Актриса Валерия Арланова — о поисках своего места в искусстве, любви и о том, зачем нужны мужчины


О сцене и кино она мечтала с детства. Поступив в Академию искусств, стремилась стать такой актрисой, на которую шел бы зритель. Сегодня у нее есть и имя, и десятки сыгранных ролей, и признание публики. О поисках своего места в искусстве, любви, красоте и о том, зачем нужны мужчины, актриса Театра-студии киноактера, заслуженная артистка Беларуси Валерия Арланова рассказала корреспонденту агентства «Минск-Новости».

Спрос на классику

— После окончания Академии искусств вы успели поработать в Республиканском театре белорусской драматургии, Национальном академическом театре имени Янки Купалы, Минском областном драмтеатре. Почему задержались именно в Театре-студии киноактера?

— Долго искала свое место, свой Дом. И только в Театре-студии киноактера почувствовала: здесь я ко двору, здесь мне комфортно. Наш театр и труппа уникальны: тут сохраняется особая интимная атмосфера между актером и зрителем. Сейчас переезжаем на время ремонта на Машерова, 33, и я волнуюсь: вдруг в новых стенах наша исключительность окажется утраченной?..

— Сегодня среди ваших ролей есть, например, Элиза Дулиттл в «Пигмалионе», Мона в «Безымянной звезде», Глафира в «Волках и овцах», которые зрелый зритель хорошо знает по постановкам в других театрах. Вы оглядываетесь на опыт предшественниц?

— Прекрасно понимаю, какие выдающиеся актрисы играли этих героинь до меня. Но любая роль все равно в итоге окрашивается твоей индивидуальностью. Элизу Дулиттл и Мону создавала с учетом видения режиссера-постановщика Александра Ефремова и своего представления и опыта. А готовясь к роли Глафиры, посмотрела несколько постановок и поняла, чего не нужно повторять, а на чем, наоборот, сделать акцент.

— Современные режиссеры нередко предлагают новое, порой очень непривычное прочтение и видение классики. Хотелось бы вам поучаствовать в подобном проекте?

— Я не ретроград. Театр и режиссер имеют право на эксперимент. Но если классика уродуется ради эпатажа, то мне это малоинтересно. Известный театральный режиссер Анатолий Васильев как-то заметил: «Все ставят по-новому. Мечтаю, чтобы кто-то уже поставил по-старому». Смотреть классику в традиционном прочтении в наш театр приезжают из Москвы, Санкт-Петербурга, а на «Пигмалиона» прилетал даже режиссер из Лондона. Считаю, более современной пьесы, чем «Волки и овцы» Островского, трудно найти.

В спектакле «Волки и овцы»»

— Почему, на ваш взгляд, сегодня на сцене так мало ставится современной драматургии?

— Нет достойного материала. Хотя недавно мы приступили к репетициям пьесы Юрия Полякова «Женщины без границ» — написана замечательно и сюжет интересный.

О ролях, критике и партнерах

— Вам интереснее играть близких по характеру и духу героинь или тех, кто совершенно не похож на вас?

— Это парадокс, который пока мною не разгадан. Кажется, легче сыграть то, что ближе тебе. Но на деле это порой оказывается труднее. Может, хочется спрятать свое истинное «я»? Бывает проще сыграть то, что к тебе не относится, не выдает тебя. Я играла слепую, хромую, плохо говорящую, жутко некрасивую, бомжа, и эти перевоплощения очень увлекали. В сериале «Верни меня» для исполнения роли матери главного героя пришлось поменять пластику, по-иному говорить, двигаться. Это далось непросто, но было необыкновенно интересно. Регулярно приглашают на роли пьющих женщин, и я с ними справляюсь, хотя сама не употребляю алкоголь.

— В истории театра и кино есть примеры, когда женщины играют мужчин. Вам это было бы интересно?

— В свое время в колледже искусств играла «вождя краснокожих» в постановке по одноименному рассказу О. Генри. Возможно, из-за низкого голоса, подвижности психики лет до 30 мне часто давали роли юношей. Думаю, в каждом из нас есть мужское и женское, и для актера не проблема разбудить в себе нужное в данный момент. Мне интересно было бы сыграть мужские мысли. Кстати, обратили внимание, когда мужчины играют женщин, получается комедия, а когда женщины — мужчин, как правило, трагедия?..

— Вам случалось плакать из-за недоставшихся ролей?

— Много слез пролила из-за того, что не приглашают сниматься. Теперь уже не плачу: смирилась. Попадая к хорошему режиссеру, в слаженную команду, соприкасаясь с интересным материалом, зажигаюсь. Но все чаще в последнее время ловлю себя на том, что исчезает ощущение магии киноискусства. Может, возраст дает о себе знать, может, разочарование из-за сценария, который предлагают. Порой возникает ощущение, что исчезает уважение к актерскому труду, понимание того, что нашей профессии нужно учиться. Уже не режиссеры, а продюсеры решают, кого из актеров и на какие роли брать. А некоторые из них весьма далеки от киноискусства. Неудивительно, что появляется столько «звезд» без таланта, харизмы.

