Южный вектор: Авдонин рассказал о выгодах экономического сотрудничества со странами Африки
Во внешней политике Беларуси и России нынешний год начался с визитов Александра Лукашенко в ОАЭ и Зимбабве и главы МИД России Сергея Лаврова в ЮАР, Эсватини (Свазиленд), Анголу и Эритрею. Это свидетельствует о заинтересованности Союзного государства в развитии экономических связей с Африканским континентом. План коллективного Запада по изоляции Беларуси и России не сработал. Страны Африки не присоединились к санкциям, демонстрируя политическую самостоятельность в принятии решений. Обладая стратегическими запасами природных ископаемых и значительным человеческим потенциалом, Африка становится одним из центров многополярного мира, чего на Западе стремятся не допустить.
По просьбе корреспондента «Минск-Новости» складывающуюся ситуацию прокомментировал аналитик Белорусского института стратегических исследований Алексей Авдонин.
– По тем тенденциям, которые прослеживаются, становится очевидно, что страны Африки и, в частности, ее южная часть будут иметь более высокие темпы экономического развития. Можно говорить о пяти и даже восьми процентах роста ВВП. Эта статистика есть, она отражена в глобальных отчетах. Следует выделить несколько причин. В этом регионе разрабатываются месторождения редкоземельных металлов, а также производных для легированной стали: хрома, никеля, коксующегося угля. Одновременно надо понимать, что Южная Африка – еще и огромные человеческие ресурсы. Естественно, между мировыми корпорациями, крупными игроками идет конкуренция за экономическое присутствие в регионе.
Россия и Беларусь имеют в этом смысле привилегированную позицию. Мы не занимались колонизацией Африки, не вывозили насильно представителей африканской расы на плантации, не проявляли агрессию – соответственно, отношение к нам совершенно иное. Мы ориентируемся на взаимовыгодное сотрудничество, углубление как внешнеэкономических, так и политических связей, а это всегда интересно. Беларусь готова поставлять в регион товары, организовывать совместные производства, экспортировать услуги, в том числе образовательные и медицинские. Речь может идти также о наработках наших научно-исследовательских институтов в области земледелия, животноводства, пищевой промышленности. В итоге такое партнерство будет способствовать повышению качества жизни населения региона, что правительствами этих стран наиболее востребовано.
– Чем, на ваш взгляд, вызван тот факт, что сразу после завершения визитов Александра Лукашенко и Сергея Лаврова в «африканское турне» отправились министр финансов США Джанет Йеллен и глава европейской дипломатии Жозеп Боррель, угрожавшие санкциями за сотрудничество с Россией и Беларусью?
– Должностные лица выполняли задания крупных корпораций. Последние опасаются присутствия на континенте конкурентов – и не важно, белорусские, российские или китайские это компании. Коллективный Запад изначально ориентирован на тотальную монополию, полный контроль за природными и человеческими ресурсами Африки. Наличие же конкурентов влечет дополнительные издержки, снижает сверхприбыли. Поэтому сейчас туда хлынул поток различных политических персоналий, действующих в угоду интересам крупных западных игроков. Скорее всего, в ближайшее время мы увидим еще большую интенсификацию этих визитов с целью как-то заблокировать продвижение конкурентов. Повторюсь. имеются в виду не только Беларусь, Россия или Китай. Неудобным становится любой, кто решил зайти на континент и развивать отношения.
– Хватит ли у африканских стран исторической памяти, чтобы не поддаться на уговоры или угрозы бывших колонизаторов?
– Разумеется, мы не можем повлиять на процесс принятия решений в этих странах, но сейчас однозначно будет, условно говоря, плотный торг за тех или иных политических лидеров. Для нас важно, чтобы, реализуя политику своих государств, они ориентировались исключительно на интересы народов. В этом случае ситуация не будет приводить к продолжению или возникновению новых конфронтаций и гражданских войн, от которых Африка уже устала. Сегодня региону, в том числе Зимбабве, в первую очередь нужна стабильность. Ее как раз готова экспортировать Беларусь, имеется в виду грамотная модель управления политическими, социальными и экономическими процессами. Она жизнеспособна, поэтому, как следствие, интересна многим.
– Говоря об экономической составляющей, какие перспективы открывает такое сотрудничество для Беларуси?
– Для нас это новый большой рынок, учитывая, что сложившиеся африканские торговые и экономические сообщества, куда входит и Зимбабве, охватывают территории с населением около миллиарда человек. Рынок огромный, поэтому благодаря достигнутым договоренностям и пониманию между лидерами наших стран большая ответственность ложится на менеджмент и управленцев белорусских предприятий. Не нужно бояться новых возможностей, необходимо общаться, выходить на плотную работу с африканской стороной, закрывать своей продукцией имеющиеся потребности рынка. Наша практическая задача на ближайшее время – увеличение в разы товарооборота не только с Зимбабве, но и со всем южноафриканским регионом, способствуя тем самым повышению темпов экономического роста Беларуси.
Справочно
Глава МИД Беларуси Сергей Алейник оценил суммарный экономический эффект от визита Александра Лукашенко в Зимбабве в 200 млн долларов США. В ближайшие два года Беларусь намерена поставить в эту страну 4 тыс. единиц тракторов и сельскохозяйственной техники. Кроме того, запланировано, что в этом году наша страна примет участие в выставке своей продукции в Нигерии, Анголе, Египте, Кот-д’Ивуаре.