Существует немало способов защиты имущества и жизни граждан — от привычных домофонов и видеокамер до установки в квартире сигнализации и различных датчиков, срабатывающих при пожаре или затоплении. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Стоит сказать и о шлагбаумах, которые ограничивают въезд посторонних на территорию двора жилых домов. Правда, в большей степени все эти технические устройства работают разрозненно. Так, подключением видеонаблюдения могут заниматься не только государственные, но и частные операторы. В таких случаях доступ к записям, если подобная необходимость возникнет у правоохранительных органов, часто нужно запрашивать отдельно.
А что если создать систему, при которой оборудование, работающее на безопасность человека, будет функционировать в связке, а вся соответствующая информация станет аккумулироваться в одном месте? Не успел злоумышленник проникнуть в подъезд и совершить правонарушение, как его уже спешат задержать и ловят не просто по горячим следам, а в моменте.
О высокотехнологичных возможностях по обеспечению безопасности людей и сохранности их имущества рассказали в Департаменте охраны Министерства внутренних дел.
Центр притяжения
Примерно месяц назад в Минске открыли уникальный по масштабам и возможностям Республиканский центр мониторинга, управления и информационной безопасности. Разместился он в новом здании Департамента охраны МВД на ул. Грушевской.
Нога журналиста туда еще не ступала. А картинка, надо отметить, футуристическая. Вместо стен экраны, которые плавно огибают периметр помещения. Изображение на них меняется в зависимости от того, какую задачу в данный момент выполняют операторы. Один из таких интерактивных участков видеостены похож на звездное небо. На иссиня-черном фоне мерцают сотни тысяч белых точек. Это камеры видеонаблюдения, которые установлены на различных объектах по всей стране. К каждой из них можно моментально получить доступ: несколько секунд — и мы видим обстановку в жилом районе Грушевка, наблюдаем, как прохожие спускаются в метро, как движется транспорт.
Под зорким оком республиканского центра мониторинга более 190 тыс. объектов, в том числе дома, подъезды, дачи. Кроме того, он является центром глобального управления. При возникновении чрезвычайной ситуации именно здесь соберется оперативный штаб.
Заместитель начальника Департамента охраны МВД — начальник управления средств и систем охраны полковник милиции Вадим Вознесенский объясняет:
— Отсюда мы можем руководить каждым нашим нарядом, видим любое срабатывание технических средств охраны. Контролируем не только видеоконтент, но и непосредственное состояние наблюдаемого объекта.
Локальные центры управления созданы во всех областях, а республиканский является их сердцем, консолидирует все информационные и технические ресурсы.
Сегодня любой владелец строения или товарищество собственников, устанавливая системы видеонаблюдения в домах и подъездах, могут добровольно к нему подключиться. Департамент охраны МВД планирует инициировать несколько предложений для обеспечения безопасности горожан, чтобы, например, при сдаче жилья новоселам эта услуга уже была автоматически включена.
Речь идет не только о сохранности имущества, но и об оперативном поиске преступников, о предотвращении краж.
Переход на личное
Одна из важных функций, которую выполняет республиканский центр, — сохранение информационной безопасности.
— К сожалению, сейчас преступность мигрирует в интернет-среду, и все киберугрозы, которые оттуда поступают, являются для нас вызовом, — говорит В. Вознесенский.
На что покушаются злоумышленники, орудующие в виртуальном пространстве? Прежде всего на личные сведения.
— Все данные, которые к нам поступают, а затем здесь обрабатываются и хранятся, защищены от кибератак, — подчеркивает собеседник.
Вопрос информационной безопасности крайне серьезный. В Сети человек может потерять гораздо больше, чем если у него украдут кошелек или велосипед, оставленный в подъезде. Личные данные мошенники могут использовать по-разному.
— Люди, к сожалению, этого еще не осознают. Прибегая к локальной системе видеонаблюдения, они поступают довольно легкомысленно. Подключаются к интернету и с помощью смартфона просматривают, что происходит в квартире или подъезде. Однако забывают: это может увидеть почти кто угодно, — предостерегает полковник милиции.