— Что вас сильнее стимулирует к работе — похвала или критика?

— Ни то, ни другое. Похвала, конечно, приятна. Критика полезна, если объективна и профессиональна. Но вообще к хорошей работе стимулирует глубокий материал, а в поглаживаниях или шлепках я не особенно нуждаюсь.

— Среди ваших партнеров много популярных и любимых зрителем актеров. С кем из них у вас складывался наиболее удачный творческий союз на площадке?

— Всех не перечислишь. Интересно было работать, например, с Михаилом Ефремовым в «Дунечке», Михаилом Хмуровым в «Делах семейных», Данилой Козловским в «Покушении», Русланом Чернецким в фильме «В тесноте, да не в обиде». На сцене всегда комфортно с Павлом Харланчуком. Остались потрясающие воспоминания от встречи на площадке и знакомства с такими актрисами-легендами, как Стефания Станюта и Зинаида Шарко.

В картине «Дунечка»

Муж режиссирует спектакли и фильмы, я — быт

— Читала, что родители не очень поддерживали ваше стремление стать актрисой. Сегодня они вами гордятся?

— Это грустная история. Папа умер 16 лет назад. Он успел посмотреть фильм «Поводырь», но так и не увидел меня на сцене. Мама тяжело болеет уже 20 лет и тоже не смогла порадоваться моим успехам. Старшая сестра, Лариса, и племянник Сергей гордятся мной.

— Оба ваших мужа — и первый, Сергей Арланов, и нынешний, Александр Ефремов, — режиссеры. Это сознательный выбор или судьба?

— То, что оба режиссеры, случайность. Многие находят спутников жизни во время учебы в вузе или на работе.

— Муж-режиссер — большой плюс для актрисы?

— Нет. Сам факт, что я жена Александра Ефремова, мне кажется, порой отпугивает других режиссеров. Наибольшее удовлетворение приносила работа в фильмах мужа. Александр Васильевич знает и любит актеров, но не терпит кумовства. И приглашает в свои проекты, когда видит, что для меня есть роль. О каких-то преференциях во время съемок нет и речи. Скорее наоборот: ко мне он требовательнее, чем ко многим коллегам.

С мужем Александром Ефремовым

— На работе главный Александр Васильевич. А как распределяются ваши роли дома?

— Чаще «режиссирую» быт все-таки я. Муж прислушивается и охотно помогает. Мы с Сашей и по характеру, и по темпераменту разные, но нам интересно и хорошо вместе. Мне повезло жить с умным талантливым мужчиной. Очень уважаю его за цельность, верность своим принципам. В современном мире трудно быть сильным и добрым, порядочным. Саше это удается.

— Когда вы читаете в «Караване историй» признание Галины Логиновой (мамы американской кинозвезды Миллы Йовович. — Прим. авт.) о ее романе во время учебы во ВГИКе с Александром Ефремовым, испытываете ревность к прошлому мужа?

— Испытываю гордость. Знаю и других красивых талантливых женщин, которые были в жизни Саши. Это говорит о его хорошем вкусе.

— У польского писателя Януша Вишневского есть книга с провокационным названием «Зачем нужны мужчины?» А вы как думаете: зачем?

— Чтобы дарить нам эмоции, которые без них мы бы никогда не испытали. Лично я считаю, что мужчины во многом лучше женщин.

Страшная сила

— «Чтобы быть красивой, нужно страдать», — говорят французы. Согласны с этим?

— Как сказал историк моды Александр Васильев, чтобы быть красивой, нужно родиться красивой. Ну а чтобы казаться красивой, нужно страдать.

— Из чего, на ваш взгляд, складывается обаяние?

— Из сочетания интеллекта и врожденной харизмы.

— Когда видишь, как роскошно вы выглядите на разного рода форумах и фестивалях, создается впечатление, что серьезно тратитесь на гардероб…

— Культа из одежды не делаю. У меня есть дорогие вещи, но комфортно чувствую себя и в простых, доступных. Бриллиантов нет. Если ношу, то красивую бижутерию.

Со Стефанией Станютой

— Ваша внешность, фигура стоят вам огромных усилий или это данность?

— Я слежу за собой — это часть профессии и проявление самоуважения. Избегаю всего, что засоряет и отравляет организм: лишней еды, алкоголя, курения. После спектаклей не ем. Спортзал, косметологов не посещаю. Долгие годы занималась танцами, много двигаюсь. Это помогает держать себя в тонусе.

— Вам хотелось бы попробовать себя в новом качестве, заняться чем-то еще в жизни?

