1200 90

Атомная энергетика и возвращение беглых. На «Радио-Минск» обсудили последние события

О БелАЭС, возвращении беглых и тенденциях современного радио ведущие программы «Вечерний политический канал» Алена Родовская и Кирилл Казаков говорили с главным редактором «Радио-Минск» Дмитрием Партоном и радиожурналистом Тамарой Вятской. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

⚡️Кому мешает БелАЭС и как решён вопрос безопасности? // Радио-Минск: чего хочет слушатель?⚡️Кому мешает БелАЭС и как решён вопрос безопасности? // Радио-Минск: чего хочет слушатель?

Перспективный атом

Кирилл Казаков: 

— Рабочую неделю Президент начал с совещания по вопросам атомной энергетики. В апреле планируется подключение к сети второго энергоблока БелАЭС, его готовность составляет 98 %.

Сегодня стало очевидно, что решение о строительстве атомной станции было правильным и дальновидным. Все мы помним, как ожесточенно критиковали нас за него и Литва, и Латвия, и Польша. А сегодня те же Литва и Польша уже заявляют о строительстве собственных АЭС.

Я видел, как после закрытия Игналинской АЭС потихоньку умирал город Висагинас. В качестве журналиста белорусского телевидения я был там трижды: присутствовал при официальной церемонии закрытия Игналинской атомной электростанции, находился, когда открыли могильник, и потом ездил посмотреть, как живет этот город. Кончилось тем, что атомная энергетика Литвы тихо умерла, а шведская АЭС, которая должна была им помогать, так и не заработала. Как вы думаете, где в итоге оказались компетентные инженеры-атомщики, в свое время собиравшиеся в Висагинас со всего Советского Союза, куда они переехали? А переехали они в Островец.

Алена Родовская: 

— Когда 7 ноября 2020 года запустили первый энергоблок БелАЭС, сразу пошли заявления, мол, от вашей атомной энергетики в Европе все отказались, а у России есть своя. Кому вы будете ее продавать? Вложенные средства не окупятся. Но время показало, как оказался прав Александр Лукашенко, приняв решение о развитии собственной атомной энергетики. Нынешний энергокризис заставил европейцев пересмотреть взгляды. Думаю, за нашей энергией еще выстроится очередь.

Дмитрий Партон: 

— Дело даже не в том, чтобы продавать. Прежде всего нам самим нужна эта электроэнергия. Сегодня атомная энергетика как интернет — его можно ненавидеть, но он обязан быть. Весь мир идет этим путем, несмотря на Чернобыль и Фукусиму. Необходимо только совершенствовать системы безопасности.

Кирилл Казаков: 

— В прошлом году о строительстве у себя атомных энергоблоков заявила Саудовская Аравия — страна, которая, по сути, живет на нефти. То есть даже так называемое черное золото в современном мире уже не панацея.

Алена Родовская:

— Поступил вопрос от слушателей: «Есть ли в Беларуси будущее у альтернативной энергетики и какую нишу она может занять в энергетической отрасли?»

Дмитрий Партон: 

— На следующей неделе в гости на «Радио-Минск» придет представитель Минэнерго. Обязательно задам ему этот вопрос. Но, думаю, такое будущее обязательно должно быть. Чем больше мы станем независимы с точки зрения энергетики, тем лучше.

Кирилл Казаков: 

— Нужно реально смотреть на вещи. Ветряная энергетика, например, у нас имеет право на жизнь в крайне ограниченном количестве. Солнечная тоже не про нас. Приливно-отливной в Беларуси в принципе быть не может. Гейзеров не существует. Так что единственная энергетика, которая у нас действительно способна стать передовой, — атомная.

суд

«Зачем ты уехал?»

Алена Родовская: 

— На этой неделе на слуху новость о вынесении заочных приговоров Светлане Тихановской и Павлу Латушко. Мадам Тихановскую приговорили даже к меньшему сроку, чем Латушко: ей дали 15 лет, а ему — 18. Феминистки возмутятся: что за сексизм!

