1200 90

Airbus A380 на взлетной полосе, или Дальнейшее развитие воздушной гавани страны

Могут ли в Национальном аэропорту Минск приземляться крупные лайнеры типа Airbus? Как выглядит класс hub? Планируется ли в ближайшие годы обслуживать лоукосты? На эти и многие другие вопросы корреспонденты агентства «Минск-Новости» искали ответы прямо под крылом самолета.

LK2A1654 DOBRITSKAYA copy

Фото Елизаветы Добрицкой

Аэропорт не перестает удивлять. Вспомните, какой приятной неожиданностью стало изменение облика аэровокзала после реконструкции, приуроченной к чемпионату мира по хоккею в 2014 году: темное и неуютное здание превратилось в современное и комфортное. И это лишь начальная ступень больших перемен, аэропорт Минск развивается все динамичнее. Нас, пассажиров, больше радуют приземленные в буквальном смысле слова вещи, а именно сервис. Здесь следуют принципам ИКАО: аэропорт должен быть городом в городе, любой пассажир, в том числе застрявший, скажем, в непогоду между небом и землей, не должен ни в чем испытывать нужду. Сегодня в аэропорту удобный трансфер: за фиксированную цену 30 рублей вас доставят в любую (!) точку столицы, есть Wi-Fi, зона детских аттракционов, общепит на любой вкус, магазины, обменные терминалы, VIP-зал, душевые кабины… И даже цветосветовой фонтан на привокзальной площади.

Особого разговора заслуживают усилия предприятия по созданию комфортных условий для людей с ограниченными физическими возможностями.

Однако самый масштабный проект реализуется сейчас на летном поле, где строится вторая взлетно-посадочная полоса.

3 4 e1509612658738

Фото Владимира Ждановича

LK2A1490

Фото Елизаветы Добрицкой

— Существующая полоса, которая эксплуатируется 35 лет, принципиально не отличается от строящейся, — говорит генеральный директор Национального аэропорта Минск Дмитрий Меликян. — Судите сами: если имеющаяся длиной 3 640 метров, то новая — 3 700. Всего на 60 метров длиннее. И одна, и другая — 60 метров шириной. Наша полоса была одной из лучших в Советском Союзе, поэтому и по сей день работает.

— И все-таки новая должна быть в чем-то лучше прежней?

— Во-первых, три десятка лет назад полосы строили под авиационную технику, которая тогда находилась в эксплуатации. Интересно, что Airbus А380, самое большое на сегодняшний день воздушное судно в мире, может сесть на существующую полосу. Но он не сможет вырулить с нее — не позволит кривизна наших рулежных дорожек. Полоса, которая строится, предназначена для всех типов самолетов, включая Airbus А380.

Во-вторых, есть определенные нормы, при которых можно эксплуатировать те или иные самолеты. Сейчас нас сдерживает то, что существующую полосу приходится регулярно ремонтировать, особенно по ночам, и нельзя выполнять ночные полеты. Кроме того, есть ограничения по воздушным судам, которые можем принимать, особенно широкофюзеляжным, их называют убийцами взлетно-посадочных полос. Магистрали закрывают при высоких температурах в дневное время для проезда большегрузов, поскольку те разбивают дорожное полотно. Точно так же некоторые типы самолетов воздействуют своим давлением на полосу, особенно при посадке, — происходят резонансные удары, которые приводят к разрушениям. Поэтому мы с ними не работаем. При новой полосе таких ограничений не будет.

2 4 e1509612649837

Фото Владимира Ждановича

И в-третьих, строительство второй полосы подразумевает дальнейшую модернизацию существующей. Они еще и расположены специально таким образом, чтобы взлет и посадку можно было производить автономно. Некоторые аэропорты имеют две или три полосы. Но фактически взлет происходит вначале с одной, потом со второй, затем с третьей. В нашем же аэропорту два самолета одновременно смогут с двух полос взлетать или приземляться на них. Поэтому возможности дальнейшего развития аэропорта в будущем безграничны. Это тем более важно, поскольку минский аэропорт находится в очень хорошем географическом положении, в так называемом дорожном кресте, на распределении транспортных потоков запад — восток — север — юг. В 7 километрах — трасса Москва — Париж. И транспортное сообщение от Черного до Балтийского моря.

