«Всю жизнь нужно учиться». Главный врач 13-й городской поликлиники — о молодых специалистах
Главный врач 13-й городской поликлиники Владимир Куришко рассказал корреспонденту агентства «Минск-Новости» о том, чего не хватает молодым специалистам, пришедшим на работу в поликлинику.
О молодых специалистах
— Чтобы идти в медицину, нужно любить людей и свою профессию. А сегодня некоторые идут туда, чтобы работать на супераппарате УЗИ или компьютерном, магнитно-резонансном томографе. Когда я учился, ни КТ, ни МРТ, ни УЗИ не было — только ЭКГ, лаборатория и старенький рентген. И нас учили логическому мышлению, общению с пациентами, искусству ведения сбора анамнеза. Чем отличаются от нас многие молодые доктора? Подходом к делу. «Без КТ, МРТ, УЗИ не буду лечить!» — слышал от них не раз. Нахватались модных словечек и бравируют ими. Да, согласен, у современного высокотехнологичного оборудования большие диагностические возможности. Но у доктора обязательно должны быть аналитический ум, клиническое мышление. Сейчас молодежь доверяет только технике. А она не всегда исправна и не всегда есть под руками: в путешествие аппарат УЗИ не возьмешь. А если в дороге что-то случится, понадобится помощь?
В медицине всю жизнь нужно учиться. То, что написано в монографиях, учебниках, не всегда применимо. В жизни по-разному бывает. У каждого человека болезнь протекает по-своему, и к подбору препаратов индивидуально надо подходить. Это приходит с опытом. Еще советую своим молодым врачам, узким специалистам, изучать смежные специальности. Это развивает тактическое мышление.
— Чем аргументируете?
— Говорю примерно так: «У вас есть родители, дедушки, бабушки. И в случае чего, чтобы им помочь, надо учиться мыслить тактически. А вообще, чтобы стать профессионалом, потребуется не год, не два, а десятки лет. Кстати, у нас все медсестры, помощники врачей, которые приходят в поликлинику, первое время работают в процедурном кабинете.
— Зачем?
— Для отработки практических навыков, особенно по забору (взятию) крови из вены и внутривенным инъекциям. Представьте: пришла на процедуру бабушка, а у нее вены такие пораженные, что попробуй попади!
О последствиях пандемии
— Ковид обнажил кадровую проблему в нашей сфере. Взять, к примеру, нашу поликлинику. До пандемии у нас пенсионеры с удовольствием работали, и не один год, после выхода на пенсию. Пошел ковид — и дети, внуки этих докторов сказали: «Мама, папа, мы хотим, чтобы вы жили!» И многие из наших заслуженных врачей отказались продлевать контракты.
В декабре 2020-го — январе 2021-го нам здорово помогли студенты Белорусского государственного университета и медколледжа. В августе этого года в поликлинику пришли работать шесть помощников врачей — хорошие молодые люди. Но ушли-то четыре опытных врача общей практики, еще двух участковых докторов — молодых специалистов — недавно забрали в армию. Они жили в столице, но прописаны в Минском районе, через районный военкомат их и забрали. Я лично туда ездил, просил, чтобы не забирали парней, дали им поработать — у них еще был один год отработки по распределению. Бесполезно. Еще два помощника врача, которые были к нам распределены, заплатили неустойку за оставшийся год отработки и ушли: парень — на скорую медицинскую помощь, а девушка уехала домой в Брест. В конце июля два врача общей практики, отработавшие два года по распределению, перешли в стационар. Они там подрабатывали — вели больных с СOVID-19, получали ковидные надбавки. Конечно, там платят больше, чем в поликлинике. И девушка-врач после отработки уехала к мужу в Германию. За несколько месяцев такие потери.
— Работать некому?
— Не так всё плохо, однако в участковой службе по упомянутым причинам имеются сложности. Но я человек позитивный и считаю: есть проблемы — их надо решать, а не загонять в тупик. С узкими специалистами намного лучше. Есть эндокринолог, хирург, два невролога, два окулиста. В октябре по окончании интернатуры еще один хирург придет… В общем, с узкими специалистами всё нормально, а вот с участковыми врачами сильно нас подкосило. Тем не менее в поликлинике две ковидные бригады. В две смены работает кабинет для приема температурящих больных… Делаем прививки от коронавируса не только в поликлинике, выезжаем на промышленные предприятия: около 1 000 человек вакцинировали. Также прививаем нетранспортабельных пациентов: приезжаем к ним домой. Вакцинировались почти 300 тяжелобольных. Кстати, у нас на обслуживании несколько десятков инвалидов I группы. Что удивительно, их не надо уговаривать сделать прививку. Более того, они беспокоятся, чтобы о них не забыли. Таким пациентам наши доктора по телефону 20–30 минут рассказывают всё, что им интересно по вакцинации. Обязательно делаем анализы и после осмотра врача прививаем.
Еще наших медицинских работников задействовали в загородных детских оздоровительных лагерях. Вдобавок отпускная кампания. Кто-то заболел в медкомиссии военкомата — нашего доктора на подмогу забрали… Очень сложно! Крутимся как можем.
Психологически работать на приеме в поликлинике очень тяжело — к врачу приходит человек, у которого болит. Он часто многим недоволен, порой в семье никто не хочет с ним общаться. Хоть с доктором поговорить, а у врача — лимит по времени.
О пожилых
— Периодически выполняю визиты на дом к пожилым, при этом всегда проверяю у них коробки с лекарствами — 20–30 % медикаментов с истекшим сроком годности. Поэтому говорю своим врачам: пойдете на визит к старушкам, обязательно проверьте залежи препаратов, поинтересуйтесь, как они принимают лекарства. У пожилых — масса хронических заболеваний, некоторые после инсульта, инфаркта, вот и приходится много препаратов принимать. Где тут всё упомнишь? А если бабушка или дедушка — одиноко проживающие? Кто проконтролирует? Вот поэтому пожилому человеку нужна тетрадочка, блокнотик, где ему распишут (или он сам это сделает) прием лекарств по дням и часам. И станет бабушке намного проще: приняла одну таблетку — галочку напротив поставила, выпила другую — еще раз отметила. Особенно важна скрупулезность с препаратами, разжижающими кровь. Смертельно опасна передозировка!
Не верьте, когда пожилой человек говорит: «Куча болезней, надоело мучиться, хочу умереть». Все хотят жить. А чтобы не загнать себя, надо работать над собой, от многого отказаться. Допустим, я три года кофе и алкоголь не пью. Раньше пиво любил, коньячка мог пригубить. Самое главное — прогулки, они всем на пользу. Мы как-то с женой поехали в санаторий. Дали нам внуков — близнецов пяти с половиной лет. Маша ночью спит хорошо, а Коля никак не засыпает и сестренку будит. И решили мы прогуливаться — по 15–20 км в день с внуками нашагивали. Помню, Коля на прогулках жаловался: «Не могу больше, ножки болят». А я ему: «Хорошо, сейчас позвоню папе, чтобы он тебя забрал». — «Нет, не надо!» И ходил, и спал потом так крепко, что пушкой не разбудишь. Маша, конечно, тоже.