Кирилл Казаков: 

— Кроме того, надо отметить, что накануне заработал интернет-сайт Комиссии по рассмотрению обращений находящихся за рубежом граждан Беларуси по вопросам совершения ими правонарушений. Уже поступило несколько десятков таких обращений, правда, в том числе и от журналистов, решивших просто протестировать работу механизма.

Обратиться на сайт могут не только уехавшие из страны, но и находящиеся в Беларуси. Что касается беглых, среди них немало тех, кто ничего серьезного не совершил, оказался на чужбине без работы и денег и теперь боится возвращаться. Посредством обращения на сайт существует возможность узнать, есть ли в отношении тебя административное или уголовное преследование.

Тамара Вятская: 

— Когда я работала на радио «Минская волна», у нас выступал многодетный отец, который хотел стать депутатом. После 2020 года ему здесь показалось неуютно, и он, забрав семью, отправился в Польшу. Теперь читаю его скорбные посты на Facebook о том, как ему плохо, как там нашим приходится пахать, и хочется написать: «Зачем ты уехал? Что делаешь за границей со своей многодетной семьей? Возвращайся. Паши здесь, и все у тебя будет!» Почему-то людям кажется, что они уедут — и там им начнут постоянно капать какие-то деньги только за то, что они покинули родную страну.

Кирилл Казаков: 

— Догадываюсь, о ком ты говоришь. Он работает в Польше таксистом и описывает свои ежедневные поездки.

Тамара Вятская: 

— Нет, это не тот. Но неважно, там неприкаянных сейчас много.

Кирилл Казаков: 

— Сколько же людям можно объяснять: не путайте туризм с эмиграцией!

lukashov 40 kopiya

В эфире «Радио-Минск»

Алена Родовская: 

— 1 марта «Радио-Минск» исполнилось 19 лет. Давайте поговорим о том, как оно изменилось, и в целом об облике современного радио. Вот сейчас мы с вами находимся в студии, но наша беседа транслируется не только в эфире FM, но и, например, на YouTube — то есть нас и слышат, и видят. Скажу честно: еще пять лет назад я была против того, чтобы радио визуализировалось. Помню студенческие ощущения, первые рабочие годы. Радио являлось таинством, когда каждый слушатель представлял свой образ ведущего по его голосу. Сейчас мир изменился, и мы должны быть представлены во всех социальных сетях и на различных площадках.

Дмитрий Партон:

— Использовать разные медийные площадки очень важно. Ведь, например, тот, кто смотрит TikTok, может не слушать радио, а тот, кто читает газету «Вечерний Минск», не просматривать Instagram. Когда мы размещаем контент на всех возможных площадках, удается достучаться до разной аудитории.

Алена Родовская: 

— Я заметила, что ведущие на радио уютно чувствуют себя в студии и редко стремятся на телевидение. Телевизионщики же, наоборот, охотно идут в радиоэфир, стремясь успеть и там, и там.

Кирилл Казаков: 

— Когда Тамара Вятская бегает по городу и каждый день делает репортажи, я не скажу, что она стремится сидеть в студии. Для человека с репортерской жилкой неважно, снимают его или нет.

Тамара Вятская: 

— Я считаю, что это и есть квинтэссенция радио, его суть — репортажи с места событий. Когда я пришла работать на «Радио-Минск», была удивлена, что их здесь нет. Сегодня есть. Мероприятие еще идет, а я уже включаюсь и рассказываю о нем в эфире. Таким образом слушатель «Радио-Минск» становится как бы соучастником происходящих в городе событий. Мой личный рекорд — 110 репортажей за месяц.

Дмитрий Партон: 

— Вот вам и ответ на вопрос о том, какое сейчас «Радио-Минск». Оно получило мощный приток информации с мест, репортажности. Стало более разговорным, информационным. Важная часть эфиров — взаимодействие со слушателем и зрителем. У нас много проектов, имеющих такое интерактивное содержание. Например, «Говорит и показывает Минск», «Задайте вопрос столичным властям»… Хочу обратить внимание на еще одну тенденцию: на радио возрождается авторство. Было время, лет 15–20 назад, когда даже некоторые газеты выходили без подписи журналиста. Почему-то считалось, что автор неважен.