— Актерство как горб: от него и хотел бы, но не избавишься. Хотя в последнее время у меня появилась новая страсть. Борюсь с глобальным потеплением — высаживаю цветы и деревья на общественной клумбе возле дома (смеется). В Японии ввели уроки созерцания красоты. Мы с мужем тоже выходим на балкон, любуемся лилиями, бегониями, розами. У меня растет даже «пьер де ронсар», которая считается самой красивой в мире! Их великолепие не может не восхищать.

Справочно

Валерия Арланова снималась в фильмах «Метанойя», «Смерть и немного любви» из сериала «Каменская», «Поводырь», «Подружка Осень», «Дунечка», «Вам задание», «Соблазн», «Рифмуется с любовью», «Тяжелый песок», «Покушение», «Одинокий остров», «В тесноте, да не в обиде», «Дела семейные», «Верни меня», «Фламинго» и др.

Фото из личного архива Валерии Арлановой

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Солнечная активность может возрасти в конце октября

Ученые из лаборатории солнечной астрономии ИКИ РАН прогнозируют значительное увеличение активности Солнца. Ближайший всплеск ожидается 29 октября, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на Лабораторию солнечной астрономии ИКИ и ИСЗФ.

солнце

Фото Depositphotos

Специалисты предполагают, что вспышки и выбросы плазмы могут произойти из-за приближения активных областей огромной звезды к Земле.

Уровень вспышек уже к концу октября может достичь оранжевого или самого высокого — красного — уровня. Ученые предупреждают метеозависимых людей и тех, кто страдает хроническими заболеваниями, о возможном ухудшении самочувствия в дни, когда Солнце будет наиболее активно.

В Минске ожидается дождливая погода 27 октября

Облачность с прояснениями и небольшие дожди ожидаются в столице 27 октября, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на Белгидромет.

Прогноз погоды в Беларуси на 27 октября 2025 года Прогноз погоды в Беларуси на 27 октября 2025 года

Ночью температура воздуха составит от +5 до +7 °С. Днем синоптики обещают +7… +9 °С. Ветер ожидается юго-западный, 5–10 м/с. Вероятность осадков — 80–90 %.

В Беларуси в понедельник будет облачная с прояснениями погода, временами возможны дожди. Ветер южный, юго-западный умеренный, в западных областях — порывистый. Температура воздуха минимальная ночью составит +2… +7 °С, максимальная днем будет в пределах +6… +11 °С.

Художник и архитектор Дмитрий Мохов: зритель должен выйти с фильма или спектакля наполненным

Дмитрий Мохов начинал как архитектор, продолжил как художник кино и театра, в послужном списке которого 11 фильмов и около 300 спектаклей, поставленных по всему СССР. А еще его наследие — большое количество рисунков и фотографий. Сегодня он профессор Белорусской государственной академии искусств, известный мастер и учитель художников театра и кино. Подробности — в материале корреспондента газеты «Вечерний Минск».

«Дмитрий Максимович Мохов — многогранная личность в искусстве. Крупный, яркий художник, который создал свой уникальный театр, представленный множеством постановок в разных городах и странах», — так охарактеризовала героя статьи доктор искусствоведения Вероника Ярмолинская.

— Я уже в школе знал, что буду художником. Чтобы приблизиться к мечте, поступил на архитектурный факультет Новосибирского инженерно-строительного института. Потом была учеба в Минске. В студенческие годы много путешествовал, объехал Сибирь, Крайний Север, Карелию, Среднюю Азию, — рассказывает Дмитрий Максимович. — Жажда познания была столь сильной, что порой путешествовал нелегально — на крыше вагона поезда (теперь такое невозможно даже представить). В поездки всегда брал фотоаппарат, блокнот и этюдник. Параллельно с учебой в вузе начал работать в кино. А дальше — жизненные университеты. Мне повезло общаться с большими мастерами: драматургами, художниками, режиссерами, композиторами. Они были моими учителями.

Поездка в Среднюю Азию

Советчик королей

— Вы реализовывали себя в разных жанрах искусства: театре, кино, зодчестве. А кем по профессии себя считаете?

— Раньше в наших дипломах писали «художник-архитектор». Точная формулировка, и это как раз про меня. Всегда полагал, что архитектор — одно из лучших образований, синтез изобразительного искусства и науки — математики, физики. Неспроста в давние времена советниками у королей были именно зодчие. Профессия архитектора, к слову, очень понадобилась для работы в кино и театре, чтобы представлять, как выстроить придуманные пространственные композиции. Помню, как начинал работу в кино на съемках фильма «Житие и вознесение Юрася Братчика» по роману Владимира Короткевича «Христос приземлился в Гродно». Художник-постановщик Шавкат Абдусаламов нарисовал для съемок город, который не вписывался ни в один закон архитектуры. Но надо было строить, и я это сделал. Декорации, кстати, долго стояли на берегу моря в Ялте. Там были собор, торговая улица, улица ремесленников. Потом оказалось, что территория частная, все постройки снесли.