— Дмитрий Шаликович, есть ли уверенность, что после строительства второй полосы увеличится загрузка аэропорта?

— За два предыдущих года ни одна авиакомпания не отказалась от сотрудничества с Национальным аэропортом. Более того, в 2015-м пришли три авиакомпании, в прошлом — еще две, в этом — тоже две. Из последних новостей: российская авиакомпания «Ямал» намерена осуществлять регулярные полеты Екатеринбург — Минск. Еще одна, также российская, установит прямое сообщение с Казанью, возможно, в конце этого года. Эстонская авиакомпания свяжет Таллин и Минск. Подтвердила полеты крупная российская авиа­компания S7 Airlines из Новосибирска к нам прямым сообщением. Кроме того, идут переговоры с авиационными властями Молдовы о том, чтобы регулярным сообщением связать Кишинев и Минск. Обсуждаем с Кыргызстаном возможности полетов в Бишкек. В принципе, почти со всеми бывшими союзными республиками есть прямое сообщение регулярного характера. Из Минска и в Вильнюс летают, и в Ригу, летом есть прямой рейс в Палангу. Восстанавливается география полетов, я уже не говорю про западные страны, куда авиакомпания «Белавиа» увеличивает частоты.

1 6 e1509612639907

Фото Владимира Ждановича

— Возможно, приземлятся в Минске и лоукосты?

— Некоторые аэропорты вынуж­дены работать с низкобюджетными авиакомпаниями, так как нет своей, базовой. Сейчас в СМИ идет информация о судебных процессах с этими компаниями. Потому что лоукосты, как правило, пытаются не платить за услуги аэропорта. Мы избрали другое направление. У нас все-таки Национальный аэропорт Минск, он должен развиваться по классическим образцам. А лоукост-компания привезла в конечный пункт — дальше твои проблемы. В том же Париже несколько аэропортов, но лоукост-компании летят не в Шарль-де-Голль, а за 90 километров от Парижа, и добирайся потом как знаешь.

LK2A1612

Киоски официального трансфера расположены на прилете в секторах 3-4, 5-6. Автомобиль доставит в любую точку Минска за фиксированную цену. Работает и по Беларуси, стоимость зависит от километража и времени в пути. (Фото Елизаветы Добрицкой)

По пунктуальности мы находимся в международных топах «5 звезд». То есть человек, выбирая наш аэропорт и авиакомпанию «Белавиа», получает гарантию того, что он улетит и прилетит вовремя. А достигается это тем, что весь персонал сконцентрировал свои действия, профессионализм для того, чтобы выполнить свою задачу, и так изо дня в день. Как-то я воспользовался услугами одной из низкобюджетных авиакомпаний, в итоге мы опоздали на два часа. А стоимость билетов… Не получилось в определенный день их выкупить, думал: поеду завтра. Но сегодня билет стоил, к примеру, 100 евро, на следующий день — уже 180.

LK2A1547

Теперь пассажирам, регистрирующимся онлайн, легко распечатать свой летный документ. Принтеры расположены на вылете в секторах 3-4, 5-6. (Фото Елизаветы Добрицкой)

Мы определили свой вариант, обеспечивая пассажиров удобным транзитом, высококлассным сервисом, короткими стыковками. Все делаем, чтобы багаж вовремя был с одного самолета на другой перегружен и отправлен по назначению. Транзит пассажиров на сегодняшний день у нас составляет более 30 %. А такой показатель дает право называться «хабом». Это наиболее успешные аэропорты, которые пропускают через себя большое количество транзитных пассажиров по сравнению с теми, которые прилетают в конечную точку.

— На каком этапе сейчас стройка взлетно-посадочной полосы?

— Прошли отметку 3 100. Осталось приблизительно 600 метров до окончания строительства. Если бы погодные условия позволили, мы бы в этом году закончили.

LK2A1555

Аттракционы — для маленьких пассажиров (Фото Елизаветы Добрицкой)

— А когда начали?

