Не только продукты питания. Какие еще товары поставляют белорусы в Россию
Торговля России и Беларуси в рамках Союзного государства – один из ключевых элементов интеграции двух государств. О росте товарооборота между странами корреспондент агентства «Минск-Новости» поговорил с аналитиком Белорусского института стратегических исследований Алексеем Авдониным.
– Алексей Алексеевич, действительно ли объемы взаимной торговли между Беларусью и Россией демонстрируют высокие темпы?
– Да. По сравнению даже с плодотворным прошлым годом можно говорить об уровне 118-120 % и по товарам, и по услугам. Белорусы смогли очень хорошо сманеврировать и занять те ниши, которые стали освобождаться на российском рынке с уходом западных корпораций.
Это не только продукты питания, где у нас и раньше были неплохие позиции. Выделю промышленную продукцию отраслей машиностроения, станкостроения, химическую отрасль и электронику. Белорусские предприятия смогли эффективно наладить их поставку на емкий российский рынок.
Причем фактически нас к этому подтолкнули. В рамках взаимного сотрудничества такие темпы роста товарооборота сегодня не показывает ни одно государство мира. После пандемии COVID-19 экономика стран, а соответственно и торговля, восстанавливаются, средний рост товарооборота составляет порядка 6-7 %. У нас, напомню, речь идет о 18-20 %. Это закладывает огромные возможности для расширения кооперации. Мы же не просто поставляем широкую линейку товаров. В рамках отдельных российских программ импортозамещения, получили соответствующие денежные средства от РФ и сегодня реализуем проекты по обеспечению российских предприятий критическим импортом. То есть, теми товарами и оборудованием, которые ранее производились исключительно западными корпорациями. Это дает возможность освоить совершенно новые направления, выпускать высокотехнологичную продукцию, а значит получать максимальную прибавочную стоимость, обеспечивая повышение уровня заработной платы наших работников.
Замечу, кооперация Беларуси и России носит системный характер. Мы действуем как в рамках программ импортозамещения, так и в рамках недавно подписанной общей промышленной политики. Сейчас идет разработка программы дальнейшего экономического сотрудничества Беларуси и России.
– Все это дает главное: работу и заказы белорусским предприятиям.
– Конечно. Того эффекта, который ожидал Запад от введения санкций, не случилось. Не произошло прогнозируемого западными аналитиками падения ВВП Беларуси на 20 %, наоборот, итоги первого полугодия показали двухпроцентный рост. Весьма высокий показатель в условиях санкций. Более того, в нынешнем июне, по сравнению с июнем прошлого года темп роста составил 108 %. Все это служит хорошим фоном к тому, что мы можем повышать заработную плату работникам. И не просто печатать деньги, а демонстрировать сбалансированную экономику, когда производство и экспорт высокодоходных товаров отражаются на росте благосостояния населения, повышая его потребительскую и деловую активность.
Резюмируя сказанное, Беларусь, благодаря плотному взаимодействию с Российской Федерацией в рамках Союзного государства, смогла обеспечить ритмичную работу всего экономического сектора и к середине 2023 года практически нивелировать начальный эффект западных санкций.
– Соответствует ли белорусская продукция ожиданиям россиян?
– Здесь надо четко разграничивать: товары повседневного спроса для физических лиц и производственная номенклатура изделий и комплектующих для промпредприятий. Белорусские народные бренды, наши продукты питания, косметику, трикотаж россияне знают хорошо, их высокое качество нареканий никогда не вызывало. Если говорить о промышленной продукции, то она производится в соответствии с техническими регламентами, нормами, картами производства, то есть успешно замещает западные аналоги.