Андрей Соколов в период съемок попал в тюрьму. Интересные факты о фильме «Маленькая Вера»
Андрей Соколов в период съемок фильма «Маленькая Вера» попал в тюрьму, а Наталья Негода после премьеры обнажилась для журнала Playboy. О киноленте режиссера Василия Пичула — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
О чем кино
Девушка Вера живет в провинциальном промышленном городе. На дискотеке она знакомится со столичным красавцем Сергеем. В серьезность намерений смазливого парня не верит отец девушки, человек старой закалки. Во время выяснения отношений он ранит юношу ножом. Возникает вопрос морального выбора: писать ли заявление на будущего тестя, которого могут арестовать?
Из личного опыта
В марте 1988 года в Минске распространился слух, что на экраны выходит необычная остросюжетная картина с небывалыми ранее элементами эротики и необычным взглядом на советскую действительность. Билеты в кинотеатры в первые недели показа сложно было достать. Народ толпой шел, как ему казалось, на клубничку. В результате ожидала тяжелая лента об убогой и о страшной жизни в советской провинции. Там люди утратили почву под ногами и опустили руки, не зная во что верить, хотя не теряли достоинства. Поэтому в названии «Маленькая Вера» есть двусмысленность.
Режиссер не смягчал острые углы социалистического бытия, а, напротив, утрировал их. Вернее, показал в одном ракурсе. На деле жизнь советских граждан складывалась по-разному. У одних она была наполнена театрами, библиотеками, семейственностью, учебой, поездками в Крым. У других — бытовым пьянством, домашним насилием и безысходностью. Однако, выходя из кинотеатров после просмотра ленты, все задумывались: «Что же происходит в стране развитого социализма?» Впрочем, в 1988-м это и так знали, но старались об этом не думать. А Василий Пичул напомнил сей факт зрителям. Кстати, долгожданная всеми эротика в фильме тоже не удивила. Тогда уже настала эпоха видеосалонов: там желающие могли увидеть клубничку и похлеще.
Картина частично автобиографична. Пичул родился в Жданове (Мариуполь), где и тогда, и позже на фоне Азовского моря испускали клубы черного дыма промышленные гиганты, раскинувшиеся на десятки километров вдоль побережья. Конечно, имелись и уютные кварталы с частной застройкой, центр с красивым зданием театра. Однако основную часть занимали районы, похожие на резервации, где из кранов текла ржавая вода, а развлечением для молодежи служили драки на танцплощадках. Впрочем, в СССР существовали сотни подобных населенных пунктов. Сработал зеркальный эффект — и зрители разглядели в судьбах героев свои.
Как Киностудия имени Горького решилась запустить подобный проект, остается загадкой. Скорее всего, пришло время для такой ленты. Тем более способность рубить правду-матку стала похвальной. Чиновников за смелость в откровениях продвигали по службе. Если прессу наполнили разоблачительные статьи, то чем же кино хуже?
Путевка в жизнь
Для исполнителей главных ролей картина оказалась не просто судьбоносной, а определила их будущее. Студента 2-го курса театрального вуза Андрея Соколова после роли Сергея начали считать первым советским секс-символом. Даже в 1990-е, когда фильмы почти не создавали, под него делали кинопроекты, имевшие успех у влюбленных поклонниц. Вряд ли в тот период кто-то, как он, снимался в 3–4 лентах в год.
На роль Веры претендовала Яна Поплавская, прославившаяся еще ребенком, сыграв Красную Шапочку в одноименной картине «Беларусьфильма». Пробовалась и начинавшая карьеру минчанка Ирина Метлицкая. В итоге выбор пал на Наталью Негоду. Ее все знали по кино «Завтра была война» (1987). После «Маленькой Веры» актриса стала мировой знаменитостью, так как ленту продали десяткам стран. Это совпало со всемирной симпатией к СССР в связи с горбачевской оттепелью. Негоде первой из советских актрис устроили фотосессию для американского журнала Playboy. В 1991-м она уехала в США, снялась в нескольких успешных голливудских картинах. Далее ее карьера складывалась не так ярко.
Образ Николая Семёновича, отца Веры, задумывался иначе. Он должен был стать мужчиной грузинской национальности с жестким характером. На роль позвали Автандила Махарадзе. Но после начала съемок он оказался в клинике, потребовалась операция на сердце. Режиссер поменял его на Юрия Назарова. Концепцию роли переиначили. Персонажа сделали водителем грузовика, любящим выпить, однако не утратившим честь. Фактически он стал антиподом героя Соколова. Супругу персонажа Назарова сыграла Людмила Зайцева.
Одного из героев — Михаила Петровича — воплотил на экране Александр Леньков. Некоторые до сих пор считают его белорусским артистом, так как в 1970-е он много снимался в Минске. Вы ведь помните, как в фильме «По секрету всему свету» в образе отца Дениса Кораблёва Леньков с сыном пытался сварить курицу и едва не сжег кухню? Или его роль педагога в «Расписании на послезавтра» (1979)?
Взялся за нож
«Маленькую Веру» снимали в Жданове, на родине постановщика. Андрей Соколов в процессе съемок угодил в следственный изолятор. В гостинице отмечали чей-то день рождения, шумели. Соседи вызвали милицию. У артиста оказался охотничий нож, которым он разрезал арбуз. Хранение холодного оружия запрещалось. Его задержали. Известные актеры, участвовавшие в проекте, ходили к начальнику городской милиции, чтобы взять парня на поруки.
Все драки и столкновения снимали на улицах города с привлечением большой массовки. Сложность представляли сцены драк, в которых собирались около 300 человек, и целью постановщиков трюков стало отсутствие пострадавших. Всё прошло удачно, хотя режиссер просил драться и падать натуралистично.
Юрий Назаров с удивлением вспоминал, что Пичул вел себя как опытный постановщик, снявший десятки картин. Всегда знал, чего хочет от актера, не сомневался.
Пресловутой постельной сцены сначала в ленте не было. Василий ее доснял в конце, решив, как говорится, дожать зрителей и критиков.
Картина вызвала много споров и разногласий в СССР, но победы за рубежом заставили всех замолчать. Гран-при «Золотой Хьюго» за лучший фильм на Чикагском кинофестивале 1988-го, большой специальный приз жюри Монреальского кинофестиваля 1988 года, премия ФИПРЕССИ Венецианского кинофестиваля 1988-го, приз «Голубой берег» Международного кинофестиваля 1989 года в Трое, Гран-при за лучший полнометражный фильм на Международном кинофестивале 1989 года в Анже. В Советском Союзе ленту лишь в 1988-м посмотрели 55 млн человек.
Через год Пичул снял следующий хит — «В городе Сочи темные ночи», а потом работал на телевидении над программами «Куклы», «Старые песни о главном», над новогодними шоу. Однако «Маленькая Вера» так и осталась его самой знаменитой картиной. Режиссер ушел из жизни в 2015-м в 54 года.
Справочно
Для режиссера Василия Пичула и сценариста Марии Хмелик этот фильм является дебютом в полнометражном кино. Они состояли в браке. На момент премьеры молодым людям было по 27 лет.
Еще материалы рубрики:
Приклеивали веки и пичкали жирной пищей. Интересное о съемках фильма «Три толстяка»
Во время съемок фильма «Высота» Рыбников и Макарова почти все трюки выполнили самостоятельно
«Ворошиловский стрелок»: прокат этого народного фильма поначалу запретили в кинотеатрах России