— В 2017-м. Довольно долгим был подготовительный период — вырубка леса, перекладка сетей. Учитывая, что аэропорт работает, надо обеспечить и безопасность полетов. Очень серьезная нагрузка ложится на коллектив. А впереди новые задачи. Надо входить в строительство второго пассажирского терминала. Темпы развития последних лет показывают, что нам надо уже сейчас заниматься его проектированием и возведением. Потом, думаю, придет очередь терминалов 3, 4. Они будут в едином комплексе, дополняя друг друга, чтобы мы не сдерживали обслуживание пассажиров.

Справочно

LK2A1624 DOBRITSKAYA

Фото Елизаветы Добрицкой

В Национальный аэропорт Минск на регулярной основе совершают полеты 18 авиакомпаний, пассажирская маршрутная сеть состоит из 58 направлений. В апреле 2017 года он вошел в топ самых пунктуальных авиакомпаний и аэропортов мира.

В Национальном аэропорту внедрена система управления безопасностью полетов, соответствующая требованиям ИКАО. Работает аккредитованный на международном уровне учебный центр по авиационной безопасности ИКАО. В мире таких 29.

Трехмиллионного пассажира — 2017 аэропорт встретил 16 сентября. Это случилось на пару месяцев раньше, чем в 2016-м, тогда трехмиллионный пассажир прибыл 10 ноября.

В аэропорту работает более 3 000 человек. В этом году на предприятии будет создано 50 новых рабочих мест.

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
От цилиндра и берета до петушков. Рассказываем, какие головные уборы носили в советское время

В советские годы головной убор часто определял социальный статус человека. Шапочный разбор произвел корреспондент агентства «Минск-Новости».

ssylka 2

Безумный шляпник

В последние десятилетия шапка всего-навсего средство защиты от непогоды. Отчасти ее заменили капюшоны баек и курток. А ведь долгое время головной убор отражал социальное положение человека, его взгляды на жизнь, политическую позицию. Например, классический английский цилиндр. Его изначально делали из бобрового фетра, редкого дорогого материала. Такое могли позволить себе лишь люди высших сословий. Однако существовал нюанс: при обработке фетра использовали пары ртути! Если обладатели головного убора ощущали последствия не явно, то мастера жили с хроническим отравлением, заканчивавшимся слабоумием. Отсюда пошло выражение «безумный шляпник». Позже производили экономварианты из войлока и даже клеенки. Цилиндр продолжали носить до 1930-х годов, особенно в высших кругах буржуазии. В советских карикатурах он стал непременным атрибутом кровожадных капиталистов, собирательного образа Дяди Сэма. В 1920-е поэты-имажинисты, такие как Сергей Есенин, Николай Эрдман, ходили в цилиндрах из провокативных соображений, как и ранее футуристы, например Маяковский. Он предпочитал шапокляк — складывающийся цилиндр. Время НЭПа было, как сейчас сказали бы, относительно вегетарианским, и на буржуазные выходки творцов смотрели сквозь пальцы.

Могли себе позволить

Самым часто встречающимся головным убором на долгие десятилетия стала кепка. В них ходили все — от начальников до рабочих и старшеклассников. В зависимости от дороговизны материала и прилежности пошива она тоже демонстрировала положение человека в обществе. Даже женщины надевали кепки, демонстрируя гендерное равноправие. В 1930-е в моду входили шляпки разных фасонов, которые могли позволить себе представительницы советской творческой элиты или жены партийных работников. Некоторые шляпки напоминали кондитерские изделия. Тоже явный отличительный признак достатка. Широкое распространение получили береты. Популярны стали и дамские полушляпки, прозванные от названия болезни менингитками (полоска ткани или фетра прикрывала лишь затылок и уши). Их победное шествие продлилось почти до конца 1950-х. Большинство работниц предприятий в холодное время года пользовались пуховыми платками.

Если чиновник носил гражданский китель, то ходил в фуражке без опознавательных знаков. Для остальных служащих, как по команде, стали повсеместны шляпы «федора» и «трилби» из фетра, обвитые один раз широкой лентой, как у гангстеров из голливудского кино 1930-х.

Правда, их поля были шире. Всю первую половину ХХ века, да и часть второй, этот головной убор являлся неотъемлемым приложением к костюму. Имелись не только осенние, но и летние варианты из соломки, мелкой жесткой сетки. Однако, в отличие от зарубежных модников, в СССР эту шляпу носили небрежно.