Декорации к фильму «Житие и вознесение Юрася Братчика»

Кино всегда привлекало меня своим масштабом, когда можно было выйти за пределы замкнутого пространства и возводить города, дворцы, замки. А еще было важно, что художник театра и кино владеет тем, чем не владеют другие художники. Временем! Он может перенести зрителя на 100 лет вперед или назад и показать образ в развитии.

На съемках фильма «Житие и вознесение Юрася Братчика»

В кино Дмитрий Мохов начинал ассистентом художника-постановщика и декоратором на съемках фильмов «Город мастеров», «Альпийская баллада», «Я, Франциск Скорина», «Сказание о Рустаме». Впоследствии стал художником-постановщиком. В его послужном списке работа над фильмами «Стая», «Краповый берет», «Тум-Паби-Дум» и другими.

Театральная рапсодия

Театральный период в творческой жизни Дмитрия Мохова пришелся на 1970–1980-е. Художник ставил спектакли разных жанров: оперы, балеты, драмы. Разные режиссеры, разные города. Но каждый раз это был поиск образного пространственного решения пьесы.

— В то время я работу не искал, меня искали режиссеры, — вспоминает Дмитрий Максимович. — Спектакли с моими декорациями и костюмами получали призы на международных фестивалях, поэтому режиссеры дорожили сотрудничеством. Заказы были расписаны на два-три года вперед, проходило по пять-шесть премьер за сезон по всему СССР. Помню, было 10 премьер за год, так совпало за счет «переходящих» спектаклей, работа над которыми начиналась сезоном раньше.

«Дом Бернарды Альбы»

— Что для вас в творчестве было отправной точкой?

— Понимание первоисточника: в кино это сценарий, в театре — пьеса, в архитектуре — проектное задание. Именно драматургия рождает образное пространственное решение.

В минских театрах в разные годы шли спектакли Дмитрия Мохова «Дом Бернарды Альбы», «Ромео и Джульетта», «Дар», «Зов», «Счастье мое», «Женитьба Бальзаминова», «Человеческий голос», «Не боюсь Вирджинии Вулф», «Евгений Онегин», «Фантазии по Гоголю», «Комедия о Лисистрате», «Гамлет», «Мефисто», «Маленький лорд Фаунтлерой» и другие.

Спектакль «Средство Макропулоса»

— В своей книге «Ностальгия по настоящему», рассказывая о собственной жизни и творчестве, вы пишете, что нельзя делать иллюстрацию пьесы или сценария. Надо искать решение для раскрытия темы.

— Конечно. В пьесе, например, написано: действие происходит высоко в горах. Первое, что напрашивается — нарисовать в декорациях горы. Или нагородить. Это неправильный ход. Сценография может быть условной, при этом главная задача художника — по заданной драматургии найти эквивалент жизненному пространству. Пространству, которое радует или угнетает. Здесь необходимы образ, метафора, символ как поиск решения того главного, что уже вдохновило драматурга на написание пьесы, режиссера — на постановку спектакля, композитора — на создание музыки.

Спектакль «Гамлет»

Дмитрий Максимович вспоминает, как вместе с режиссером Борисом Луценко трижды на разных сценах поставил спектакль «Гамлет». В минском Театре-студии киноактера декорации представляли собой панораму древнего сооружения с наслоениями позднейших культурных эпох, сквозь которые проступали почти утраченные фрески. Полупрозрачный гобелен-занавес создавал условную пелену времени. Так мир шекспировской трагедии обретал неожиданное пластическое решение. В Русском театре на сцене появлялся павильон, напоминающий шекспировский театр «Глобус». В декорации нарочито вводились конструкции из современной архитектуры: большой купол, накрывающий театр-мир, тумбы, турникеты, шведские стенки…

Другой пример — вместе с режиссером Валерием Рубинчиком Дмитрий Мохов работал над спектаклем «Комедия о Лисистрате» в Театре-студии киноактера. Руководствуясь сверхзадачей драматурга о сохранении мира, творческому тандему удалось не иллюстрировать определенную эпоху, а соединить разные времена в самых неожиданных сочетаниях и рискованных столкновениях. Сцена представляла собой кинопавильон, рельсы тележки кинооператора соединяли зрительный зал и подмостки. В декорациях присутствовали фрагменты античных статуй, барельефов. Костюмы с античной основой дополнялись современными элементами, боди-артом, перьями. Звучала музыка современных композиторов. Казалось, играла каждая деталь спектакля, все, что находилось в пространстве сцены.

Балет «Мефисто»

А для балета «Мефисто» в Музыкальном театре сконструировали подъемно-опускную установку «Паук» с длинными шлейфами, необычным цветовым освещением, серебристым покрытием деталей. Это фантастическое зрелище, в котором были загадка и своя философия. При минимуме декораций создавалось пространство для столкновения разных миров, разных жизненных философий.

