Золото и скандалы Климта: в Минске можно увидеть репродукции известного художника
Автор самого знаменитого поцелуя в живописи имел репутацию не столь романтичную: он был сердцеедом, не раз попадал в скандальные истории и даже обвинялся в порнографии. На выставке репродукций Густава Климта корреспондент агентства «Минск-Новости» узнала о знаковых картинах и интересных историях из жизни художника.
Один из ярких представителей модерна родился в Вене в семье ювелира и медальера. Он рано проявил интерес к искусству и уже в 14 лет поступил в художественно-ремесленное училище, где обучался архитектурной живописи. Творческую карьеру Климт начал как художник-декоратор, создавая фрески и декоративные элементы для общественных зданий. Достаточно быстро заработал себе имя и стал получать крупные заказы. Однако через несколько лет стал тяготеть к творческим экспериментам, не все из которых принимались консервативным обществом.
— Вена конца XIX века — это крупнейший культурный центр, огромное семантическое поле, которое впитывало все, что происходило вокруг. В то время ряду молодых художников надоело следовать академизму. Они стремилась к новаторству в искусстве и в 1897 году создали собственное выставочное и творческое объединение — знаменитый Венский сецессион. На фасаде здания сецессиона поместили девиз: «Каждому времени свое искусство, каждому искусству своя свобода», — рассказывает экскурсовод Игорь Сазонкин.
Громкое творчество
За восемь лет существования сецессиона его члены провели более двух десятков выставок. Одна из них, посвященная творчеству Бетховена, ознаменовалась скандалом. Ее центральным экспонатом стала трехметровая скульптура композитора, выполненная Максом Клингером в духе древнегреческих статуй. Выставка имела огромный успех, однако общественность возмутилась: зачем Бетховена раздели?
Еще больший резонанс вызвал знаменитый «Бетховенский фриз», который сопровождал скульптуру. Масштабную фреску, вдохновленную Девятой симфонией Бетховена, Густав Климт нарисовал наспех нестойкими красками, как временное оформление зала. Несмотря на глубокий символизм, у части зрителей работа вызвала категорическое отторжение. Критики называли фриз «порнографией от живописи» и писали, что его части «превзошли все прежние образцы непристойности в искусстве».
— И это был не единственный громкий случай. В 1884 году Климт получил заказ на оформление потолка Венского университета. Несколько лет спустя он принес на профессорскую комиссию три холста с символическими изображениями факультетов медицины, права и философии — образцы будущей росписи. Картины вызвали бурную реакцию. Именитые профессора стучали кулаками и кричали: «Это не медицина, а гимн смерти!». О компромиссе не могло быть и речи. Автор вернул полученный аванс, выкупил картины и спрятал их в кладовку. Во время Второй мировой немцы разыскали эти полотна и вместе с другими сокровищами свезли в замок Иммендорф. За пару дней до конца войны здание подожгли при отступлении солдаты вермахта, и в огне погибло не менее десятка работ Климта, — продолжает лектор.
На жесткие нападки из-за «факультетских картин» Климт ответил в свойственной ему манере — еще одной работой. В «Золотых рыбках» обнаженная женская фигура на переднем плане задорно и бесстыдно выставляет на обозрение свою «пятую точку». Поначалу автор хотел назвать полотно «Моим критикам», но его благоразумно отговорили друзья. Тем не менее посыл картины легко и однозначно считывался современниками. А художник после этого случая полностью отказался от государственных заказов и обратился к портретной и пейзажной живописи.
Не только золото блестит
Своим символом и покровительницей художники Венского сецессиона выбрали Афину Палладу. Одноименную картину, изображающую греческую богиню, Густав Климт представил на первой выставке объединения в 1899 году. Полотно не только стало эмблемой Венского сецессиона, но и положило начало знаменитого «золотого периода» мастера.
