1200 90

Анна Дмитриева в 18 лет вышла в финал Уимблдона-1958. Как сложилась дальнейшая судьба теннисистки

Знаменитой теннисисткой, а потом спортивным комментатором Анна Дмитриева стала благодаря цепочке случайностей. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

foto3

Из светского общества

Анна Владимировна Дмитриева родилась в 1940 году в семье представителей советской элиты. Отец Владимир Владимирович был главным художником-постановщиком МХАТа. Мать Марина Пастухова работала там же актрисой, дружила со знаменитой Ольгой Книппер-Чеховой, ставшей для Анны крестной. В доме Дмитриевых, как до Великой Отечественной, так и в послевоенное время, постоянно бывали известнейшие писатели, ученые, актеры, музыканты. Сама она, повзрослев, дружила с Александром Солженицыным, Ираклием Андрониковым. Ее супругами в разные годы были внук писателя Алексея Толстого физик Михаил Никитич и внук Корнея Чуковского режиссер Дмитрий Николаевич. При этом Анна Владимировна всегда оставалась контактным и незаносчивым человеком. Ей хватало и собственных заслуг. Никогда не выпячивала своей семейственности, не кичилась знакомствами и дружбой с известными людьми. Наоборот, помогала другим. Например, когда жену Колчака Анну Тимирёву освободили из лагерей, в связи с поражением в правах она вынужденно проживала в Рыбинске. Дмитриева, уже будучи известной теннисисткой, поддерживала ее финансово, когда женщина тайком приезжала в Москву для покупки теплой одежды. Спортсменка действовала по примеру отца, который когда-то учился с Тимирёвой в художественной школе Санкт-Петербурга, а потом помогал ей материально, когда та попала в беду.

Судьба Владимира Дмитриева могла оборваться еще в 1941 году, когда Анне было всего 6 месяцев. Будучи художником-постановщиком, 16 июня он вместе труппой МХАТа в составе 117 человек приехал в Минск на гастроли в Дом Красной Армии (сейчас Дом офицеров). Его задачей было отследить пропорции сцены, соответствие ей декораций, расстановку. Сделав это, 21 июня вечерним поездом Владимир Владимирович вернулся в Москву. Оставшиеся в столице БССР актеры едва выбрались из пылающего после массированной бомбардировки города вечером 24 июня. Некоторые сотрудники техслужб коллектива погибли.

Потом семья с театром из Белокаменной эвакуировалась в Саратов, а затем в Свердловск.

В первые послевоенные годы отец Анны получил три Сталинские премии I степени подряд (четвертой удостоили посмертно). Посудите сами: сумма каждой — 100 тыс. рублей, тогда как средняя зарплата по стране — 350–500 рублей. Дмитриева признавалась: не шиковали, но жили в достатке, что по тем временам уже роскошь. Владимир Владимирович тратил деньги на своих учеников — на их содержание, питание, одежду. Отца не стало, когда будущей теннисистке было всего 7 лет. Немного позже мама вышла замуж за композитора Кирилла Молчанова. В семье родился мальчик, ставший впоследствии знаменитым телеведущим (Владимир Молчанов).

tennisistka a.v. dmitrieva

Особенности системы

Дмитриева не грезила большим теннисом. Пропадала на катке, где, по мнению мамы, можно лоб расшибить. Семья приятельствовала с теннисным тренером Ниной Тепляковой. Однажды ее пригласили в гости, и вскоре девочка оказалась на корте.

Сегодня большой теннис — элитный и прибыльный вид спорта. А в 1950-е в СССР его считали барской забавой и не принимали всерьез, в отличие, например, от гимнастики или легкой атлетики. Поэтому в школе девушку порицали за уклонение от общественной работы в связи с тренировками. Даже в комсомол не приняли, сочтя недостойной.

Теннис не признавали политически важным видом. Хотя в 18 лет, в 1958 году, Анна выступила на Уимблдоне, вышла в финал. Однако совсем вне политики существовать не удавалось. По воспоминаниям спортсменки, если, например, на турнире участник из СССР в перспективе мог выйти на корт против представителя ЮАР, то первому рекомендовали проиграть на предыдущем этапе. С игроками из Южно-Африканской Республики соревноваться было запрещено: там апартеид, угнетение чернокожих! А вдруг представитель этого бесчеловечного режима одержит победу? Чтобы не проигрывать специально, советские рекордсмены загодя симулировали травмы.

В других случаях (снова по политическим мотивам) приходилось поддаваться. Например, если состязания проходили в дружественных странах Африки. Там на корт зачастую выходили абсолютные дилетанты. Но нельзя же было огорчать братский народ, только-только сбросивший ярмо проклятых колонизаторов и избравший путь к социализму! Вот такая дружба народов.