— Пространство должно быть активным соучастником в действиях актеров. Рациональный, жесткий расчет конструкций на сцене, одновременно экспрессия и поэзия создаваемого пространства определили мой стиль работы в театре. — подчеркивает Д. Мохов.

— Случалось отказываться от постановок?

— Редко. Когда не было творческой совместимости с режиссером и я понимал, что мы по-разному трактуем проблемы драматургии. Когда доводилось слышать: «Старик, ну а чем еще будем удивлять, если не этим?» Как будто театр или кино предназначены только удивлять.

— А для чего предназначены?

— Зритель должен ассоциативно столкнуться с проблемами, которые его задевают в жизни, и выйти после спектакля, фильма эмоционально и ментально наполненным. Но есть, конечно, спектакли сугубо для развлечения.

О времени и о Художнике

— Вы в профессии уже 60 лет. Если сравнивать последнюю четверть прошлого столетия и первую нынешнего, как бы вы их оценили с точки зрения развития культуры?

— Философы говорят, что история человечества движется по спирали, значит, и культура тоже. Для меня последняя четверть XX столетия была временем подъема, своеобразного Ренессанса. Время новой драматургии, новаторской сценографии, если говорить о театре. А сейчас мы находимся на другом отрезке спирали. Это закономерно, так и должно быть. Посмотрим, что ждет нас впереди.

— Ходите сегодня в театр?

— Нечасто. Если намечается премьера, смотрю по фамилиям, кто режиссер, художник, и понимаю, стоит ли идти. Сегодня, на мой взгляд, на высоте кукольные театры: минский, гродненский. Это образцы данного вида искусства.

— «Ностальгия по настоящему» — название стихотворения Андрея Вознесенского стало названием вашей книги и одной из последних персональных выставок. О чем сегодня ностальгирует художник Дмитрий Мохов?

— Я не против прогресса в виде компьютера, искусственного интеллекта, но ИИ подменяет настоящее, это не источник знаний, это копилка. И полагаться на него целиком не стоит. Что касается творчества, тут вообще настораживает «помощь» некоторых современных технологий. Художники перестают что-то делать руками, все за тебя компьютер прорисует. Но ведь истинное произведение рождается от соприкосновения твоей души, твоего нерва к материалу и передается через тонкие колебания, через кончики пальцев в инструмент, которым ты работаешь: в кисточку, карандаш. Искусственному интеллекту это не под силу.

Справочно

Преподавательская деятельность Д. Мохова началась в 1976 году в Минском институте культуры. Дмитрий Максимович был руководителем по сценографии у режиссеров-дипломников. С 2008-го преподает в Белорусской государственной академии искусств. За это время под его руководством были выпущены две группы художников кино. Сейчас обучается очередной набор студентов.

Фото Сергея Лукашова, Юрия Мозолевского и предоставлены собеседником

Телеведущий Николай Дроздов уменьшился в росте. С чем это связано

Известный советский и российский телеведущий, зоолог и профессор Николай Дроздов стремительно теряет рост из-за прогрессирующего остеопороза. За последние месяцы мужчина уменьшился в росте на 18 см, сообщает кореспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на Telegram-канал Mash.

Сейчас экс-ведущий программы «В мире животных» ростом всего 162 сантиметра — вместо прежних 180. В апреле болезнь уменьшила Н. Дроздова на десять сантиметров. Ученый испытывает боли в суставах, общую слабость и деформацию спины.

Кроме проблем с костями, Н. Дроздов борется с раком предстательной железы, диагностированном в 2023 году. Сейчас биогеограф проходит курсы противоопухолевой терапии и наблюдается у врачей.

Стуков и Галкин хулиганили не по-детски.  Как снимали фильм «Приключения Томаса Сойера и Гекльберри Финна»

Девятилетний Владислав Галкин на съемках фильма «Приключения Томаса Сойера и Гекльберри Финна» будто и не выходил из роли Гека — лучшего друга главного героя. Его хулиганские выходки доводили многих до паники. Подробности — читайте в материале корреспондента газеты «Минский курьер».

О чем кино

Том Сойер и его друг беспризорник Гекльберри Финн в поиске приключений видят, как ночью на кладбище индеец Джо убивает человека. С этим злоумышленником они еще раз столкнутся, начав поиск клада.

Усомнились в герое

Почему знаменитый режиссер Станислав Говорухин после невероятного успеха сериала «Место встречи изменить нельзя» решил взяться за картину для детей и юношества? Как утверждал сам постановщик, в начале 1980-х он понял: ребята почти перестали читать — смотрят телевизор, ходят в кино. И его самые любимые книги пройдут мимо них. Решил вернуть всем потрясающую литературу хотя бы в виде кинолент.

Постановщик бережно отнесся к произведению Марка Твена, смог уместить в три серии похождения американских мальчишек из XIX века. Правда, начальство попросило его поумерить пыл Тома Сойера, по книге бунтаря и хитреца. Не делать из него неисправимого хулигана-подростка, потенциального гангстера. Режиссер решил проблему за счет благовидной фактуры исполнителя роли Тома — Феди Стукова. Как его ни гримировали, он всё равно выглядел в юности максимум озорником из киножурнала «Ералаш». В этом были и минусы. Даже сегодня при просмотре мало верится, что он может противостоять индейцу Джо. А на фоне Влада Галкина, на сто процентов попавшего в образ Гека Финна, Том Сойер — Стуков кажется беглым принцем из другой книги Марка Твена («Принц и нищий»). Из-за этого приключенческий фильм местами напоминает, как сейчас говорят, ролевой квест.

Михалков подсказал

Изначально Феди Стукова не было в числе кандидатов на участие в картине.

Задолго до событий, еще 6-летним ребенком, он ехал с мамой в автобусе. К ним подошла ассистент режиссера одной из студий и попросила принести снимок мальчика для актерской базы. В результате в 1978 году он сыграл сына главного героя в драме Никиты Михалкова «Несколько дней из жизни И. И. Обломова» (1979). А в 1981-м вышла лента того же режиссера «Родня». Там Федя органично, с цирковым задором перевоплотился в хулиганистую Ирочку, дочь главных персонажей.

В поиске исполнителя роли Тома Говорухин объявил детский всесоюзный конкурс, который выиграл не менее миловидный Игорь Сорин, будущий солист группы «Иванушки International» (в титрах — Игорь Райберг). Собирался сниматься. Но в последний момент Михалков посоветовал обратить внимание на Стукова. Станислав Сергеевич посмотрел «Родню», и Фёдор стал Томом на экране.

Владислав Галкин (в титрах — Владик Сухачёв) рос в актерской семье. Мать Елена Демидова и приемный отец Борис Галкин не желали мальчишке актерской доли. В определенный период он жил с бабушкой Людмилой Николаевной. Она тайно отвела его на кинопробы. Пожилая женщина, не умевшая хранить секреты, за полгода никому из родственников не сказала, что внука утвердили на роль Финна. Терпела! Всё раскрылось, когда настало время ехать на съемки.

Чтобы 8-летняя Маша Миронова приняла участие в фильме, Говорухин действовал через ее маму Марию Градову, известную по роли радистки Кэт в «Семнадцати мгновениях весны». Девочка не рвалась на площадку. Мать ее убедила: поработать с Говорухиным — большая удача. От процесса Маша осталась не в восторге: клопы в гостинице, 40-градусная жара в Сухуми, холод в пещере со сталактитами, длительное пребывание в пышных многослойных платьях ее героини Бэкки Тэтчер. К тому же она до дрожи боялась Талгата Нигматулина, игравшего индейца Джо. Девочка, очевидно, успела посмотреть «Пиратов ХХ века», где актер предстал в качестве свирепого бандита Салеха. Он пытался наладить контакт с ребенком, рассмешить, но Маша всякий раз в ужасе ретировалась. Разочарование постигло и на премьере, когда она, увидев себя на экране, услышала, что говорит чужим голосом. Профессиональные артисты озвучили не только всех детей в картине. За Нигматулина за кадром говорит Караченцов.

Совершенно случайно роль богатого адвоката исполнил белорусский режиссер Валерий Рубинчик, создатель лент «Последнее лето детства» (1974), «Венок сонетов» (1976). Он дружил с Говорухиным со времен учебы во ВГИКе и приехал к нему отдохнуть в Одессу. Валерий Давидович всегда был одет с иголочки, носил очки в изящной оправе, выглядел респектабельным. Чем не американский адвокат?

На страницах Time

Фильм снимали в Одессе, Херсонской области, Абхазии, Новоафонской пещере. Реку Днепр выдали за Миссисипи.

Федя Стуков с Владом Галкиным хулиганили не по-детски. Однажды угнали построенный реквизиторами плот и сплавились вниз по реке. Течение оказалось мощным. Их едва поймали через десяток километров.

На экскурсии в дендропарке в Сухуми Галкин стащил из стеклянной емкости несколько древесных скорпионов, запер их в найденной картонной коробке. А в служебном автобусе, в котором в гостиницу ехала часть съемочной группы, коробку, якобы случайно, уронил, она раскрылась… По Сухуми разошелся слух, что кучка сумасшедших выпрыгивала из брошенного на дороге автобуса, скакала на месте, кое-кто даже снял штаны и майку, оставшись в трусах. Ведь это членистоногое смертельно опасно!

