Женщины мира: выставка живописи проходит в модном пространстве Минска
Как отразить томный дух испанской сиесты с помощью цветовой растяжки или признаться в любви к Парижу без клишированных образов Эйфелевой башни, багетов и беретов, знает художница Кристина Анищенко. Выставка «FEMME: Восток и Запад» проходит в одном из модных пространств столицы, передает корреспондент агентства «Минск-Новости».
Экспозиция камерная: менее 20 работ, среди которых картины, скульптуры и один экспонат, созданный в соавторстве со зрителями. Речь о манекене, расписанном яркими узорами — под чутким руководством художницы это сделали гости на открытии выставки.
Выбор локации, с одной стороны, не самый типичный. Тем более для автора, чье творчество не единожды экспонировалось на внушительных площадках, в том числе созданных в рамках Осеннего салона. С другой стороны, куда, как не в модное пространство, органичнее всего впишутся чудесные женские образы.
Акцент проекта «FEMME: Восток и Запад» — на прекрасной половине человечества. Но это лишь кусочек мозаики, собрать которую приглашает зрителя К. Анищенко. Лейтмотивом экспозиции, пожалуй, является органичное сплетение двух таких разных миров — утонченного, познавшего дзен Востока и энергичного, местами даже эксцентричного Запада.
К примеру, холст «Испания. Сиеста». На первый взгляд, все в картине дышит зноем Иберийского полуострова, от цветовой гаммы до платья — реверанса танцовщицам фламенко. Но присмотритесь к вееру, которым томно обмахивается донья: он ненавязчиво отсылает к восточному колориту.
А вот рыжеволосая красотка с картины «Париж, я тебя люблю» — сборный образ, задача которого — передать тот самый шарм и манящую энергетику города на Сене. И без клишированных штампов в виде силуэта Эйфелевой башни, французского триколора и багетов-беретов.
— Вдохновлялась работами Анри де Тулуз-Лотрека, — подчеркнула К. Анищенко. — И обликом французской столицы тех времен. Потому приглушенный рыжий цвет, платье и перчатки в стиле танцовщиц кабаре, шляпа с оттенками лимонного цвета — все это складывается в парижскую мелодию. Это не конкретное изображение парижанки, а ощущение легкого головокружения от прогулок по брусчатым мостовым Монмартра, от шепота под кронами каштанов, от внезапной встречи взглядов.
Картина приглашает зрителя нe рассматривать, а чувствовать: вдохнуть теплый вечерний воздух, услышать отдаленную мелодию аккордеона. Внутренним зрением увидеть Париж не туристический, как в путеводителях, а тот, который вдохновлял художников всех времен на создание шедевров.
И если Париж больше тяготеет к спокойным оттенкам, то «Изумрудная богиня» с острова Калимантан, наоборот, контрастна — насыщенная густая зелень тропических лесов, яркие краски диковинных цветов.
— На холсте нашла отражение не только природа Индонезии, но и удивительная гармония этой страны, — поясняет автор. — Та самая осознанность, умение слышать себя. Что особенно актуально в эпоху цифрового шума и многозадачности, где тишина — роскошь, доступная не каждому. А этот образ — напоминание, что наибольшая драгоценность — состояние гармонии c собой и миром, умение находится в этом состоянии в любом месте.
И безусловно, эта картина — как страница личного дневника К. Анищенко, которую впечатлила далекая страна.
Рядом — ода родной Беларуси, отраженная в Купалье. Как отмечает сама автор, лейтмотив — образ дома, который всегда в сердце, как бы далеко мы ни находились.
Тихий шелест бамбука, выписанного тушью, и крикливая фуксия, восточная скромность кимоно и дерзкие платья с декольте, как из-под лекал западных модных мэтров: экспозиция демонстрирует органичное слияние двух, казалось бы, абсолютно разных миров. Вероятно, причина в том, что творчество самой К. Анищенко формировалось через путешествие с Запада на Восток и снова на Запад. Художница родилась в Минске и здесь изучала искусство, затем постигала азы каллиграфии в Китае, а потом продолжила обучение в Академии изящных искусств во Флоренции.
А возможно, причина — как раз в той гармонии, о которой нам повествует художница: вещи, казалось бы, разные и несовместимые, порой удивительно сочетаются.
Выставка «FEMME: Восток и Запад» открыта до 31 октября в модном пространстве по адресу: ул. Маяковского, 6. Вход свободный.
Фото автора и из архива К. Анищенко
Смотрите также:
