Журналист проехал по Минску в инвалидной коляске и испытал на себе качество безбарьерной среды

42 минуты под землей
Маршрут свой начал я с парковки у редакции. Помогает передвигаться по городу моя девушка Аня. Она мой хрупкий моторчик. Сразу же на выезде с парковки даже не на самый высокий бордюр взобрался с усилием. Развернулся спиной к бордюру, рывок – залетел. Пока еще не поднаторел ездить на коляске. Первый пешеходный переход — снова трудности. На своих двоих переступил — и не задумываешься, а в коляске даже небольшой уклон чувствуется — съезжаю аккуратно, сзади Аня придерживает коляску. Водители смиренно ждут, пока мы выполним наши «экзерсисы».
Станция метро «Академия наук». Спуститься по длинным пролетам самим нереально. Пандус есть, но лететь я буду по нему долго. Перед лестницей — наклейка с номером вызова работника метро для помощи. Набрал — диспетчер уточнил, на какой именно я станции, и попросил ожидать пару минут.
У выхода из метро — кинотеатр «Октябрь». Только на коляске попасть в него не так и просто. Вход с пандусом загорожен баннером, стрелка на двери «пеняет» в сторону основного входа без пандуса. Заезжай в кинотеатр как хочешь, называется.

— У меня сегодня день рождения, вот выбрались в город, — разбавил неловкое молчание. Не соврал, мне в тот день и правда стукнуло 23. — Меня Илья зовут.
— А меня Виталий, с праздником, здоровья вам.
Даже крепкому Виталию нелегко меня катить — больше центнера веса вместе с коляской. На самой же станции после турникетов еще пару пролетов без пандусов.
— Мы можем развернуть транспортер, но на это уйдет время, — предлагает Виталий. — Быстрее и проще попросить кого подсобить.
Полностью согласен. Второму работнику нельзя отвлекаться от контроля — просим помощи у прохожих. Словили, что называется, на лету молодого парня. Подхватили меня с двух сторон и перенесли на платформу. Приятно, когда в твой день рождения мужчины в буквальном смысле слова носят тебя на руках.

Официальный представитель Минского метрополитена Андрей Дроб пояснил: первые элементы безбарьерной среды для инвалидов и физически ослабленных лиц в Минском метрополитене появились еще в 2001 году с вводом в эксплуатацию станции «Могилевская» с четырьмя лифтами и локальной системой диспетчеризации лифтов с видеонаблюдением. В 2012 году в подземке создана служба безопасности. Инспекторы этой структуры сопровождают инвалидов-колясочников на наклонных платформах и перемещают их на гусеничных подъемниках. Кроме того, на станциях расположены переговорные устройства связи, чтобы человек с ограниченными возможностями мог обратиться за необходимой помощью к сотрудникам метро.
В Минском метрополитене на станциях эксплуатируются 24 лифта. 22 подъемные платформы с наклонным перемещением установлены на станциях: «Петровщина», «Михалово» и «Грушевка» — по 4 платформы на каждой, «Институт культуры», «Спортивная» и «Молодежная» — по 2, «Борисовский тракт» — 3, «Уручье» — 1. На станциях «Первомайская» и «Октябрьская» имеются платформы с вертикальным перемещением. Также в Минском метрополитене эксплуатируются 15 гусеничных лестничных подъемников на станциях «Площадь Ленина», «Академия наук», «Парк Челюскинцев», «Московская», «Восток», «Пушкинская», «Молодежная», «Немига», «Пролетарская», «Автозаводская», «Площадь Якуба Коласа», «Площадь Победы», «Партизанская», «Октябрьская», «Купаловская».

Дальше наш путь лежит на «Октябрьскую», чтобы пересесть на другую ветку метро и приехать на «Немигу». Там нас встретят. Прибыл поезд, заехали в первый вагон у стены, чтобы никому не мешать. В вагоне метро я уловил на себе взгляды сочувствия: пассажиры смущенно отводили глаза. На «Октябрьской» нас уже ожидали работники метро. На эскалаторе поднялись на «Купаловскую». Перед нами снова несколько пролетов ступенек. На этой станции больше работников, они и перенесли. На «Немиге» прохожие помогли сотруднику метрополитена вынести меня на поверхность. Пожелали доброй дороги.
Прогуляться решили по новой пешеходной улице Комсомольской. Как на машине, так и в коляске я люблю быстро ездить. Аня за мной не поспевает. Ехали, шумно разговаривали, шутили. Для прохожих такая картина явно была в диковинку, они не привыкли видеть радостного инвалида.
Главное — забота
На Немиге бордюры «жестокие» — высокие. Тяжело нам взбираться. Наши влюбленные силуэты отражались в витринах модных магазинчиков. Только вот не во все мы могли заехать: пандусы в лучшем случае есть у половины. В кафе тоже не заедешь, тусуйся на террасе. А вот «Заботливая аптека» — здесь пандус есть. Но угол у него запредельный, а ширина колеи под детскую коляску рассчитана, я на своей проваливаюсь колесами.

