Зачем в программу подготовки олимпиадников включили занятия с психологом
Пару лет назад в программу подготовки олимпиадников включили занятия с психологом. С какими трудностями сталкиваются одаренные дети, выясняла корреспондент агентства «Минск-Новости».
Представим ситуацию: школьник с 5-го класса усердно готовится к интеллектуальному состязанию по математике. Его заметил учитель и смекнул: если парень ловко решает логические задачки, почему бы не дать ему что-то посложнее? Шаг за шагом ученик продвигается в освоении любимого предмета, посещает факультативы, участвует в конкурсах. Если успешно, появляется мотивация к дальнейшим победам. На определенном этапе подготовки подключаются университетские преподаватели. Командные сборы, летние профильные лагеря… И если ребенок в 8-9-м классе приносит диплом с городского тура, значит, растет звездочка. Такую холить и лелеять — подает надежды. Но в этой ситуации есть и обратная сторона. Кроме лавров и наград школьнику достается большой груз ответственности перед родителями, учителями, вузовскими преподавателями, которые «всю душу в него вложили». Вот и выходит: за 30 минут до республиканской олимпиады ребенок думает не о победе, а о том, как не обмануть надежды. За весь город выступает!
Отсюда растут страх, отчаяние, желание отступить. Это перебор. Олимпиада лишь жизненный этап: не возьмешь диплом — не смертельно. И головой вроде бы все понимаешь. Но как научиться управлять эмоциями?
Школьные психологи должны сопровождать одаренных детей. На практике все по-другому
Чтобы свести к минимуму психологическую нагрузку, в программу подготовки олимпиадников включили занятия с психологом. Первыми на тренинги стала приходить команда биологов. Им предстояло выступать за честь столицы на республиканском этапе. Позаниматься с умниками и умницами пригласили Наталью Воробей, педагога-психолога Социально-педагогического центра Советского района.
На самом деле в обязанности каждого школьного психолога входит работа с одаренными детьми. Если учреждение образования выставляет своего лучшего ученика на очередной этап состязания, специалист должен следить за его эмоциональным состоянием, проводить тренинги и тестирование.
— Но в большинстве учебных заведений педагог-психолог один и загружен под завязку. Он, помимо прочего, должен работать с находящимися в социально опасном положении семьями, с подростками, нуждающимися в особом педагогическом внимании. Приходилось не раз слышать: мол, зачем одаренным психолог. Они никуда не влезут, не свяжутся с плохой компанией и не будут совершать что-либо противоправное, — рассуждает Наталья Юлиановна.
Но после первых занятий с олимпиадниками стало понятно: эти дети весьма уязвимы и нуждаются в особой поддержке.
Детям нужно научиться говорить откровенно о сокровенном, тогда работа будет продуктивной
— На финальном этапе республиканской олимпиады от города выступает команда. А ее как таковой нет. Ребята, которые приходят на сборы, друг друга не знают. Располагаемся по кругу, знакомимся, играем, расслабляемся. Замечаю напряжение в группе: дети чувствуют себя конкурентами. Появляются страх, агрессия, желание держаться от других подальше. А это не те чувства, которые нужны для победы на олимпиаде. Необходима команда, в которой друг друга будут поддерживать. На это всего три встречи. Приходится работать с группами от 10 до 20 человек. И ребята умудряются в таких больших коллективах быть открытыми.
В нынешнем году педагог-психолог решила попробовать релаксационный тренинг. Техника позволяет успокоиться с помощью мысленных образов.
— Ложатся на маты, накидывают на себя покрывала. Я включаю музыку, идет текст. Моя задача — расслабить их телесно и эмоционально, дать возможность за 20 минут полноценно отдохнуть, — рассказывает Н. Воробей. — Бывает, дети настолько вымотаны, что засыпают на матах. Делаю соответствующие выводы и даю рекомендации, как можно быстрее упорядочить режим дня.
Умение расслабляться — привычка, которая вырабатывается за 1,5–2 месяца. Ребенок, который умеет это делать, не придет на олимпиаду измученным. Даже если юный умник и будет волноваться, то справится с тревогой. Суть релаксации — снять усталость, эмоциональное напряжение, повысить работоспособность. После 20-минутной тренировки, как огурчик, можешь работать еще 4 часа.
Сильная тревога может стать причиной неадекватного поведения
Бывают ситуации, когда накануне ответственного испытания у детей обостряется чувство тревоги.
— «Не пойду, и все! Вдруг меня в случае неудачи в школе заклюют». Такое приходилось слышать от наших интеллектуалов. То есть высокомотивированный ребенок, дошедший до самого финиша, испытывает такой ужас, что категорически отказывается участвовать в состязании. Беседую с такими детьми индивидуально, после чего подросток идет на олимпиаду и завоевывает призовое место, — вспоминает педагог-психолог.
Да, эти ребята успешны, амбициозны, но очень ранимы и прекрасно чувствуют отношение к себе.
У одного на испытании начинают дрожать коленки — думать уже не может. Другой засыпает прямо на олимпиаде. Дети рассказывают о состояниях, с которыми не справляются. Вместе ищем способы, как взять себя в руки.
Почему у олимпиадников низкая самооценка
— На одном из занятий предлагаю по десятибалльной шкале оценить свой уровень подготовки. Если пишут 7, 8, 9 — все в норме. Но есть те, кто выставляет себе 1, 2, 3 балла. Это шокирует, так как подобные показатели указывают на то, что у школьника могут появляться мысли о суициде, — говорит педагог-психолог.
Когда специалист начинает разбираться в причинах низкой самооценки, выясняется, что у школьников проблемы в семье. Кто-то считает, что его не ценят, а кто-то пытается соответствовать высоким ожиданиям мамы и папы. В последнем случае родители могут ставить вполне конкретную задачу — завоевать диплом, хоть тресни!
— В семье неосознанно сообщают ребенку: ты не важен, важно место на пьедестале, — поясняет Н. Воробей. — Дети, которые идут на олимпиаду, подготовленные, интеллектуально подкованные. Но необходимо, чтобы в ответственный момент их внутренний ресурс сработал. Тогда они смогут показать свои знания, не будет загнанности и самокопания.
Бывает и такое: у детей все в порядке с самооценкой, умеют контролировать эмоции, но в случае неудачи ведут себя неадекватно и агрессивно. Психолог учит, как справиться с ситуацией, когда не удается добиться хорошего результата.
Справочно
Пока занятия с психологом включены в программу подготовки только олимпиадников-биологов, географов и химиков.