Анна Дмитриева в 18 лет вышла в финал Уимблдона-1958. Как сложилась дальнейшая судьба теннисистки
Знаменитой теннисисткой, а потом спортивным комментатором Анна Дмитриева стала благодаря цепочке случайностей. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Из светского общества
Анна Владимировна Дмитриева родилась в 1940 году в семье представителей советской элиты. Отец Владимир Владимирович был главным художником-постановщиком МХАТа. Мать Марина Пастухова работала там же актрисой, дружила со знаменитой Ольгой Книппер-Чеховой, ставшей для Анны крестной. В доме Дмитриевых, как до Великой Отечественной, так и в послевоенное время, постоянно бывали известнейшие писатели, ученые, актеры, музыканты. Сама она, повзрослев, дружила с Александром Солженицыным, Ираклием Андрониковым. Ее супругами в разные годы были внук писателя Алексея Толстого физик Михаил Никитич и внук Корнея Чуковского режиссер Дмитрий Николаевич. При этом Анна Владимировна всегда оставалась контактным и незаносчивым человеком. Ей хватало и собственных заслуг. Никогда не выпячивала своей семейственности, не кичилась знакомствами и дружбой с известными людьми. Наоборот, помогала другим. Например, когда жену Колчака Анну Тимирёву освободили из лагерей, в связи с поражением в правах она вынужденно проживала в Рыбинске. Дмитриева, уже будучи известной теннисисткой, поддерживала ее финансово, когда женщина тайком приезжала в Москву для покупки теплой одежды. Спортсменка действовала по примеру отца, который когда-то учился с Тимирёвой в художественной школе Санкт-Петербурга, а потом помогал ей материально, когда та попала в беду.
Судьба Владимира Дмитриева могла оборваться еще в 1941 году, когда Анне было всего 6 месяцев. Будучи художником-постановщиком, 16 июня он вместе труппой МХАТа в составе 117 человек приехал в Минск на гастроли в Дом Красной Армии (сейчас Дом офицеров). Его задачей было отследить пропорции сцены, соответствие ей декораций, расстановку. Сделав это, 21 июня вечерним поездом Владимир Владимирович вернулся в Москву. Оставшиеся в столице БССР актеры едва выбрались из пылающего после массированной бомбардировки города вечером 24 июня. Некоторые сотрудники техслужб коллектива погибли.
Потом семья с театром из Белокаменной эвакуировалась в Саратов, а затем в Свердловск.
В первые послевоенные годы отец Анны получил три Сталинские премии I степени подряд (четвертой удостоили посмертно). Посудите сами: сумма каждой — 100 тыс. рублей, тогда как средняя зарплата по стране — 350–500 рублей. Дмитриева признавалась: не шиковали, но жили в достатке, что по тем временам уже роскошь. Владимир Владимирович тратил деньги на своих учеников — на их содержание, питание, одежду. Отца не стало, когда будущей теннисистке было всего 7 лет. Немного позже мама вышла замуж за композитора Кирилла Молчанова. В семье родился мальчик, ставший впоследствии знаменитым телеведущим (Владимир Молчанов).
Особенности системы
Дмитриева не грезила большим теннисом. Пропадала на катке, где, по мнению мамы, можно лоб расшибить. Семья приятельствовала с теннисным тренером Ниной Тепляковой. Однажды ее пригласили в гости, и вскоре девочка оказалась на корте.
Сегодня большой теннис — элитный и прибыльный вид спорта. А в 1950-е в СССР его считали барской забавой и не принимали всерьез, в отличие, например, от гимнастики или легкой атлетики. Поэтому в школе девушку порицали за уклонение от общественной работы в связи с тренировками. Даже в комсомол не приняли, сочтя недостойной.
Теннис не признавали политически важным видом. Хотя в 18 лет, в 1958 году, Анна выступила на Уимблдоне, вышла в финал. Однако совсем вне политики существовать не удавалось. По воспоминаниям спортсменки, если, например, на турнире участник из СССР в перспективе мог выйти на корт против представителя ЮАР, то первому рекомендовали проиграть на предыдущем этапе. С игроками из Южно-Африканской Республики соревноваться было запрещено: там апартеид, угнетение чернокожих! А вдруг представитель этого бесчеловечного режима одержит победу? Чтобы не проигрывать специально, советские рекордсмены загодя симулировали травмы.
В других случаях (снова по политическим мотивам) приходилось поддаваться. Например, если состязания проходили в дружественных странах Африки. Там на корт зачастую выходили абсолютные дилетанты. Но нельзя же было огорчать братский народ, только-только сбросивший ярмо проклятых колонизаторов и избравший путь к социализму! Вот такая дружба народов.
Анна Владимировна отмечала, что современный большой теннис и игра прежних лет отличаются в корне. В 2010-е ей в руки попало видео матча Бьорна Борга и Витаса Герулайтиса на Уимблдоне-1977. Тот поединок считался пределом человеческих возможностей, таковым в памяти и отложился. А начав его смотреть в современности, она увидела, как двое мужчин будто бабочку сачками гоняют по корту. Пушечных ударов и мгновенного передвижения в ту пору не наблюдалось.
Помощь приятелей
К середине 1960-х Дмитриева заняла третью строчку среди сильнейших теннисисток Европы. Параллельно с тренировками окончила филфак МГУ. После ухода из большого спорта с 1969 года стала наставником теннисной команды «Динамо». Однако там не прижилась. Как вспоминала, на нее писали кляузы — такая форма соперничества. Была на распутье, не знала, где себя применить. Журналист Юрий Рост предложил попробовать ТВ и помог Анне устроиться младшим редактором. Большой теннис в середине 1970-х по Центральному телевидению не показывали, поэтому она комментировала соревнования по бадминтону. Однажды на корте встретила Анатолия Громыко (сын министра иностранных дел СССР Андрея Громыко), с которым познакомилась еще на Уимблдоне. Он тогда работал в советском посольстве в Лондоне, был поклонником игры. Посетовала, что в телеэфире нет большого тенниса. Через короткое время ТВ Советского Союза приобрело права на показ матчей Уимблдона. Наверное, сын что-то сказал высокопоставленному отцу. Во всяком случае, выпускающий редактор вбежал к Анне в кабинет, сообщив, что позвонили аж из ЦК КПСС!
Кроме освещения теннисных поединков Дмитриева вела новости спорта в телевизионной программе «Время», а в ту пору ежедневный эфир — верх престижа. Вместе с Николаем Озеровым в разные годы комментировала Олимпийские игры.
В постсоветский период голос Анны Владимировны звучал на Первом канале, на ТВ-6. Она возглавляла дирекцию спортивных каналов «НТВ-Плюс». Работала на «Матч ТВ» и Eurosport, когда ей было уже под 80 лет! Оптимизма никогда не теряла.
24 июня 2024 года Анны Дмитриевой не стало. Ее похоронили рядом с отцом на Новодевичьем кладбище.
Читайте также:
Какими запомнили первые дни Великой Отечественной советские знаменитости
Актриса Алла Клюка известна даже в Америке. Как уроженка Минска завоевывала любовь зрителей
Тюрьма и смерть в психбольнице: грустная судьба звезды «Морозко» Эдуарда Изотова
Арест и смерть мужа. Как драматург Тамара Габбе справлялась со сложностями судьбы