Золотой браслет и мебель с дефектами. Как доказать заводской брак и вернуть деньги
Что делать, если ювелирное украшение порвалось через несколько дней после покупки, несмотря на аккуратную носку? Смириться с потерей денег или доказать заводской брак? Добиться справедливости и даже компенсировать моральный вред минчанам помогла независимая экспертиза. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Разорванная цепь

Фото носит иллюстративный характер
— Наверняка многие сталкивались с таким дефектом ювелирного изделия, как разрыв звеньев цепочки или браслета, — рассказывает юрисконсульт Регионального общества защиты потребителей (РОЗП) Анастасия Рудак. — Повезет, если поломка обнаружится сразу, и вещь не соскользнет и не потеряется. В большинстве подобных случаев граждане видят причиной происшедшего собственную небрежность и идут в мастерскую. Но так ли на самом деле виноват владелец? Приведу довольно показательную историю.
Жительница столицы приобрела в магазине золотой браслет 585-й пробы. Спустя всего 10 дней случилась указанная неприятность. Кассовый чек у покупательницы сохранился, женщина обратилась к продавцу. Уверенная в том, что разрыв звеньев произошел не по ее вине, написала соответствующее заявление. Служащие магазина предложили провести проверку качества изделия. Минчанка не возражала. Увы, как заявили впоследствии продавцы, проверка показала, что разрыв цепочки возник из-за внешнего механического воздействия и не относится к производственному дефекту. Проще говоря, сама где-то порвала, так чего жаловаться!
— Но вы же говорите, покупательница была уверена, что брак, скорее всего, заводской.
— Да, как и любая женщина, браслет она носила аккуратно, поэтому результаты ведомственной оценки качества ее возмутили. Минчанка обратилась за правовой помощью в РОЗП, а мы уже предложили провести независимую экспертизу ювелирного украшения.
— В ходе товароведческого исследования установлено: в изделии имеется нарушение целостности звеньев цепи по месту стыка паяного шва, — подключается к разговору эксперт Елена Воронец. — Дефект образовался при использовании браслета по его прямому назначению. Характер разрыва звеньев свидетельствует о скрытом дефекте производственного характера, образовавшемся в результате нарушения технологии пайки.
— В свою очередь РОЗП направило продавцу письменную претензию, — продолжает А. Рудак. — В документе мы отразили все позиции подзащитной, а именно возмещение стоимости изделия, выплату неустойки за нарушение сроков удовлетворения требований, возмещение расходов на проведение экспертизы, выплату компенсации понесенного морального вреда.
— Копия заключения эксперта прилагалась? И в какую сумму оценила моральный вред подзащитная?
— Видимо, именно на основании документа руководство магазина решило удовлетворить требования потребителя, изложенные в претензии. Также в полной мере были компенсированы юридические расходы нашего общественного объединения. Что касается понесенного морального вреда, то продавец согласился выплатить 200 рублей. То есть возникший спор разрешился в досудебном порядке.
Ночная доставка

Фото носит иллюстративный характер
— Еще один случай, когда потребителю потребовалась независимая экспертиза, связан с покупкой мягкой мебели, — продолжает А. Рудак. — Минчанин подобрал в интернет-магазине нужный ему комплект. По какой-то причине доставка состоялась в очень поздний час. Грузчики где-то лифтом, где-то на плечах подняли короба и упаковки в квартиру, после чего растворились в ночной темноте. Чтобы не шуметь и не беспокоить соседей, покупатель не стал проводить тщательный осмотр мебели. Утро у человека оказалось недобрым. Складывалось впечатление, что диван и кресла смастерили в подвале, причем без света и инструментов. Минчанин бросился звонить в магазин. Как и покупательница из первой истории, составил и отправил по почте претензию. Продавцы как к устным, так и к письменным жалобам отнеслись индифферентно. Тогда потребитель пришел к нам, а мы пригласили независимого эксперта.
— Исследование с выполнением необходимых измерений показало, что заявленные дефекты в комплекте мягкой мебели носят производственный характер их образования, — рассказывает Е. Воронец. — В местах стачивания материалов имеется расхождение ворсовой ткани, облицовочный материал кресла на определенных участках не закреплен скобами, подлокотники, накладки кресел и дивана должным образом не обработаны и не закреплены. Выявлены и другие недостатки. Общий вывод — продукция не соответствует стандартам, предъявляемым к мебели.
— А дальше история повторилась, — говорит А. Рудак. — РОЗП направило в адрес магазина претензию с приложением копии экспертного заключения. Продавцы понимали, что мы настроены решительно, а если дело дойдет до суда, им в случае проигрыша придется платить и штраф в размере исковых требований. Поэтому товарищи предпочли пойти на мировую. Покупателю вернули стоимость мебели, возместили расходы на проведение экспертизы, магазин также оплатил расходы наших юристов. Спросите, какова оказалась компенсация морального вреда? 300 рублей. Все-таки дорогая была покупка.
В обоих случаях проведение независимой экспертизы позволило потребителям в досудебном порядке определить, на ком лежит вина в образовании выявленных ими недостатков.
Фото из интернета