Ягодный сезон в разгаре: рассказываем, как закупиться на рынке без сюрпризов
Наступило лето — время сезонных ягод и овощей на рынках. И на любой товар тут найдется покупатель: кто-то берет фермерское и «только с грядки», другие ищут варианты попроще и подешевле. Однако никто не обрадуется, обнаружив по возвращении домой, что купленные фрукты или ягоды подпорчены. Как лучше поступить в таком случае, корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказала начальник отдела организации рыночной торговли Комаровского рынка Алла Фидрусь.
Упор на качество
Четко провести грань между качественными товарами и некондицией на рынке достаточно сложно, ведь качество в этом случае — понятие относительное. Возьмем, к примеру, ящик абрикосов: фрукты сверху будут плотненькими и красивыми, а вот на дне — целыми, но немного примятыми и прозрачными. Одни покупатели посчитают их испорченными, а другие приедут на Комаровку именно за такими: мягкие и продадут дешевле, и варенье из них получится идеальное, янтарное.
Или другой частый случай. Если тех же абрикосов или других сезонных фруктов привезли много и не смогли быстро распродать, то через два-три дня на прилавке они потеряют свой лощеный вид. Ценник на них будет заметно меньше, однако некачественной такую продукцию тоже не назовешь. А что тогда к ней относится?
— Главные критерии некачественного товара — это явные признаки гнили и нарушение целостности кожуры, — отвечает А. Фидрусь. — Даже если подгнившие участки маленькие, буквально одна или две точки, такая продукция реализовываться не должна. Аналогично и с лопнувшей или поврежденной шкуркой фруктов и овощей: в таком месте очень быстро развиваются бактерии, особенно в летнюю жару. Поэтому первая рекомендация потребителям: осматривайте свои покупки сразу, не отходя от прилавка. Если обнаружите некачественный товар, то согласно закону о защите прав потребителей вы имеете полное право потребовать его замены либо возврата денег.
Кто виноват и что делать?
Специалист отмечает, что к подобным ситуациям часто приводит человеческий фактор. К примеру, продавец может торопиться обслужить несколько человек и в спешке, не глядя, положить в пакет подпорченный овощ или фрукт. Если бдительный покупатель сразу обратит на это внимание, то проблема обычно решается на месте: продавец извинится и заменит некачественный товар либо вернет за него деньги. Но если все-таки возникла конфликтная ситуация?
— Еще одно право покупателя — потребовать книгу замечаний и предложений. Она должна быть на каждом торговом месте и предъявляться по первому требованию. Администрация рынка предоставляет торговые места в аренду, и большинство наших продавцов — это люди, нанятые индивидуальными предпринимателями либо юридическими лицами. Если вы оставите в книге замечаний и предложений запись о нарушении, то работодатель о нем узнает и должен будет принять соответствующие меры — вплоть до привлечения работника к дисциплинарной ответственности. А вы по вашему обращению получите письменный ответ в установленный срок, — заверяет специалист.
Бывает, что продавец специально не хочет предоставлять книгу, чтобы избежать разбирательств с работодателем. В таком случае необходимо обратиться к администраторам — сотрудникам рынка, которые оказывают содействие покупателям. Они закреплены за каждым сектором рынка и носят зеленую униформу.
— Вы можете найти их сами либо вызвать через радиоузел на втором этаже крытой части рынка, — продолжает представитель Комаровского рынка. — Тот факт, что вам по первому требованию не предоставили книгу жалоб — это уже нарушение правил торговли, поэтому сотрудник рынка составляет соответствующий акт. Каждый четверг мы проводим комиссии, на которые приглашаем нанимателей провинившихся продавцов для дачи пояснений. При неоднократных нарушениях со стороны арендатора предприятие принимает меры — вплоть до расторжения договора аренды.
Стоит помнить, что на Комаровском рынке есть и свой специалист по защите прав потребителей. Пригласить его тоже можно через радиоузел.