Преступник, получая доступ к камере, может видеть, как хозяин покидает свою квартиру. Вероятен и более неблагоприятный сценарий: когда горожанин дома, и за ним внимательно следят. Реально получить информацию, которая способна скомпрометировать его или стать основанием для шантажа. Имущественный вред по сравнению с ущербом, который может нанести злоумышленник, располагая чужими персональными данными, ничтожен.
— Мы же гарантируем, что цифровой канал, по которому будет передаваться информация с камеры, защищен, а попадающие к нам сведения конфиденциальны, — поясняет В. Вознесенский.
Заместитель начальника главного управления по противодействию киберпреступности МВД Александр Рингевич:
— Юридические лица, которые устанавливают системы видеонаблюдения, предоставляют удаленный доступ к информации в том числе жильцам. Никто не застрахован от возникновения проблемы даже не в самой организации, а непосредственно у пользователя системы. У человека может быть установлено вредоносное программное обеспечение на персональный компьютер. Поэтому защита должна исходить не только от юрлиц, но и от обывателей. При установке вредоносного ПО и утрате доступа к учетной записи логинами и паролями могут завладеть злоумышленники.
Заместитель начальника главного управления цифрового развития Следственного комитета Леонид Мельник:
— Приведу относительно недавний пример из материалов проверки. Белорус имел доступ к управлению видеокамерами, которые находились на территории… других государств. Он обладал определенными знаниями в информационной сфере — фактически являлся хакером. Ему было интересно с помощью устройств внешнего наблюдения следить за тем, что происходит за пределами нашей страны. В частности, получил доступ к камерам в Юго-Восточной Азии. На каждую систему безопасности найдется лицо, которое попытается ее обойти и, наверное, сделает это при определенных условиях.
В зоне доступа
Кроме того, существует проблема доступа экстренных служб на дворовые территории, в дома и подъезды. Скорая, которая простоит у шлагбаума несколько минут, вероятно, уже и не понадобится. Повсеместно установленные домофоны станут причиной задержки спасателей, если на этаже случилось возгорание.
Благодаря возможностям республиканского центра мониторинга реально обеспечить дистанционное интеллектуальное управление всеми техническими средствами жизнеобеспечения человека. При подъезде скорой или наряда камера зафиксирует это, передаст информацию в центр, и шлагбаум откроется. То же произойдет с входной дверью, даже если там домофонная система. Такое в Департаменте охраны МВД называют виртуальным брелоком.
— Сейчас мы прорабатываем это направление. Есть амбициозная цель — стать оператором подобной системы доступа, — говорит В. Вознесенский.
Она актуальна даже для старых домофонов, менять их жильцам не придется. К нему подключают небольшое дополнительное устройство, и появляется больше функций — входная дверь становится умной. Соответственно, безопасность горожан повышается. Также опция привлекательна для личного комфорта. Во-первых, с помощью мобильного телефона можно удаленно открывать дверь или поднимать шлагбаум. Во-вторых, можно вовсе не предпринимать лишних действий — подходите к подъезду, и дверь перед вами распахивается. И это не фантастика, в Минске есть такие экспериментальные дворы.
Курьеры, почтальоны и прочие сотрудники сервиса тоже имеют право пользоваться удобством данной системы, если соответствующие организации пройдут регистрацию в Департаменте охраны МВД. При этом все случаи открывания или закрывания двери будут фиксироваться в электронном журнале.
В столице почти везде установлены видеокамеры и домофоны, осталось оптимизировать их использование и грамотно распорядится возможностями.
Департамент охраны МВД разрабатывает устройство — блок управления, который станет техническим ангелом-хранителем объекта, на котором установлен: и преступника остановит, и в случае затопления перекроет воду в квартире, и спасателей вызовет, если датчик зафиксирует возгорание. Обо всех экстренных ситуациях информация будет поступать в республиканский центр мониторинга. Реакция последует незамедлительно.
Фото Ирины Малиновской