Загадочная история песни «Ой, мороз-мороз». Какие страсти разгорались вокруг авторства слов и музыки
Если спросить любого взрослого человека, знает ли он былинные русские народные песни, то одной из первых будет названа «Ой, мороз-мороз». Курьез в том, что это произведение не уходит своими корнями в глубину веков, а появилось в середине 1950-х. Его нет ни в одном из сборников исторических творений, так как песня не совсем народная (читайте — не бесхозная). Кое-кто все же приложил руку к ее созданию. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

Кадр из фильма «Хозяин тайги»
Стараниями Золотухина
Летом 1968 г. в селе Выезжий Лог Манского района Красноярского края и на реке Мане режиссер Владимир Назаров снимал ленту «Хозяин тайги». Валерий Золотухин играл деревенского участкового милиционера Сережкина, который пытается найти преступников, ограбивших магазин. Интересно, что главарем банды оказывается персонаж по фамилии Рябой, роль которого исполнил Владимир Высоцкий.
Чтоб вжиться в образ и понять местные традиции, Золотухи познакомился с подлинным участковым этого района. Сдружился, бывал в его доме. Выяснялось, что страж порядка на досуге более всего любит играть на гармони. Актеру приглянулся этот штрих в герое. Он решил его использовать. Тем более выходец из села в Алтайском крае прекрасно пел народные мелодии. Да и окончил он не факультет, где учат драматических артистов, а отделение музыкальной комедии ГИТИСа, где хороший вокал — главное условие.
В качестве песни для исполнения под баян он решил взять «Ой, мороз-мороз», которую часто передавали по радио, объявляя, что музыка и слова народные: «Ой, мороз-мороз, не морозь меня, не морозь меня, моего коня».
Оригинального текста актеру показалось мало. Он завершался словами «У меня жена, ох, красавица, ждет меня домой, ждет — печалится». Сам сочинил финальный куплет закольцевавший историю. Строчки в его авторстве потом «приросли» к песне:
Я вернусь домой на закате дня,
Обниму жену, напою коня.
Ой, мороз-мороз, не морозь меня,
Не морозь меня, моего коня.
Шутники интерпретируют: «Обниму коня, напою жену».
Высоцкий в картине тоже пел, но в своем, бардовском стиле, на нерве. Специально написал для ленты несколько песен: «Дом хрустальный» («Если я богат, как царь морской…»), «Песня Рябого» («Вкалывал я до зари, считал, что черви — козыри, из грунта выколачивал рубли»). А песню «Протопи ты мне баньку, хозяюшка» записали, но вырезали из-за слов «А на левой груди — профиль Сталина, а на правой — Маринки анфас».
И вот это песенное противоречие двух героев, диаметрально противоположное мировосприятие через песни подчеркивало назревающий конфликт персонажей, милиционера и бригадира сплавщиков леса. Было ясно: им друг с другом не по пути.
Конечно, в титрах ленты, «Ой, мороз-мороз» представили, как народное произведение.

Александр и Мария Уваровы
Упущенная выгода
С 1944 г. в Воронежском русском хоре, работала солистка Мария Морозова-Уварова вместе с супругом Александром. Она считала себя автором данного шлягера. Впервые спела его вместе с мужем в 1954 г. на сцене. А в 1956-м в Московском государственном Центральном доме звукозаписи песню зафиксировали на пленку в их исполнении. Она стала звучать по радио, вышла пластинка. На ее конверте Марию и Александра упомянули как солистов. А вот вопрос авторства даже не поднимался. Сами Уваровы как-то это упустили по неопытности, провинциальной робости перед столичными профессионалами. Вот песня и осталась народной.
Вначале Мария думала написать письма в компетентные инстанции, отстоять права. Но, презирая волокиту и тяжбы, делать этого до поры не стала. Наверное, не знала, сколь огромные авторские отчисления получают советские поэты-песенники и композиторы за каждое исполнение. Ведь песню в репертуар взяли почти все профильные коллективы.
Поздняя справедливость
Лишь спустя более чем полвека Мария Павловна спохватилась. Ведь на постсоветском пространстве шлягер продолжали и продолжают амортизировать как ансамбли народной песни, так и рок-музыканты.
В 2008 г. женщина подала в суд. Но беда в том, что ей уже исполнилось 85 лет, она путалась в своих высказываниях. В одном интервью утверждала, будто проснулась среди ночи, рука потянулась к перу, и она в один миг выплеснула нетленку «Ой, мороз-мороз» на бумагу вместе с нотами. В других рассказах вспомнила, что в 1951 г. к ним в коллектив приехала девушка из глубинки по имени Нина Тарасова. На прослушивании на предмет принятия в хор среди других народных песен она припомнила и эту. Но из текста знала лишь первые строчки. Уварова записала их в блокнот, а спустя три года сочинила остальное, когда ей с супругом потребовался материал для репертуара. Но ведь с таким же Успехом можно и Золотухина назвать автором!
Еще из любопытного. В сборнике «Русскія народныя пѣсни, собранныя П. В. Шейном» 1867 г. с нотным рядом опубликованы вот такие стихи:
Зима, зима, зима лютая моя,
Я прошу тебя, не морозь меня.
При дороженьке, коня ведучи,
Коня ведучи, сброю несучи.
Согласитесь, сюжет и мотив узнаваем. Правда, в финале этого стихотворного опуса героя в саду супруга убивает ножом. Возможно, именно это в далеком 1951-м Тарасова напела Уваровой.
Из-за отсутствия живых свидетелей в том же 2008 г. суд не признал авторство Уваровой. Еще одним косвенным очевидцем был муж Александр. Но незадолго до судебного разбирательства он в своей мастерской делал балалайки, нагревал лак на плите, случился пожар, и мужчина сгорел.
Лишь после кончины Марии Павловны в 2017 г. ее авторство неожиданно признали. Судя по всему, нашлись активные наследники, которые ранее вели себя пассивно, а теперь добились решения и охотно получают авторские отчисления.
Читайте также:
Как Леонид Утёсов случайно спас от безвестности музыку песни «Московских окон негасимый свет»
Как Григорий Лепс перешел дорогу «КГБ», заполучив музыку песни «Я тебя не люблю»
Как в хите «Кто тебя выдумал, звездная страна?» пионера приравняли к герою повести «Маленький принц»
Как испорченный кран на кухне подвиг композитора создать хит «Топ-топ, топает малыш»