Без бумажки ты…
Не всегда вопрос с возвратом некачественного товара можно решить сразу. Иногда порчу продуктов замечают только дома, поэтому покупатели возвращаются на рынок назавтра или даже через день, если, к примеру, закупились и уехали за город. Не стоит уповать на то, что продавец вспомнит вас: лучшим подтверждением покупки товара в конкретной точке будет чек.
— Долгие годы торговать на рынке можно было без них, но в связи с изменениями в законодательстве больше двух лет назад кассовые аппараты стали необходимым условием работы продавцов. Это требование распространяется на организации и индивидуальных предпринимателей. К сожалению, не все покупатели об этом осведомлены. Но вы смело можете потребовать чек у продавца, чтобы защитить себя как потребителя. Исключение — физические лица, которые также могут торговать на рынке: на них требование об обязательном наличии кассового оборудования не распространяется, — отмечает начальник отдела организации рыночной торговли.
Она поясняет: у юридического лица могут быть несколько торговых мест на рынке, а на каждом из них — меняться продавцы. Однако по данным в чеке всегда можно определить юридическое лицо, оказавшее услугу.
Продаете? Нет, просто показываю
Тут стоит упомянуть и хорошо известный предмет спора: вправе ли покупатель выбрать конкретный товар с витрины, например, отборный виноград или спелые и крупные томаты. Логика обеих сторон понятна: потребитель хочет купить самые привлекательные продукты, а продавцу важно распродать все — и красивое, и не очень. Закон о защите прав потребителей стоит на стороне первых — вам не имеют права отказывать в свободном выборе товара.
— Но, конечно, лучше не злоупотреблять такой возможностью: если попросить продавца разобрать полвитрины ради одного фрукта или, к примеру, достать нижнюю ветку винограда из большой кучи, думаю, он будет недоволен, — комментирует А. Фидрусь.
Нужно учитывать и еще один момент: сама форма работы через прилавок предполагает, что покупатель только выбирает товары, а раскладывает их продавец. Во-первых, он сделает это аккуратнее, и уложенные продукты не рассыпятся и не примнутся. Во-вторых, такой вариант попросту гигиеничнее: не каждый посетитель рынка захочет покупать фрукты или овощи, которые до него перетрогал не один человек.
Страсти по клубнике
Иногда покупатели закупаются на рынке сразу большими сумками, но далеко не все укладывают продукты аккуратно. А ведь даже крепкие томаты потеряют презентабельный вид, если завалить их сверху куском мяса и поносить так часок-другой. Что уж говорить о нежных абрикосах, клубнике или винограде? Увидев дома свои подмятые покупки, некоторые потребители несут их обратно и пытаются убедить продавцов, что товар был таким изначально. Те нередко возвращают деньги, чтобы не раздувать скандал, даже если изначально продали качественные продукты. Чтобы таких претензий было меньше, людям еще раз стоит напомнить: всегда проверяйте покупки и полученную сдачу сразу, как говорится, не отходя от кассы. И внимательнее относитесь к их транспортировке.
В разгар сезона клубники может случится и такая ситуация: посетитель берет ягоды на одной из точек, а после находит у другого продавца вкуснее или дешевле. И пытается вернуть первоначальную покупку — мол, мне ваша продукция не подходит.
— Надо помнить, что качественная продукция обмену и возврату не подлежит. Поэтому мы рекомендуем сначала посмотреть весь ассортимент, а после определиться с выбором. На рынке установлены мойки, и многие продавцы сами предлагают попробовать ту же клубнику перед покупкой. Но подчеркну, что они не обязаны это делать — кто-то может быть против такой дегустации. Конечно, продавцы должны уважительно относиться к покупателям. Но и покупателей мы просим проявлять уважение в ответ. Клубника — это скоропортящийся товар. Ее собирают затемно и привозят рано в Минск, чтобы распродать за день. Это очень тяжелый труд, особенно для физических лиц, которые сами выращивают и торгуют на рынке своей продукцией, — подытожила спикер.
Фото Анстасии Матчени и из архива агентства «Минск-Новости»