За время прогулки потратили много энергии. Проголодались. Благо Немига усеяна фастфудами. Я любитель «старой школы». Поехали в «МакДоналдс». Пешком бы я добрался за пять минут, на коляске из-за постоянных остановок у бордюров путь растянулся в разы. И это центр Минска. В самом ресторане быстрого питания пандус есть. Но сделан он как-то витиевато, не сразу нашел заезд на него. И когда забрался в помещение, я не смог дотянуться до стойки кассы. Расплатиться еще можно, а забрать поднос неудобно. Заметно, что персонал совершенно не имеет опыта общения с такими клиентами. Посетители свои взоры обратили на меня. Как будто Элвис зашел в здание. Администратор обронила без задней мысли:
— А вы можете на драйв заехать (касса для машин на улице. – Авт.).
Мы зацепились за ее слова. Вот он — хайп. Элвис покидает здание. Заехал на драйв, стою в очереди машин. Сзади подпирает микроавтобус, спереди — «Рено Логан». Фотограф не скрывает эмоции, он в шоке.

Что-то аппетит пропал. Впору 92-й бензин мне поедать, раз уж такое дело. Взял мороженое в рожке. А как его везти? Не зажимать между ног, право. Держу в руке, отталкиваюсь, рожок съехал, плюхнулся на асфальт. Картина маслом — инвалид на «МакДрайве» с пустым вафельным рожком. Но уехать не солоно хлебавши, вернее сливочного не лизавши, мне не дали. Быстренько «слепили» второй рожок. К слову, в некоторых точках фастфуда есть кнопка вызова персонала. Я бы такую практику укоренил во всех кафе.
Пусть весь мир подождет

— Я нагулялась, ноги болят, — в сердцах заявила Аня. Она сбила ноги об упор коляски для смещения центра тяжести. Словом, недолгий променад обычного дня растянулся на полтора часа.
Обратно — на троллейбусе. Он лихо зарулил на остановку. Дальше, чем я рассчитывал. Качу к нему, пассажиры уже все зашли. Понимаю, что не успеваю. Парни в салоне заметили меня, подхватили и буквально закинули в салон. Спасибо им! Вслед впрыгнула Аня. Двери «пшикнули» сразу за ее спиной.

На поворотах мотает, поставил коляску на «ручник» и держусь крепко за поручень. Заблокировал собой заднюю дверь. Выглядело это так: толпа «летит» за троллейбусом в надежде вскочить в заднюю дверь — а там я. Небольшое замешательство, и ретируется в среднюю. Выйти из салона на нашей остановке снова помогли крепкие парни.
«1+1»
Паше 27 лет. Три года назад неудачно нырнул в бассейне и повредил позвоночник. Передвигается он на коляске с электромотором. Рядом всегда кто-то из друзей. Паша, как герой фильма «1+1», — «шейник». Не может даже сам взять телефон в руку, кисть скрючена. Но парень, вопреки всему, бывает в барах и на концертах, в кино и на хоккейных матчах.
Встречаемся с Пашей на Каменной Горке, где он живет. Устроились в беседке во дворе.
— Круг друзей сузился, но те, кто остался, помогают, — делится со мной Паша. — Вот я молодой, полный сил и энергии, и тут удар — и уже в коляске. Некоторые с ума после такого сходят. Если думать об этом каждый день, точно сойдешь. Бывает, и у меня слеза по вечерам накатывает. Но жизнь продолжается…

Один бы я никуда не добрался, заряда коляски хватает на три километра, для недолгой прогулки. Да и как взобраться на бордюр самому? Обычно по району катаюсь. Лишний раз не хочется напрягать друзей длительными поездками…
Был в Новосибирске, там бордюры и вовсе «километровые». В Минске же в 80 процентах мест я могу проехать.
Культурная программа
С октября по март — заточение в четырех стенах квартиры. Паша поясняет:
— Колени мерзнут, да и по снегу тяжело ездить. На Новый год — круг почета вокруг дома и обратно. Дома интернет — лучший друг. Летом тоска отходит. В кино езжу. На хоккей частенько, билеты бесплатные. Достает их Республиканская ассоциация инвалидов-колясочников…

В конце лета Паша с друзьями ездил на фестиваль «Рок за Бобров». В километровой очереди не стоял. Организаторы сразу подошли и провели. На выступлениях любимых артистов Паши толпа поднимала его вместе с коляской над собой. Он был в центре внимания.
Все будет ровно
— Большинство колясочников живет в своем маленьком мире, — грустно вздыхает Паша. — Друг, тоже колясочник, за десять лет был раз пять на улице. Такие, как он, сажают себя в добровольную тюрьму. Я так не хочу жить.
Паша старается поддерживать себя, насколько это возможно, в форме. Занимается ЛФК. Для этого он купил пару специальных тренажеров, добрые люди накидали денег сразу после трагедии.

— Много неудобств доставляет транспорт со ступеньками, — сокрушается Паша. — Иногда вызываем такси — минивэн, но постоянно не наездишься.
Паша высказал такую идею: указывать на сайте «Минсктранса» в расписании движения и электронных табло, в какое время будет транспорт именно с низким полом.
С этим предложением я обратился к заместителю генерального директора ГП «Минсктранс» Виктору Тозику. Он пояснил мне: уточнять такую информацию нет надобности, потому как 80 процентов подвижного состава городского транспорта — с низким полом, из них 70 процентов троллейбусов и все электробусы.