Airbus A380 на взлетной полосе, или Дальнейшее развитие воздушной гавани страны
Могут ли в Национальном аэропорту Минск приземляться крупные лайнеры типа Airbus? Как выглядит класс hub? Планируется ли в ближайшие годы обслуживать лоукосты? На эти и многие другие вопросы корреспонденты агентства «Минск-Новости» искали ответы прямо под крылом самолета.
Аэропорт не перестает удивлять. Вспомните, какой приятной неожиданностью стало изменение облика аэровокзала после реконструкции, приуроченной к чемпионату мира по хоккею в 2014 году: темное и неуютное здание превратилось в современное и комфортное. И это лишь начальная ступень больших перемен, аэропорт Минск развивается все динамичнее. Нас, пассажиров, больше радуют приземленные в буквальном смысле слова вещи, а именно сервис. Здесь следуют принципам ИКАО: аэропорт должен быть городом в городе, любой пассажир, в том числе застрявший, скажем, в непогоду между небом и землей, не должен ни в чем испытывать нужду. Сегодня в аэропорту удобный трансфер: за фиксированную цену 30 рублей вас доставят в любую (!) точку столицы, есть Wi-Fi, зона детских аттракционов, общепит на любой вкус, магазины, обменные терминалы, VIP-зал, душевые кабины… И даже цветосветовой фонтан на привокзальной площади.
Особого разговора заслуживают усилия предприятия по созданию комфортных условий для людей с ограниченными физическими возможностями.
Однако самый масштабный проект реализуется сейчас на летном поле, где строится вторая взлетно-посадочная полоса.
— Существующая полоса, которая эксплуатируется 35 лет, принципиально не отличается от строящейся, — говорит генеральный директор Национального аэропорта Минск Дмитрий Меликян. — Судите сами: если имеющаяся длиной 3 640 метров, то новая — 3 700. Всего на 60 метров длиннее. И одна, и другая — 60 метров шириной. Наша полоса была одной из лучших в Советском Союзе, поэтому и по сей день работает.
— И все-таки новая должна быть в чем-то лучше прежней?
— Во-первых, три десятка лет назад полосы строили под авиационную технику, которая тогда находилась в эксплуатации. Интересно, что Airbus А380, самое большое на сегодняшний день воздушное судно в мире, может сесть на существующую полосу. Но он не сможет вырулить с нее — не позволит кривизна наших рулежных дорожек. Полоса, которая строится, предназначена для всех типов самолетов, включая Airbus А380.
Во-вторых, есть определенные нормы, при которых можно эксплуатировать те или иные самолеты. Сейчас нас сдерживает то, что существующую полосу приходится регулярно ремонтировать, особенно по ночам, и нельзя выполнять ночные полеты. Кроме того, есть ограничения по воздушным судам, которые можем принимать, особенно широкофюзеляжным, их называют убийцами взлетно-посадочных полос. Магистрали закрывают при высоких температурах в дневное время для проезда большегрузов, поскольку те разбивают дорожное полотно. Точно так же некоторые типы самолетов воздействуют своим давлением на полосу, особенно при посадке, — происходят резонансные удары, которые приводят к разрушениям. Поэтому мы с ними не работаем. При новой полосе таких ограничений не будет.
И в-третьих, строительство второй полосы подразумевает дальнейшую модернизацию существующей. Они еще и расположены специально таким образом, чтобы взлет и посадку можно было производить автономно. Некоторые аэропорты имеют две или три полосы. Но фактически взлет происходит вначале с одной, потом со второй, затем с третьей. В нашем же аэропорту два самолета одновременно смогут с двух полос взлетать или приземляться на них. Поэтому возможности дальнейшего развития аэропорта в будущем безграничны. Это тем более важно, поскольку минский аэропорт находится в очень хорошем географическом положении, в так называемом дорожном кресте, на распределении транспортных потоков запад — восток — север — юг. В 7 километрах — трасса Москва — Париж. И транспортное сообщение от Черного до Балтийского моря.
— Дмитрий Шаликович, есть ли уверенность, что после строительства второй полосы увеличится загрузка аэропорта?