Права на прокат картины купили многие страны, в том числе США, где ее посмотрели более 9 млн человек. В журнале Time хвалили ленту. А Стукова пригласили в Штаты — прокатиться по Миссисипи на настоящем пароходе XIX века.

После показа фильма в СССР число продаж книг Марка Твена заметно выросло. Говорухин достиг цели.

Фото из интернета

Еще материалы рубрики:

На какие доступные в Сети российские детективные сериалы лучше не тратить время, и что посмотреть

Как минчанка Ирина Метлицкая стала известной благодаря киноленте «Палач»

Улетевший с каскадером вертолет и любовный треугольник за кадром. Как снимали «Шла собака по роялю»

Гусева отказалась, а Арбузова пошла по стопам героини. Все, что вы не знали о фильме «Авария — дочь мента»

Прокат продлился недолго: почему запретили фильм «Семья Януш»

На Восточном кладбище открыли мемориал, посвященный памяти композитора Олега Елисеенкова

Памятник заслуженному деятелю искусств Беларуси Олегу Елисеенкову открыли 26 октября на Восточном кладбище в Минске спустя год с момента смерти композитора, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на БЕЛТА.

Мемориал состоит из горизонтальной и вертикальной плит, напоминающих рояль, с бронзовыми клавишами на левой стороне — символом последнего аккорда жизни маэстро. На вертикальную плиту нанесена краткая биографическая надпись о композиторе, а на горизонтальную — всего два слова: «Вспоминайте меня…».

На памятном событии присутствовали близкие и друзья О. Елисеенкова.

Белорусский композитор российского происхождения получил образование в Молодечненском государственном музыкальном училище им. М. К. Огинского, руководил студией «Гран-при» Государственного концертного оркестра, откуда вышли Вера Каретникова, Вячеслав Нагорный и группа «Ванильное небо». О. Елисеенков написал музыку к большинству песен из репертуара Александра Солодухи, композициям в исполнении Алексея Хлестова «Спасибо тебе», «Ты такая», «Невеста», а также песни «Ветразь кахання» в исполнении Ирины Дорофеевой и композиций «Не потеряй», «Птицы», «Усмешка» от эстрадной певицы Алеси.

Справочно

Указом Президента Беларуси в 2009 году композитор был награжден медалью Франциска Скорины.

Фото БЕЛТА

Ученые из Тайваня разработали натуральную сыворотку, стимулирующую рост волос

Исследователи Национального университета Тайваня разработали сыворотку, которая обещает остановить облысение и вернуть утерянные волосы всего за 21 день. Инновационное средство может быть доступно в продаже без рецепта, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на Times of India.

Действие сыворотки основано на одном из видов гипертрихоза, когда на раздраженных или поврежденных участках кожного покрова начинают усиленно расти волосы. Ученые искусственно вызвали экзему у самцов и самок обритых мышей, нанося на их спины раздражитель — додецилсульфат натрия. Примерно через 10–11 дней из фолликул шириной около 1 мм на коже начали прорастать новые волосы. На участках, не подвергавшихся воздействию раздражителя или не страдавших экземой, в течение этого периода возобновления роста волос не наблюдалось.

Чтобы проанализировать воздействие жирных кислот на кожу без использования химических раздражителей, исследователи создали сыворотки, содержащие различные жирные кислоты, растворенные в спирте, такие как олеиновая и пальмитолеиновая. Они также оказались эффективными для стимуляции роста волос. Испытание на человеческих тканях один из авторов исследования проводил на себе. Профессор Сун-Джан Линь наносил сыворотку на бедра и наблюдал за ростом волос. Эффективность средства была доказана.

Команда ученых уже запатентовала сыворотку и в дальнейшем планирует протестировать ее различные дозировки на коже головы людей, прежде чем выпустить на рынок в свободную продажу.

Счастливы вместе. Минчане отметили золотую свадьбу и поделились секретом крепкого союза

Оксана Викторовна и Виктор Владимирович на днях отметили золотую свадьбу — 50-летие совместной жизни. Юбиляров поздравили в отделе ЗАГС Советского района. Корреспондент агентства «Минск-Новости» узнала у героини материала секрет счастливого и долгого брачного союза.

— Как вы познакомились с будущим мужем?

— Впервые мы встретились на танцах в парке Челюскинцев, — рассказала О. Мананкова. — Я жила в Чижовке, а Виктор — на Логойском тракте (тогда ул. Я. Коласа). Любили гулять в парке Янки Купалы. А предложение Виктор сделал неожиданно — в будний день, когда сидели на скамейке. Поинтересовался, если ли при себе паспорт, чтобы подать заявление в ЗАГС. Колец тогда еще не дарили, а вот букет невесты на свадьбе у меня был почти таким, как сейчас, небольшим, из белых роз.

— Чем вам запомнился день свадьбы?