— Важным событием того времени были раскопки Артура Эванса, который открыл минойскую цивилизацию на Крите. Мотивы, связанные с мифом о минотавре, Тесее и Ариадне, стали самой модной темой и, конечно, нашли отражение в творчестве Венского сецессиона. Кроме того, Климт совершает поездку в Италию. Мозаики храма в Равенне произвели на него неизгладимое впечатление. Всё это, а также навыки, полученные в мастерской отца-ювелира, нашли отражение в полотнах художника. В «Афине Палладе» автор работал с поталью, а в более поздних работах уже использовал сусальное золото, серебро, смальту, перламутр и другие дорогостоящие материалы, — поясняет специалист.
Выполненная в такой манере картина «Поцелуй» считается ключевым произведением «золотого периода» и, пожалуй, самой известной работой Климта. Она была представлена публике на Венской художественной выставке 1908 года.
— На обрыве мы видим целующуюся пару. Золото здесь выполняет большую семантическую работу: это не только декор, но и символ необъятного космоса. Патетически выражаясь, мы тут видим гимн любви. С другой стороны, это пинок ханжеству XIX века: целоваться в публичном месте было совершенно неприлично, за это могли оштрафовать. На полотне сочетаются мужская символика черно-белых прямоугольников и женская — округлых цветочных форм. И при этом Климт взывает к патриотическим чувствам венцев, ведь сочетание черного и желтого символизирует императорский флаг монархии Габсбургов, — продолжает И. Сазонкин.
Если считать, что «Поцелуй» — это триумф с философской точки зрения, то по технике исполнения первенство займет «Портрет Адели Блох-Бауэр I», больше известный как «Золотая Адель». Она же сегодня является самой дорогой работой мастера: в 2006 году наследница Блох-Бауэров Мария Альтман продала ее в США за баснословные 135 млн долларов.
— Адель Блох-Бауэр была дочерью банкира и женой фабриканта, ее называли Джокондой ХХ века. Когда Фердинанд Блох увидел работу Климта «Юдифь I», он понял, что для нее позировала его жена, причем обнаженная. И заподозрил ее в измене, ведь у художника была репутация человека, не пропускающего ни одной дамы. Все в Вене знали, что Густав Климт делает сотни эскизов и набросков перед написанием портрета, он просто изматывал своих моделей. Поэтому фабрикант заказал ему портрет Адели: он решил, что за долгие часы ежедневного рисования их чувства развеются, — рассказывает историю картины экскурсовод.
Доля шутки
Несмотря на то что картины «золотой серии» считаются самыми знаковыми и ценными произведениями Климта, они занимают небольшую долю в его творческом наследии. Почти четверть из примерно 230 сохранившихся произведений автора приходится на пейзажи: спокойные, однотипные и с явным влиянием импрессионизма. Большинство из них были написаны после 1900 года в окрестностях озера Аттерзе. Там художник любил отдыхать в теплое время года.
— Также он писал очень много портретов, в основном богатых местных дам. В Вене в то время жило очень много евреев — 40 тысяч из 600-тысячного населения города, к ним относился весь верхний буржуазный слой. Ходил даже неподтвержденный анекдот, что Климт обходил все эти богатые семьи по списку и делал для них портреты. Справедливости ради, он не приукрашал своих моделей, разве что орнаментально, — уточняет спикер.
Еще одна неподтвержденная история связывала живописца с Гитлером и объясняла, почему немцы так любили произведения Климта.
— Прежде чем стать фюрером, он рисовал и мечтал поступить в Венскую академию художеств. А Климт в то время был профессором заведений в Мюнхене и Вене. Шутили, что Гитлер как-то раз наткнулся на именитого мастера, показал ему свои рисунки и посетовал, что его не принимают в академию. На что Климт ему ответил: не переживайте, молодой человек, ваша живопись так прекрасна, что вам нечего там делать. Немец хорошо запомнил эти слова, — подытоживает И. Сазонкин.
Увидеть 40 репродукций знаменитых картин художника можно на выставке «Густав Климт. Золото модерна». Экспозиция будет доступна до 18 мая 2025 года.
Фото Сергея Мицевича