— За два предыдущих года ни одна авиакомпания не отказалась от сотрудничества с Национальным аэропортом. Более того, в 2015-м пришли три авиакомпании, в прошлом — еще две, в этом — тоже две. Из последних новостей: российская авиакомпания «Ямал» намерена осуществлять регулярные полеты Екатеринбург — Минск. Еще одна, также российская, установит прямое сообщение с Казанью, возможно, в конце этого года. Эстонская авиакомпания свяжет Таллин и Минск. Подтвердила полеты крупная российская авиакомпания S7 Airlines из Новосибирска к нам прямым сообщением. Кроме того, идут переговоры с авиационными властями Молдовы о том, чтобы регулярным сообщением связать Кишинев и Минск. Обсуждаем с Кыргызстаном возможности полетов в Бишкек. В принципе, почти со всеми бывшими союзными республиками есть прямое сообщение регулярного характера. Из Минска и в Вильнюс летают, и в Ригу, летом есть прямой рейс в Палангу. Восстанавливается география полетов, я уже не говорю про западные страны, куда авиакомпания «Белавиа» увеличивает частоты.
— Возможно, приземлятся в Минске и лоукосты?
— Некоторые аэропорты вынуждены работать с низкобюджетными авиакомпаниями, так как нет своей, базовой. Сейчас в СМИ идет информация о судебных процессах с этими компаниями. Потому что лоукосты, как правило, пытаются не платить за услуги аэропорта. Мы избрали другое направление. У нас все-таки Национальный аэропорт Минск, он должен развиваться по классическим образцам. А лоукост-компания привезла в конечный пункт — дальше твои проблемы. В том же Париже несколько аэропортов, но лоукост-компании летят не в Шарль-де-Голль, а за 90 километров от Парижа, и добирайся потом как знаешь.
По пунктуальности мы находимся в международных топах «5 звезд». То есть человек, выбирая наш аэропорт и авиакомпанию «Белавиа», получает гарантию того, что он улетит и прилетит вовремя. А достигается это тем, что весь персонал сконцентрировал свои действия, профессионализм для того, чтобы выполнить свою задачу, и так изо дня в день. Как-то я воспользовался услугами одной из низкобюджетных авиакомпаний, в итоге мы опоздали на два часа. А стоимость билетов… Не получилось в определенный день их выкупить, думал: поеду завтра. Но сегодня билет стоил, к примеру, 100 евро, на следующий день — уже 180.
Мы определили свой вариант, обеспечивая пассажиров удобным транзитом, высококлассным сервисом, короткими стыковками. Все делаем, чтобы багаж вовремя был с одного самолета на другой перегружен и отправлен по назначению. Транзит пассажиров на сегодняшний день у нас составляет более 30 %. А такой показатель дает право называться «хабом». Это наиболее успешные аэропорты, которые пропускают через себя большое количество транзитных пассажиров по сравнению с теми, которые прилетают в конечную точку.
— На каком этапе сейчас стройка взлетно-посадочной полосы?
— Прошли отметку 3 100. Осталось приблизительно 600 метров до окончания строительства. Если бы погодные условия позволили, мы бы в этом году закончили.
— А когда начали?
— В 2017-м. Довольно долгим был подготовительный период — вырубка леса, перекладка сетей. Учитывая, что аэропорт работает, надо обеспечить и безопасность полетов. Очень серьезная нагрузка ложится на коллектив. А впереди новые задачи. Надо входить в строительство второго пассажирского терминала. Темпы развития последних лет показывают, что нам надо уже сейчас заниматься его проектированием и возведением. Потом, думаю, придет очередь терминалов 3, 4. Они будут в едином комплексе, дополняя друг друга, чтобы мы не сдерживали обслуживание пассажиров.
Справочно
В Национальный аэропорт Минск на регулярной основе совершают полеты 18 авиакомпаний, пассажирская маршрутная сеть состоит из 58 направлений. В апреле 2017 года он вошел в топ самых пунктуальных авиакомпаний и аэропортов мира.
В Национальном аэропорту внедрена система управления безопасностью полетов, соответствующая требованиям ИКАО. Работает аккредитованный на международном уровне учебный центр по авиационной безопасности ИКАО. В мире таких 29.
Трехмиллионного пассажира — 2017 аэропорт встретил 16 сентября. Это случилось на пару месяцев раньше, чем в 2016-м, тогда трехмиллионный пассажир прибыл 10 ноября.
В аэропорту работает более 3 000 человек. В этом году на предприятии будет создано 50 новых рабочих мест.