— Мы расписались в отделе ЗАГС Советского района, — поделилась воспоминаниями Оксана Викторовна. — В 1975 году он находился в самом центре города, на Ленинском проспекте (теперь — пр. Независимости). Были еще совсем молодыми — мужу 22, мне 21. За день до свадьбы лил дождь, а в сам день регистрации стояла солнечная и теплая погода. На свадьбе в ресторане «Зубренок» в районе Автозавода гуляли вместе с подругами и друзьями, было 70 человек, праздновали два дня.

Расскажите немного о семье, детях и внуках.

— У нас два сына — у них свои семьи, отношения с невестками хорошие, — подчеркнула О. Мананкова — Есть два внука — старшему уже 28 лет, и две внучки — младшей 16, в этом году она оканчивает школу. Внуки — это моя жизнь. Дай Бог такое счастье каждому.

Детей мы не баловали, всего в жизни они достигали сами. Папа был примером для подражания, сыновья относятся к нему с большим уважением и любовью. Супруг продолжает работать — у него свое дело.

Раньше много путешествовали, сейчас живем за городом. Люблю выращивать розы и гортензии, занимаюсь собакой — той-пуделем.

— Оксана Викторовна, в чем секрет вашего с Виктором Владимировичем счастья? Дайте совет нашим читателям, как сохранить семью и прожить вместе столько лет?

— Как говорят, «жизнь прожить — не поле перейти». Когда в юности слышала эти слова, казалось, все где-то далеко, и только сейчас в полной мере приходит осознание того, что они значат. В каждой семье бывают проблемы, но не стоит при первой же ссоре бежать разводиться: нужно учиться обходить острые углы. Потом понимаешь, что все — мелочи. Этому же я учу и своих внучек, — рассказала собеседница.

Фото Ирины Малиновской

Столичные спортсмены стали лидерами в Республиканском чемпионате по конькобежному спорту

В Минске завершился чемпионат Беларуси по конькобежному спорту. Столичная команда заняла первое место по количеству очков в общекомандном зачете, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на Telegram-канал Министерства спорта и туризма.

Спортсмены из Минска стали лидерами в Республиканском чемпионате по конькобежному спортуСпортсмены из Минска стали лидерами в Республиканском чемпионате по конькобежному спорту

В последний день соревнований состоялись дисциплины по забегу на 5 тыс. м среди женщин и 10 тыс. м среди мужчин. В тройку лидеров в женских гонках вошли минчанки Юлия Малюкевич (8:19,87) и Ксения Вашкевич (8:20,37), а также витебчанка Кристина Скоблова (8:21,93). Призовые места среди мужчин взяли минчанин Альберт Рудевич (14:25,65), витебчанин Глеб Болгов (15:06,12) и могилевчанин Андрей Александрович (15:29,21).

В общем командном зачете по областям и Минску столичная команда завоевала 425 очков. Также высокие результаты показали Могилёвская (208 очков) и Витебская (172 очка) области.

Скончался российский актер Геннадий Назаров

В Москве ушел из жизни актер Геннадий Назаров. Ему было 58 лет. Обстоятельства кончины выясняются, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на Telegram-канал Мастерская Петра Фоменко.

Родился актер и педагог 3 марта 1967 года в Москве. В школьные годы участвовал в самодеятельности, посещал драматический кружок, участвовал в школьных постановках. В 1988 году окончил бутафорский факультет Московского театрального художественно-технического училища и занимался оформлением спектаклей в театре «Современник». В частности, готовил декорации для постановок «Мурлин Мурло» и «Мадам Баттерфляй» в театре Романа Виктюка.

По совету сценариста и режиссера Валентина Донскова Г. Назаров в 1991 году поступил на актерское отделение режиссерского факультета РАТИ (ГИТИС), мастерской Марка Захарова. Принимал участие в спектаклях «Ленкома».

Дебют в кино у актера состоялся в фильме Иржи Менцель «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина», в главной роли — рядового Ивана Чонкина. Также Г. Назаров снялся в картине «Какая чудная игра» Петра Тодоровского, где сыграл одного из основных героев Колю Рыбкина, и у Георгия Данелии в лирической комедии «Орел и решка», где воплотил на экране образ супруга возлюбленной главного героя — того сыграл Кирилл Пирогов. В начале 2000-х Г. Назаров снимался в сериалах «Каменская», «Сыщики», «Дальнобойщики» и «Марш Турецкого».

У актера диагностировали почечную недостаточность в конце 1990-х, из-за чего тот был вынужден три раза в неделю проходить процедуру гемодиализа. Из-за болезни мужчина перестал сниматься в кино и оставил работу в театре на Малой Бронной.

До смерти Г. Назаров преподавал в мастерских Евгения Каменьковича и Дмитрия Крымова, а также являлся худруком курса на актерском факультете в ГИТИС.

Фото из Telegram-канала Мастерская Петра Фоменко.