Зачем в Польше сняли фильм «Орлята», и какие исторические мифы он поддерживает. Комментарий политолога
В нашей западной соседке состоялась премьера исторического художественного фильма «Орлята». Казалось бы, что с этого нам, белорусам? Но лента напрямую касается нашей страны.
Сюжет разворачивается в судьбоносном сентябре 1939 года в Гродно. В фильме рассказывается о сопротивлении Красной армии Войска Польского и присоединившихся к нему националистически настроенных подростков. Символично, что картина с подобным сюжетом выходит за восемь дней до одного из главных праздников белорусов — Дня народного единства.
Можно возразить, мол, Польша имеет собственный взгляд на историю: ее люди защищали тогда свою государственность и на месте поляков героизацию подобных персонажей производил бы любой народ. Все это так. Однако есть некоторые «но».
Главное — сюжет фильма, который противоречит историческим данным и распространяет в польском обществе откровенную неправду. Он повествует о трех подростках: поляке Тадеуше, еврее Леоше и девочке Эвелине, дочке польского офицера. Юноши влюблены в Эвелину и соперничают друг с другом. Однако наступает сентябрь 1939 года, и подростки оказываются вовлеченными в боевые действия. Авторы фильма делают акцент на романтичной самоотдаче подростков родине — Польше. Приемы, призванные поддерживать эмоции зрителя, отрывают от понимания исторических нюансов ленты. Например, имя героя фильма — Тадеуша — служит отсылкой к мифическому, выдуманному мальчику Тадику Ясинскому, якобы жившему в Гродно в 1939 году и использованному советскими танкистами в качестве живого щита. Нет ни одного документа, подтверждающего существование этого человека. Во всей истории прослеживается образ сакральной жертвы, за неимением которой польская шовинистическая пропаганда слепила легенду, даже поставив историческому фейку памятник на гродненском кладбище.
Вторая сюжетная линия — дружба еврейского и польского подростков. Дело в том, что межвоенная Польша была наполнена настроениями польского национализма и антисемитизма. В Гродно доходило до еврейских погромов, самый крупный произошел в 1935-м. В результате погибло несколько евреев, а их кварталы и магазины оказались разгромлены. Антисемитизм достиг своего апогея в 1938–1939 годах, когда в Гродно начали издавать соответствующую прессу, а по улицам стали расхаживать активисты-националисты, призывавшие поляков не посещать заведения евреев.
Удивляет еще один момент. Показана дружба не просто между еврейским и польским подростками. Последний оказывается харцером, членом польской молодежной националистической организации сродни гитлерюгенду. Такой немыслимый сюжет мог появиться только с одной целью — закрыть глаза на господствовавший в межвоенной Польше антисемитизм и создать иллюзию всеобщей борьбы граждан Польши с нарочито очерненными Советами. Мол, не было в Польше антисемитизма, все это пропаганда врагов.
Справедливости ради, одна сюжетная линия фильма выглядит правдоподобно. У еврейского мальчика Леоша есть брат — коммунист Якуб. Но подобное разграничение больше похоже на деление на хороших польских и плохих советских евреев.
Действительно, в межвоенных кресах население города и села разделялось по этническому принципу. И если в городах жили преимущественно польская администрация и еврейское население, то на селе — в основном белорусы. Из-за антисемитизма поляков и бедности основной массы евреев большинство их сочувствовало КПЗБ или было ее членами, чем создавало социальную опору национально-освободительного движения белорусов в городах. Белорусы и евреи подставляли плечо друг другу в тяжелые политические будни межвоенной Польши.
Кстати, о белорусах. В фильме их почти нет. Для режиссера они или не существуют, или являются какими-то инопланетянами. Нет восстания в Гродненской тюрьме под руководством Пилипа Пестрака. Нет неудобного Скидельского восстания белорусов всего в 30 км от Гродно, куда пришлось отправлять полицию для расправы над повстанцами.
Такая слепота, на мой взгляд, имеет политический подтекст. Режиссер и сценарист фильма Кшиштоф Лукашевич. Именно он снял в 2012 году художественное кино про сына руководителя партии БНФ, а теперь главного советника Светланы Тихановской Франака Вечёрко. В ленте режиссер из малолетнего правонарушителя и уклониста от армии лепит героя-змагара, отчаянно борющегося с «крывавай дыктатурай». Неудивительно, не правда ли?
Так что не знать о белорусах и Беларуси Кшиштоф Лукашевич не может. Скорее всего, политическая позиция белорусов на кресах и судьба белорусского народа не вписываются в пропагандистские штампы Лукашевича. Не комильфо ему снимать про реальный быт, двойные стандарты и национальное угнетение белорусов в межвоенной Польше. Не вписывается эта картинка в создаваемый современными польскими властями миф о рае во Второй Речи Посполитой.
Кшиштоф Лукашевич был замечен в еще одном интересном деле — в режиссировании фильма «Кербела», восхваляющего оккупационный американский контингент в Ираке, в составе которого оказалось и польское подразделение. Задачу его героизации Лукашевич и выполнял в ленте.
Отношения белорусского и польского народов имеют довольно сложную и противоречивую историю. Вместо того чтобы принять Беларусь такой, какая она есть, бонзы партии «Право и справедливость» продолжают свой «дранг нах остен» с еще большим остервенением и вопреки не только белорусско-польским отношениям, но и интересам Польши. Изменить самосознание белорусов у них не получилось, во всяком случае пока. Но вот подрыв своей экономики уже совершен. Максимальное в ЕС падение ВВП до 2,1 % — у Польши. Варшава также в лидерах и по инфляции, все активнее приближающейся к отметке 17 %.
Недовольство уже не сдержать пропагандой, звучащей из каждого польского утюга. Поэтому приходится затыкать рты недовольным. Партия «Конфедерация», осмелившаяся не согласиться с польским истеблишментом по вопросам санкций в отношении Беларуси и России, милитаризации Киева и конфронтации с Минском, уже ощутила все прелести демократии и прав человека. Обыски в издательстве партии, снятие депутатской неприкосновенности с ее лидера Гжегожа Брауна, суды и сильнейшая травля в СМИ — это теперь реалии польской политики для всех прагматиков, мыслящих интересами суверенитета Польши.
А что же нам, белорусам? Во-первых, надо с честью и достоинством отпраздновать 17 сентября День народного единства. Не забывать трагизма 20 лет власти пилсудчиков в Западной Белоруссии. Но и не таить злобы и обиды на польский народ.
Во-вторых, мы не должны свою критику шовинизма и антибелорусской политики польских элит распространять на весь польский народ. Он заложник их политики и жертва их пропаганды. Поляки тянутся к прагматизму, которого им не хватает. Наша задача — помочь им прийти к этому прагматизму.
Беларуси нужна предсказуемая, стабильная, сильная, а главное — дружелюбная Польша без войн и потрясений. Но может ли быть такой Польша сегодня с элитами, зависящими от Вашингтона и Брюсселя? Вот в чем вопрос, на который мы постараемся ответить в наших следующих выпусках.
Петр Петровский





































