За что судят спортиков и как закрывают наркошопы? Минская милиция — об изнанке нелегального бизнеса
На «темной стороне» открытых «вакансий» немало: от стандартного курьера до спортика, который может выручить около 1,5 тыс. долларов за отрубленный палец. Но чего будет стоить такая вседозволенность? Об усиленной борьбе с наркосбытом корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказал заместитель начальника управления по наркоконтролю и противодействию торговле людьми ГУВД Виталий Тюнис.
Кто продает свободу?
Как известно, минчане работают на наркошопы не только в качестве курьеров, но и в качестве трафаретчиков, спортиков (люди крепкого телосложения, которые наказывают провинившихся кладменов). Однако больше всего, по словам правоохранителя, в столице именно минеров, они в нелегальном бизнесе считаются пушечным мясом. Практически никому из закладчиков не удается проработать более одного месяца, некоторых правосудие настигает значительно раньше.
На днях сотрудники управления по наркоконтролю и противодействию торговле людьми задержали девушку. Как оказалось, она раскладывала «клады» менее недели. Выручить успела около 2 тыс. белорусских рублей. На быстрые деньги решилась, как это часто бывает, из-за затруднительного финансового положения. Проживала с мамой, дедушкой и бабушкой. Родительница обеспечить комфортный уровень жизни для семьи не могла, а отец отсутствовал, так как уехал на заработки в Россию. Задержали девушку с 200 г особо опасного психотропа — 4-SMS.
— Многие несовершеннолетние, которые ввязываются в преступный бизнес, не до конца понимают ответственность, наступающую за распространение наркотиков. Часто надеются на то, что их не поймают. Однако работа в данном направлении ведется основательная, поэтому в неделю у нас может быть от 3 до 5 и более подобных задержаний. 90 % минеров в содеянном действительно раскаиваются. Некоторые, конечно, плачут, когда понимают, что на горизонте появляется весьма отчетливая перспектива попасть в места лишения свободы, — рассказывает В. Тюнис.
Но слезы на ход событий не влияют. Помочь в этой ситуации может только сделка со следствием. Если человек содействует правоохранителям и помогает выявить других криминальных личностей, срок лишения свободы при составлении досудебного соглашения со Следственным комитетом сокращается. Готовность предоставить полезную информацию, кстати, чаще изъявляют лица, которые уже бывали в местах лишения свободы.
— Усредненный портрет закладчика дать крайне сложно, потому что членами преступных группировок становятся как студенты и школьники, так и, например, женщины, у которых на попечении трое детей. Но чаще всего это, конечно, безработные граждане, 37 % из них — ранее судимые лица, 12 % — за оборот наркотиков. Что касается заработанных денег, молодежь чаще всего тратит их на гаджеты и пребывание в увеселительных заведениях. Хотя есть и те лица, которые оставляют их наркошопу в качестве залога, — делится В. Тюнис.
Эта схема работает так: куратор затрагивает в общении с кладменом вопрос оплаты и сообщает, что всю сумму или ее часть можно оставить как залог. Это своего рода вклад в будущее, потому что согласившемуся человеку в последующем доверяют более крупные партии. А увеличение количества товара гарантирует рост финансового дохода. Правда, обогащаться ты будешь недолго. Однако об этом представители шопов умалчивают.
Цена увечий — 1,5 тысячи долларов
Разбирая деятельность других «сотрудников» нелегальных интернет-магазинов, спортиков, В. Тюнис отмечает: судят их не только за нанесение тяжких телесных повреждений, но и за участие в незаконном обороте наркотических веществ в составе преступных группировок. Чаще всего правоохранителям удается доказать, что эти лица принимали заказы от определенного наркошопа (особенно при условии, что переписка с кураторами сохранена), а значит, были замешаны в темном бизнесе.
— Сами «заказы» для спортиков выглядят как обычные сообщения с паспортными данными провинившегося курьера, уточнением того, какой вес какого вещества человек присвоил, и описанием желаемого наказания. Была в практике ситуация, когда спортиков подослали к 13-летней девочке. В качестве «мести» облили зеленкой и заставили извиняться перед наркошопом. Все это, разумеется, снималось на смартфон, — делится правоохранитель.
И это еще одно из самых лояльных наказаний — другому закладчику назначили карательную меру в виде обеих сломанных рук.
— Сейчас двое таких спортиков, 44 и 43 лет, находятся в местах лишения свободы — они были осуждены после того, как избили девушку, ранее работавшую курьером, и отрезали ей палец, за что получили около 1,5 тыс. долларов, а также наркотические вещества. Оба ранее судимы, в заключении проведут около 20 лет, — говорит милиционер.
Стараниями аналитической разведки
Численность «работников» наркошопов может достигать 40–50 человек (и это без учета службы безопасности, кадрового подразделения). Сюда входят и поставщики, и перевозчики, и минеры, в том числе оптовые (они фасуют запрещенные вещества) и т. д. Иногда, по словам В. Тюниса, несколько должностей может совмещать один человек.
Сложности, связанные с выявлением владельцев магазинов и закрытием платформ, обусловлены тем, что преступники используют дорогостоящие методы шифрования. Найти информационные следы пытаются сотрудники подразделения аналитической разведки. Они проводят оперативно-разыскные мероприятия, в том числе в даркнете. Работа трудоемкая, затратная в плане времени, но к эффективности вопросов не возникает: только в текущем месяце правоохранителями была прекращена деятельность 11 нелегальных интернет-магазинов.
— Владельцы наркошопов зачастую находятся за пределами страны, что также усложняет работу. Для повышения ее результативности мы, разумеется, сотрудничаем с иностранными коллегами, — отмечает милиционер.
Наиболее плотный контакт, по словам правоохранителя, установлен с Российской Федерацией. Также активный обмен информацией происходит с Казахстаном, Монголией, Молдавией и не только. По линии Интерпола ведется сотрудничество и с французами.
— Крайним наркошопом, который мы закрыли, владели два парня (28 лет и 31 год), решившие открыть свой бизнес. Они оплатили пребывание на интернет-площадке, после чего один из ныне осужденных съездил в соседнюю страну, где забрал оптовый клад с марками ЛСД. Наркошоп просуществовал всего пять дней и не принес им абсолютно никакой прибыли — к счастью, ни одной продажи, — делится В. Тюнис.
Работа в данном направлении продолжает вестись вкупе с профилактикой, направленной на развитие сознательности граждан и сокращение количества людей, вовлеченных в наркооборот.
Читайте также:
- Для раскрутки наркошопа 19-летний минчанин организовал бесплатный розыгрыш психотропа. Что решил суд
- Две 14-летние подруги искали подработку в интернете, а теперь могут оказаться тюрьме на 10 лет
- Группа молодых людей проводила «воспитательные беседы» с наркокурьерами. Их осудили на 11 лет
- Какие преступления совершают подростки, и что этому способствует
- Какие наркотики чаще всего изымает милиция в Минске, и почему статус «кладмена» — путь в никуда