«Я вас не знаю!». Как научить ребенка не доверять незнакомцам на улице
«С незнакомцами не разговаривать». Вроде правило простое и знакомое всем с детства, однако все равно число преступлений в отношении несовершеннолетних и маленьких детей не уменьшается. По данным МВД, с начала 2021 года в Беларуси от сексуального насилия, в том числе от посторонних людей, пострадали 500 детей. Почему они доверяют взрослым и как родителям толково объяснить запрет на общение с незнакомцами, корреспондент агентства «Минск-Новости» узнала у создателя первой в Беларуси Школы безопасности для детей Safekids Людмилы Лосицкой.
Проблема в том, что дети наивно доверяют взрослым
Как только ребенок начинает разговаривать, в нем просыпается любопытство. Он начинает следить за миром вокруг себя, всем интересуется, постоянно задает вопросы. А если он еще и растет активным и общительным, то ему ничего не стоит спросить у незнакомца, почему же небо голубое, а с деревьев опали листья.
— И вот такие коммуникабельные дети очень просто верят незнакомцам, а если быть точнее — не чувствуют в них опасность. Они, конечно же, тоже боятся, но не всех. С виду хорошие, добрые люди располагают к себе ребят, которые называют взрослого своим другом уже после пяти минут общения, — рассказывает Л. Лосицкая.
Можно понять, почему родители боятся отпускать детей одних на улицу и любят периодически звонить и спрашивать о местонахождении. Но не нужно разводить панику или запрещать разговаривать со всеми малознакомыми людьми, делая детишек параноиками.
— Просто ребенку надо разъяснить. Одно дело, когда он общается с соседкой, которую сам хорошо знает и мама еще стоит рядом. И совсем другое — когда диалог заводит незнакомый человек, — подчеркнула собеседница.
Дети уверены, что преступник выглядит так же, как в мультфильмах
Как уже говорилось, дети тоже боятся. Просто не тех. В их головах прочно сидит образ преступника, который навязывается с детства посредством мультиков, фильмов и детских книг.
— У них в голове стереотип, что «плохой взрослый» — это дядя в темной одежде, в маске, очках, с пистолетом, ножом или мешком денег, с виду злобный и угрюмый. Часто он приезжает на темной машине, на которой и крадет детишек. Этот неверный образ мы можем лишь разрушить в их глазах, показав, кто действительно может быть преступником. И сделать это получится только посредством диалога и рассуждений, — отметила Л. Лосицкая.
Нужно объяснить, что преступник или человек с плохими намерениями никогда не будет разгуливать по улице в светлое время суток в такой выделяющейся одежде и с реквизитами и тем более в таком виде подходить к детям. «Его же сразу раскроют», — стоит родителю так сказать, как дети задумываются. Они начинают понимать, что преступники будут стараться не выделяться среди людей, чтобы их никто не заметил. Также при просмотре мультиков, фильмов или чтении детских книг родителям, если заметят стереотипного преступника, важно отмечать, что в жизни так не бывает. Так и рушится в головах ребят этот глупый стереотип о внешнем виде преступника.
Четкое разграничение «свои» и «чужие»
— У ребенка должно быть четкое понимание «своих» и «чужих». Многие не видят эту разницу и считают другом человека, с которым только сегодня мог познакомиться. Это неправильно, — подчеркнула собеседница. — Есть у меня одно задание, которое помогает детям понять, кто является близким, знакомым и посторонним человеком, и разобраться, с кем можно разговаривать, а от кого нужно сразу же уходить.
Рисуем круги доверия (внутри большого находится средний, а внутри среднего — маленький кружок). Важно использовать цвета для лучшего усвоения информации (маленький — зеленого цвета, средний — желтого, большой — красный). Выглядит это достаточно просто, а главное, эффективно. Осталось только рассказать ребенку, что можно делать с людьми из каждого круга.
— Зеленый круг, семья, — можем без проблем доверять этим людям, везде с ними ходить, разговаривать и делиться секретами. С желтыми, знакомыми, мы обычно общаемся в силу каких-то общих интересов или, например, с кем-то учимся. Мы не можем пойти к учительнице в гости, если не разрешила мама, или на встречу с другом, если вы это не оговаривали с родителями. А представителей красного круга, незнакомцев, мы стараемся избегать и не разговаривать с ними, — пояснила Л. Лосицкая. — Очень важное правило — чтобы взрослые из зеленого круга всегда знали, где вы находитесь в каждый момент времени. В таком случае вероятность какой-то беды сильно снижается.
Заранее предугадать, как будет действовать преступник, сложно. Он может придумать совершенно разные истории, в которые поверит даже взрослый, а значит, заранее подготовить ребенка к той или иной ситуации нереально. Например, незнакомцу может стать «плохо», и он просит о помощи. В таком случае нельзя следовать за «больным»: ребенок должен позвать других взрослых (безопаснее всего женщину, семейную пару или человека в форме).
Есть еще такой хитрый трюк, когда взрослый «случайно» по дороге теряет кошелек, который подбирает ребенок и возвращает растеряше. Тот, в свою очередь, начинает активно благодарить за помощь, ведь «там были жизненно важные документы».
— Дети должны понимать, что с посторонними людьми нельзя разговаривать. Одно дело показать, где находится аптека или магазин человеку, который заблудился, а другое — общаться с ним и идти куда-то вместе. Я учу детей фразе: «Я вас не знаю и не буду с вами разговаривать». Ребенок ее проговаривает больше для себя. Если же человек не отстает, то нужно убегать от него и звать на помощь, — рассказала собеседница.
В итоге становится ясно, что причина доверия к незнакомым людям у детей из-за несформированного четкого понимания, кто такой «плохой взрослый» и почему с ним нельзя никуда идти. Он не будет одет как злодей из мультфильма, он, наоборот, будет очень милым, дружелюбным и улыбающимся человеком, который расскажет интересные истории и расположит к себе. Ребята не всегда понимают, что «врач», который хочет осмотреть тебя, потому что на улице «эпидемия», всего лишь больной на голову человек, что помогать 40-летнему «старцу» донести тяжелые пакеты неправильно, что нормальному мужчине не нужна помощь девочки в том, чтобы достать кота с дерева.
Мы должны научить детей разграничивать «своих» и «чужих», они должны знать, как поступить в ситуации, когда пристает какой-то странный человек. Л. Лосицкая напоследок советует придерживаться мягкого контроля: не быть строгим взрослым, но всегда оставаться в курсе, где и с кем находится ребенок. И тогда он не станет жертвой преступника, а родители будут спокойны.