В 1950-е ее могли надеть вместе с пижамой и в таком виде выйти во двор.

scale 1200 5

После войны сотни тысяч вернувшихся из эвакуации в республиках Средней Азии стали законодателями непродолжительной моды на тюбетейки. Многие вспомнят, как в сериале «Ликвидация» в ней ходит герой Сергея Маковецкого Фима.

Почтенные обладатели

Именно каракулевые генеральские папахи в послевоенные годы стали отправной точкой для дорогих фасонов чиновничьих зимних шапок. Их шили из меха ягнят каракульской породы наподобие кубанок для партийной элиты. Стоимость — около 300 рублей, что в 1960-е составляло три среднемесячные зарплаты. Такие могли позволить себе директора заводов и крупных магазинов. Издали было видно: идет солидный, уважаемый человек. А еще разнообразные меховые шапки надевали на головы прибывших в холодную погоду с официальным визитом глав южных стран, чтобы те не мерзли. Это приводило гостей в легкий шок. Не избежал подобной участи и руководитель социалистической Кубы Фидель Кастро.

Уборы из меха норки и пыжика, стоимость которых доходила до 250 рублей, носил истеблишмент. Не зря район в пределах минской ул. Пулихова называли пыжиковым. Там получали квартиры многие приближенные к власти в брежневский период. Кстати, пыжик — это новорожденный олененок. Когда популяция оленей начала стремительно сокращаться, к концу 1980-х производство таких головных уборов сильно уменьшили.

Статус женщин подчеркивали меховые шапки округлых форм, которые дамы часто не снимали в помещении, держа себя словно в короне. Приметой высокого достатка считались ондатровые ушанки. Иногда их шили высокими — будто дом на голове. Но апофеозом вычурности считалась лисья ушанка, за которую отдавали 500 рублей. Часто позади болтался мех хвоста, а на вороте из шкуры обнаруживалась мумифицированная лисья морда.

kepka aerodrom

Успехом среди лиц кавказской национальности пользовались кепки с несоразмерно большим верхом, получившие название «аэродром». Почему-то считалось, что чем обширнее плоскость этого головного убора, тем почтеннее его обладатель.

Рядовые граждане покупали или заказывали формовки. На суконную основу нашивали мех зайца, собаки, енота. Однако в них нельзя было отвернуть уши и козырек.

В 1960-е школьники, преимущественно подростки, ходили в кроличьих ушанках, мех которых часто сбивался в колтуны. В 1970-е и особенно в 1980-е годы появились трикотажные спортивные шапочки машинной вязки. Быстро вошли в моду так называемые петушки. Изначально они предназначались для профессиональных лыжников. Потом их стали массово штамповать кооператоры, для солидности украшая вышитыми названиями западных брендов спортивной одежды.

Сегодня подобранный со вкусом головной убор, в первую очередь у женщин, стал особенным атрибутом, который по-прежнему радует глаз.

Читайте также:

Почти 20 лет белорусы дважды за одну ночь отмечали Новый год. Почему это происходило

Как фотодело стало в СССР увлечением миллионов

От Российской империи и до наших дней: как появились дружинники

В 2012 г. выступления Кашпировского в Минске отменили. Теперь он вернулся в Россию и снова колесит по стране с сеансами

Любительские коллективы на фабриках и заводах. Как развивалась художественная самодеятельность в СССР

До -9 °С ночью и до +8 °С днем ожидается в Беларуси 25 ноября

Облачную погоду и осадки обещают в Беларуси 25 ноября, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на Белгидромет.

photo 2023 10 26 13 37 28

В понедельник ожидается облачно с прояснениями. Местами, в основном по северной половине страны, пройдет небольшой дождь, не исключен мокрый снег. На отдельных участках дорог образуется гололедица. Ветер умеренный, местами порывистый.

Ночью в республике будет -5… +1 °С, по востоку прогнозируется до -9 °С, а днем температура составит -1… +5 °С, по западу воздух прогреется до +8 °С.

В Бресте днем будет +6… +8 °С, в Гродно — +4… +6 °С, в Минске — +1… +3 °С. В Витебске ожидается 0… +2 °С, в Могилёве и Гомеле — -1… +1 °С.