Золото, что растет в Беларуси. Народный мастер — об уникальности и сложности соломоплетения
Почему солому называют золотом Беларуси, насколько действительно тяжело мастерам создать работу из этого материала и за какой промежуток времени можно научиться азам, корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказала народный мастер Беларуси Алла Авсянникова.
Солома — золото Беларуси. Неудивительно, что соломоплетение вошло в список нематериального наследия ЮНЕСКО. Это творчество, которое тесно связано с обрядами и культурой нашей страны, многие техники и секреты плетения передавались из поколения в поколение. Как отметила Алла Авсянникова, очень тяжело не влюбиться в это искусство.
— Однажды я была на экскурсии в Музее белорусского народного искусства, который находится у нас в Раубичах. Когда увидела элементы царских врат, просто замерла. Все остальные участники ушли дальше, а я стояла на одном месте, как будто заколдованная и зачарованная. Долго тогда стояла. Потом эти царские врата все время всплывали в памяти. С самого детства я рисовала, поэтому решила перенести воспоминание на бумагу. Но мне казалось этого мало. Поэтому стала искать источники, чтобы где-то найти больше информации об этой работе и в целом о музее. Как-то все закрутилось, узнала, что те элементы были сделаны из соломы, и сама захотела научиться из нее плести. Потом прошла курсы, сделала коллекцию своих работ и в 2006 г. вступила в Белорусский союз мастеров народного творчества, — вспоминает собеседница.
Училась, училась и еще раз училась…
Просто пройти обучение по соломоплетению недостаточно, чтобы в совершенстве овладеть этим творчеством. Сама Алла постоянно участвовала в семинарах и лекциях, много работала, училась чувствовать материал и плести разными техниками. В начале ее пути не было интернета и быстрого доступа к информации, приходилось искать все в энциклопедиях и книгах. Первый учебник — «Возьми простую соломку» Ольги Лобачевской. Благодаря ее труду наша собеседница узнала многие тонкости работы с золотом Беларуси.
— Начинала с аппликаций, благодаря чему поняла все свойства соломы. Поняла, что это дает возможность вплотную подойти к изучению технических свойств материала. Если не поработаешь с ним, то очень трудно овладеть плетением. Начала изучать технологии, различные реагенты для отбеливания, окрашивания соломы, стала видеть, что материал, который есть на полях, непригоден, поэтому сама выращиваю на своем участке за городом. Все это не так просто, — делится народный мастер.
Тяжела работа…
Многие думают, что в соломоплетении нет ничего сложного и овладеть этим направлением народного творчества легко. Но нет. Трудности возникают с самого начала — с подготовки материала. Нужно знать, какая культура для чего подходит и в каком количестве сеять у себя на участке (лучше иметь свой) рожь, пшеницу и др.
— В работах важен качественный материал. Надо знать время, когда срезать солому. Если она перезреет, то станет твердой и непригодной. Техническая спелость соломы — это когда колосок наливается, а зерно еще не твердое, находится в состоянии молочной спелости. Тогда солома приобретает наивысшую эластичность. Я специально проводила такое исследование: срезала солому в разное время и наблюдала за ней. Стараюсь в июне и июле быстро ее срезать и высушить на солнышке. Когда солома издает определенный шум, вот тогда она готова к следующему этапу — нужно связать в снопочки и поставить в проветриваемое помещение. Ни в коем случае не сырое, ведь солома боится влаги и покрывается черной плесенью. После ее нужно быстренько порезать и калибровать по диаметру, толщине и длине, — поясняет все этапы собеседница.
Потом надо изучить полученную солому и решить, в какой технике какое плетение использовать. Следует заранее проработать эскиз, решить, что хочешь сделать.
О работах и мастер-классах
Работы А. Авсянниковой не просто сувенирные. Солома тесно связана с обрядовой деятельностью человека, поэтому мастер не случайно работает над коллекцией праздничных символов: колядными масками, пасхальными яйцами, купальскими венками, оберегами и головными уборами.
— Самые любимые — колядные звезды. Здесь используются элементы, которые есть на царских вратах в Музее белорусского народного искусства. Я изучала и смотрела, каким образом старинное плетение можно использовать в современном интерьере. Оказалось, что такие звезды пользуются большим спросом, — пояснила собеседница.
Стоит отметить, что белорусам соломоплетение интересно — все же это наше традиционное народное творчество. А. Авсянникова часто проводит мастер-классы для всех возрастов: узнать больше об этом искусстве хотят как дети, так и взрослые. А еще она ведет курсы, на которых учит основам плетения из природного материала. Длятся они три месяца — за этот срок можно выйти на хороший уровень мастерства.
— Ко мне приходят как полностью «нулевые», так и те, кто ранее когда-то сталкивался с соломой. В основном это люди, которые хотят себя где-то и в чем-то реализовать. Они понимают, что им не хватает в жизни такого творческого состояния, культуры. Взрослые ученики у меня разных профессий: есть и врачи, и преподаватели, и даже пенсионеры, которые решили в свободное время овладеть этим творчеством, — делится А. Авсянникова.
— Почему же солому называют золотом?
— Как я уже рассказывала, вырастить солому в нужном количестве очень тяжело. Бывают засушливые года либо, наоборот, дождливые. Резкие перепады температур или ураган также негативно влияют на урожай. Достать материал очень сложно, потому солома настолько ценится и считается настоящим брендом Беларуси. Она пропитана солнечными лучиками и светится. На самом деле этот свет придает ей сама структура и строение стебелька. Поэтому солому и приравнивают к золоту, — пояснила народный мастер.
Фото Алексея Столярова