Анна Владимировна отмечала, что современный большой теннис и игра прежних лет отличаются в корне. В 2010-е ей в руки попало видео матча Бьорна Борга и Витаса Герулайтиса на Уимблдоне-1977. Тот поединок считался пределом человеческих возможностей, таковым в памяти и отложился. А начав его смотреть в современности, она увидела, как двое мужчин будто бабочку сачками гоняют по корту. Пушечных ударов и мгновенного передвижения в ту пору не наблюдалось.

original

Помощь приятелей

К середине 1960-х Дмитриева заняла третью строчку среди сильнейших теннисисток Европы. Параллельно с тренировками окончила филфак МГУ. После ухода из большого спорта с 1969 года стала наставником теннисной команды «Динамо». Однако там не прижилась. Как вспоминала, на нее писали кляузы — такая форма соперничества. Была на распутье, не знала, где себя применить. Журналист Юрий Рост предложил попробовать ТВ и помог Анне устроиться младшим редактором. Большой теннис в середине 1970-х по Центральному телевидению не показывали, поэтому она комментировала соревнования по бадминтону. Однажды на корте встретила Анатолия Громыко (сын министра иностранных дел СССР Андрея Громыко), с которым познакомилась еще на Уимблдоне. Он тогда работал в советском посольстве в Лондоне, был поклонником игры. Посетовала, что в телеэфире нет большого тенниса. Через короткое время ТВ Советского Союза приобрело права на показ матчей Уимблдона. Наверное, сын что-то сказал высокопоставленному отцу. Во всяком случае, выпускающий редактор вбежал к Анне в кабинет, сообщив, что позвонили аж из ЦК КПСС!

Кроме освещения теннисных поединков Дмитриева вела новости спорта в телевизионной программе «Время», а в ту пору ежедневный эфир — верх престижа. Вместе с Николаем Озеровым в разные годы комментировала Олимпийские игры.

В постсоветский период голос Анны Владимировны звучал на Первом канале, на ТВ-6. Она возглавляла дирекцию спортивных каналов «НТВ-Плюс». Работала на «Матч ТВ» и Eurosport, когда ей было уже под 80 лет! Оптимизма никогда не теряла.

24 июня 2024 года Анны Дмитриевой не стало. Ее похоронили рядом с отцом на Новодевичьем кладбище.

Читайте также:

Какими запомнили первые дни Великой Отечественной советские знаменитости

Актриса Алла Клюка известна даже в Америке. Как уроженка Минска завоевывала любовь зрителей

Тюрьма и смерть в психбольнице: грустная судьба звезды «Морозко» Эдуарда Изотова

Кто изобрел кино раньше братьев Люмьер, и почему Эйзенштейн снимал «Броненосца «Потемкина» с белым флагом

Арест и смерть мужа. Как драматург Тамара Габбе справлялась со сложностями судьбы

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Площадка для зимних катаний появится в обновленном парке Горького

Горка для катания в зимнее время, павильон проката «ватрушек» и велосипедов и новая детская площадка появятся в Центральном детском парке им. М. Горького после реконструкции, сообщил корреспонденту агентства «Минск-Новости» начальник парка Глеб Кузнецов.

hamiczevich 40 1

Приемка работ по горке для катания в зимнее время, согласно проекту, также как и остальные работы по реконструкции, запланирована на февраль 2025-го, — уточнил Г. Кузнецов. — В парке также появится павильон проката «ватрушек» и велосипедов. Новый детский игровой комплекс разместится по соседству с «Бригантиной» — площадкой в виде корабля в части парка, которая выходит на ул. Первомайскую.

Напомним, подготовительные мероприятия по реконструкции парка начались 7 октября 2024-го. Завершить ее «Минскзеленстрой» намерен до начала следующего сезона аттракционов. Традиционно их запускают в конце апреля.

Проект предусматривает также замену инженерных сетей и частично освещения.

 Читайте также:

Новые павильоны и площадка для малышей: реконструкция парка им. М. Горького начнется в октябре

Дни Минска начинаются в Санкт-Петербурге

Дни Минска начинаются в Санкт-Петербурге 24 октября. В течение двух дней пройдут ярмарка с участием белорусских предприятий, выставка продукции машиностроения, деловая и культурная программы, сообщили корреспонденту агентства «Минск-Новости» в пресс-службе Мингорисполкома.

img 20240512 143245

В первый день состоятся встречи председателя Мингорисполкома Владимира Кухарева с губернатором Санкт-Петербурга Александром Бегловым, а также с губернатором Ленинградской области Александром Дрозденко. Ожидается подписание документов о сотрудничестве по различным направлениям.

Также пройдет товарищеский матч по гандболу. В Мариинском театре покажут постановку Большого театра Беларуси — оперу Владимира Солтана «Дикая охота короля Стаха».

Во второй день, 25 октября, запланирована экскурсия по историко-мемориальному музею «Смольный». Затем состоится заседание XIV Совета делового сотрудничества Республики Беларусь и Санкт-Петербурга с участием премьер-министра Беларуси Романа Головченко.

В историческом парке «Россия — моя история» с 10:00 до 20:00 пройдет ярмарка предприятий — производителей белорусских товаров, а также выставка промышленной техники. Гостей ожидает концертная программа с участием белорусских коллективов народного творчества и исполнителей: Белорусского государственного ансамбля «Песняры», заслуженного любительского коллектива Республики Беларусь народного ансамбля музыки и песни «Щодрыца», фольк-группы «Неруш», народного ансамбля песни «Ярыца», заслуженного любительского коллектива Республики Беларусь «Белый птах», арт-группы «Брэнд бай» и других.

В Театре юных зрителей им. А. А. Брянцева состоится концертная программа «Мінск вітае сяброў» с участием мастеров искусств и лучших коллективов художественного творчества белорусской столицы.

Кроме того, Минск презентует туристический и культурный потенциал. С 24 по 25 октября в Музее истории города Санкт-Петербурга пройдет выставка работ Героя Беларуси, народного художника Беларуси, почетного гражданина города Минска Михаила Савицкого «Цена крови. Геноцид белорусского народа во время Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.».