Приклеивали веки и пичкали жирной пищей. Интересное о съемках фильма «Три толстяка»
Культовый роман-сказку 1920-х «Три толстяка» об идеалах революции спустя несколько десятилетий стали считать крамолой. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
О чем кино
История о том, как оружейник Просперо и воздушный гимнаст Тибул, возглавив восставший народ, сбрасывают с пьедестала власти угнетателей — трех Толстяков. А в сердце наследника тиранов, подростка Тутти, просыпается любовь к девочке-кукле Суок, благодаря чему он побеждает в себе эгоизм и надменность и становится обыкновенным мальчишкой, способным на подвиг.
Времена меняются
Анна Ахматова писала: «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда…». Примерно то же самое можно сказать и о прозе. В детском возрасте будущий писатель Юрий Олеша в цирке влюбился в девочку с золотистыми волосами. А потом к своему ужасу узнал, что это мальчик, переодетый в ловкую акробатку! Став взрослым, литератор жил в одесской квартире с коллегами, среди которых Валентин Катаев, Эдуард Багрицкий, Илья Ильф. К ним в гости приходил художник по фамилии Маф. Однажды он принес куклу из папье-маше, очень похожую на настоящую девочку лет 14. Писатели нашли развлечение: усаживали ее на подоконник, а потом сбрасывали на асфальт, пугая прохожих. Из этих детских и юношеских ассоциаций в голове Олеши и возник персонаж рыжеволосой девочки-куклы Суок. Что касается самого имени, Суок — девичья фамилия жены литератора Ольги Густавовны. Правда, до женитьбы он пережил бурный роман с ее сестрой Серафимой Суок. Она всю жизнь работала машинисткой у известных авторов, побывала замужем за многими из них, а когда становилась одинокой, Олеша всякий раз после ссор в семье возвращался к ней и жил в ее 10-метровой комнате! Потому, формулируя наиболее точно, имя Суок в произведении — симбиоз двух родных сестер. Олеша говорил: «Вы две половинки моей души».
Несмотря на то что роман-сказка написан в 1924-м, опубликовали его лишь спустя четыре года. Герои революции были современниками первых читателей, поэтому книга не вызывала никаких отрицательных аллюзий. Бедные и благородные люди мужественно борются против господства трех жадных и ненасытных Толстяков-властителей, народ порабощенной страны становится свободным. По книге почти сразу поставили спектакль во МХАТе, а в Большом театре Игорь Моисеев создал балет. Но спустя 30 лет, в 1950-е, когда поняли, что последствия революции оказались не столь романтичными, роман стал вызывать вопросы. О каком таком госперевороте речь? А три Толстяка — это кто? Не намек ли это на членов Политбюро ЦК КПСС? Олеша вместе с режиссером Тамарой Лисициан написал по книге сценарий для «Мосфильма», но по вышеперечисленным причинам его сочли крамольным.
В 1960-м писатель ушел из жизни. И только к 1967 году, когда праздновали 50-летие Великого Октября, произведение разрешили экранизировать актеру Алексею Баталову на «Ленфильме», потому что после фильмов «Летят журавли» (1957), «Дело Румяцева» (1955) и других картин его любили и ему доверяли. Тем более у Баталова был режиссерский опыт — лента «Шинель» (1959).
Правда, Алексей не знал о существовании сценария Олеши и Лисициан и вместе с братом Михаилом Ольшевским написал свой. Лисициан, очевидно, была одержима темой революции в иносказательном ключе, так как позже поставила картины «Чиполлино» (1973) и «Волшебный голос Джельсомино» (1977). В качестве сорежиссера Баталов пригласил Алексея Шапиро, который лучше Алексея Владимировича разбирался в технической стороне кинопроизводства.
Непростая работа
Лидера революции гимнаста Тибула Баталов решил сыграть сам. Сложно поверить, но он год тренировался, чтобы самостоятельно перейти по проволоке с одного здания на другое. Ему помогала жена, цирковая артистка Гитана Леонтенко.
Роль еще одного вождя восставших, оружейника Просперо, исполнил заслуженный артист БССР Роман Филиппов, работавший в тот период в Купаловском театре в Минске.
Актрису, способную воплотить на экране Суок, искали долго. Нашли в Вильнюсе. Ранее 13-летняя Лина Бракните уже снялась в фильме «Девочка и эхо» (1965). В нем ассистенты ее и увидели. Предстояло непростое дело — почти на год переехать из Вильнюса в Ленинград, ходить в чужую школу, учиться акробатике, жонглированию, моторике кукольной походки. Да и жила она в квартире няни-воспитательницы, нанятой киностудией: мама не захотела ехать на съемки. Примечательно, что озвучила юную литовскую актрису Алиса Фрейндлих.
10-летний Пётр Артемьев не хотел сниматься, но родители верили в его актерское будущее, водили на кинопробы. Так он на экране стал наследником Толстяков Тутти. Больше в кино не снимался. Работал учителем русского.
Несмотря на то что актеры Евгений Моргунов, Борис Христофоров и Сергей Кулагин были грузными мужчинами, в подготовительный период их пичкали сдобой и жирной пищей. Но габариты исполнителей ролей Толстяков режиссера всё равно не устраивали. Тогда для них сшили специальные накладки, которые приходилось надевать под одежду.
В эпизодах ленты снялось множество советских кинозвезд: Рина Зелёная, Валентин Никулин, Павел Луспекаев, Алексей Смирнов. Из-под масок и полумасок иногда заметен блеск актерских глаз, который дает понять: не бойтесь, все закончится хорошо, мы всего лишь играем сказку.
Кинострасти
Фильм снимали в Императорских конюшнях в Петродворце под Ленинградом, в Крыму и Таллине.
В ленте есть сцена, где в кадре появляется торт в человеческий рост, так называемый исходящий реквизит. Делать его искусственным не хотели, выпекли несколько настоящих огромных тортов для многочисленных дублей. Народные артисты сильно на них налегали, и, чтобы снять все дубли качественно, пришлось заказывать еще одну партию бисквитных гигантов. Когда и их начали стремительно поедать, Баталов распорядился облить деликатесы керосином!
По сюжету из торта вылетает, а затем парит в воздухе продавец воздушных шаров. Для эпизода изготовили копию актера Николая Корноухова, но шары отвязались и улетели в небо с муляжом. На то, чтобы сделать новую копию, не оставалось времени, и актер исполнил трюк самостоятельно.
Участники съемок в интервью вспоминают немало забавных и щекочущих нервы бытовых мелочей. Баталов, не желая тратить время на перекуры, повесил себе на шею жестяную банку на веревке и стряхивал в нее пепел, тушил окурки. Исполнительнице роли Суок, чтобы она не моргала, приклеивали веки на специальную двустороннюю пленку, а в конце дня мучительно для нее отрывали.
В кинотеатрах фильм посмотрели 23 млн зрителей.
Еще материалы рубрики:
Во время съемок фильма «Высота» Рыбников и Макарова почти все трюки выполнили самостоятельно
«Ворошиловский стрелок»: прокат этого народного фильма поначалу запретили в кинотеатрах России
«Сто дней после детства»: как уволенный за профнепригодность режиссер снял общепризнанный киношедевр
Конфликт поколений на фоне перестройки. Как снимали ставшую культовой картину «Курьер»
Смотрите также: