось, читайте в материале корреспондента агентства «Минск-Новости.
Всегда пригодится
Советские аббревиатуры и формулировки часто звучали грозно и даже напыщенно. Посудите сами: Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ) СССР. Это всесоюзная массовая оборонно-патриотическая организация, цель которой — подготовка трудящихся к защите Советской страны. На самом деле мальчишки с удовольствием бегали в школы этого общества. Например, в 15 лет там можно было записаться на мотокурсы, а после 16-летия — получить водительское удостоверение категории А и вполне законно гонять по городу на отцовском мотоцикле. Те, кому нравилось радиодело, шли в группы радиотелеграфистов и после призыва в армию не чувствовали себя профанами, а занимались тем, в чем отлично разбирались.
Предшественник ДОСААФ — Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству (Осоавиахим). В 1948 году на его базе образовали сразу три структуры: ДОСАРМ, ДОСАВ и ДОСФЛОТ. Логика ясна. Хотели, чтобы пехотинцы, авиаторы, моряки отдельно взращивали будущих бойцов на собственных базах. Однако в августе 1951-го все эти общества формально объединили. В результате уже на старте в составе ДОСААФ насчитывалось 240 первичных организаций и почти 12 млн членов! Днем рождения ДОСААФ БССР считается сентябрь 1953 года.
В Союзе не существовало частных автошкол. Водить машину обучали при транспортных предприятиях. Но основной кузницей кадров шоферов вплоть до 1991-го оставался ДОСААФ. То же касается граждан, получавших категорию B (право управления легковым автомобилем).
Семнадцатилетних школьников обучали вождению большегрузных машин. Тогда у ребят годы службы в армии в основном проходили за рулем. Все же не упал-отжался с утра до вечера. Готовили кадры по хозяйственным специальностям, имеющим военно-прикладное значение: операторы автокранов, экскаваторщики, бульдозеристы и даже электрики. Ведь вооруженные силы тоже занимались строительством. Из широкой сети хорошо оснащенных школ выходили первоклассные автомеханики, специалисты по автодорожным работам. Иногда после демобилизации молодые люди шли совсем иным путем. Однако жизнь порой преподносит сюрпризы. И тогда полученная в ДОСААФ профессия приходилась как нельзя кстати. Навыки, обретенные в добровольном обществе, определили дальнейшую профессию и судьбу десятков тысяч граждан СССР.
Старт для чемпионов
В 1955-1960-м годах численность советской армии снизили на 3 млн человек. Расформировали целые соединения, ликвидировали части морских ВВС, а также ВМФ. Хрущёв обосновывал эти действия тем, что любую военную проблему сможет решить с помощью новых ракет. Происходило и сокращение военных расходов. Увольняли фронтовиков, получивших в период Великой Отечественной офицерские звания и военные специальности, но не имевших высшего образования. Остро встал вопрос о трудоустройстве военных пенсионеров, многим из которых не было 40 лет! За время войны они стали прекрасными топографами, картографами, овладели сотнями других специальностей. К счастью, немалая часть из них нашла рабочие места в ДОСААФ. Подрастающему поколению шло на пользу общение с еще нестарыми педагогами-фронтовиками.
Большое внимание в организации уделяли привлечению юношей и девушек к военно-прикладным и техническим видам спорта. Например, в 1965-м первым советским чемпионом мира по мотокроссу стал Виктор Арбеков. Он начинал тренироваться в подольской мотошколе ДОСААФ. Виктор Власов, стрелок из винтовки и золотой медалист Олимпиады-80, выходец из того же добровольного общества. Чемпионов по авиационному, парашютному, мотоциклетному, водно-моторному, автомобильному и радиоспорту готовили там же. Алексей Леонов, Павел Попович, Валерий Быковский, Валентина Терешкова и другие космонавты свою дорогу в небо начинали под эгидой ДОСААФ.
Разумеется, специальности разнились и в зависимости от территориальных признаков. К традиционным видам спорта и профессиям добавлялись связанные с географическими особенностями. В горной местности занимались альпинизмом. В приморских городах в ДОСААФ обучали военно-морским специальностям, подводному ориентированию, готовили водолазов.
Приключенческий дух
В организации разрабатывали и особые виды соревнований, не предусмотренные международными регламентами. Например, необычные виды многоборья. Так, курсантов везли за город. Первым этапом становилась передача текста на скорость с помощью войсковой радиостанции. Не обходилось без метания муляжей гранат. По воспоминаниям очевидцев, самое любопытное — ориентирование на местности. Выдавали компасы, небольшие снимки с картой, на которой находилось обозначение пяти точек. За определенный промежуток времени требовалось найти эти точки и прийти к финишу. Упустившие контрольное время уже никуда не спешили, собирали землянику или грибы. Безусловно, все было овеяно приключенческим и романтическим духом. В общем, больше игра, чем спорт или подготовка воинов. Но так казалось не из-за беспечности. Просто думали, что после страшного опыта Великой Отечественной никому в голову не придет затеять глобальное военное столкновение. Так и было.
После развала Союза во многих бывших советских республиках добровольное общество прекратило деятельность. У нас 16 октября 1991 года его преобразовали в самостоятельное Белорусское оборонное спортивно-техническое общество (БелОСТО). А 20 августа 2003-го отечественное Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту возродили!
Читайте также:
«Если бы не ГТО до войны, до Берлина б не дошел…» Как оценивали знаменитые нормативы фронтовики
От неотапливаемого вагона до современного купе. Как развивалась советская железная дорога
Почему многие подростковые зимние забавы времен СССР сочли бы сегодня экстримом или даже безумием
Что такое телеграмма, и почему такой вид связи пользовался огромной популярностью в СССР