Тамара Вятская: 

— Кое-где и сейчас это есть. Например, под материалом стоит подпись «корреспондент БЕЛТА». Хотя я знаю, что это написала Света Сухарко. Мне это не нравится.

Дмитрий Партон: 

— На «Радио-Минск» много авторов, и сегодня слушатель начинает узнавать их по голосам.

Кирилл Казаков: 

— В телевизионном формате авторская журналистика возродилась на СТВ, поэтому тема мне близка и понятна. Авторство, безусловно, должно быть, это важно. Сейчас огромный поток информации, и она почти вся дублируется. Например, в день я просматриваю около 30 Telegram-каналов. Прокручиваю ленту повторяющейся информации, и глаз замыливается. Однако автор способен подать эту информацию по-особому, и я ее запомню, она оставит след. Так же и на радио. Можно бесконечно щелкать кнопки — новости похожие, музыка тоже… И вдруг ухо цепляется за авторскую подачу, за знакомый голос: «О, это Тома Вятская!» И начинаешь слушать эфир…

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
ГІСТОРЫЯ АДНОЙ КАРЦІНЫ. «Пайшоў з жыцця з імем нашага песняра…». Апошні твор Барыса Аракчэева

Апошні твор жывапісца і педагога Барыса Аракчэева — «Янка Купала ў гады Вялікай Айчыннай вайны». Пасля ягонай смерці малодшая дачка — мастак, ілюстратар дзіцячых кніг, куратар Аксана Аракчэева ў 2014 годзе падарыла Дзяржаўнаму літаратурнаму музею Янкі Купалы карціну і два эскізы. Якую гісторыю скрывае ваеннае палатно з выявай беларускага песняра — у матэрыяле карэспандэнта агенцтва «Мінск-Навіны».

izobrazhenie viber 2024 11 27 11 53 29 896

Настаўнікі

Барыс Аракчэеў нарадзіўся ў Яраслаўлі, але сваё жыццё прысвяціў Мінску. Ён, пятнаццацігадовы юнак, сустрэў вайну ў роднай вёсцы Турбанава. Барыс — адзіны карміцель у сям’і. Бацькі не было ў жывых, маці — інвалід, два малодшыя браты і дзве сястры. Працаваў у калгасе, і ў канцы 1943 года дабіўся таго, каб яго прызвалі ў Чырвоную Армію. З Кірава ў 1944 годзе адправілі ў Беларусь. Служыў у Бабруйску, а пасля перамогі — чарцёжнікам аператыўнага ўпраўлення штаба Беларускай ваеннай акругі ў Мінску. У той жа час пачаў наведваць заняткі ў студыі Валянціна Волкава.

Аднойчы Барыс Аракчэеў пісаў эцюд у Цэнтральным дзіцячым парку імя Максіма Горкага. Да яго падыйшлі Валянцін Волкаў і Віталь Цвірка. Апошні сказаў: «Адзіны салдат піша, а мастакоў няма. Малайчына, паступай у вучэльню — дзверы адчынены». А яму яшчэ тры гады служыць…

Пасля дэмабілізацыі, восенню 1950 года, ён паступіў ў Мінскае мастацкае вучылішча (зараз — Мінскі дзяржаўны мастацткі каледж імя А. К. Глебава. — Прым. аўтара). Скончыў яго за тры гады — быў выдатнікам. Атрымаў вышэйшую адукацыю ў Мінскім тэатральна-мастацкім інстытуце (зараз — Беларуская дзяржаўная акадэмія мастацтваў. — Прым. аўтара), дзе ягонымі выкладчыкамі былі мастакі Віталь Цвірка і Валянцін Волкаў. Група будучых жывапісцаў была «шматгалосая». Разам з Барысам Аракчэевым вучыліся, стаўшыя пазней знакамітымі, нашы класікі — Леанід Шчамялёў, Віктар Грамыка, Мікалай Залозны, Аляксандр Сямілетаў…  На пленэрах Цвірка заўсёды казаў: «Самы галоўны наш настаўнік — прырода».

izobrazhenie viber 2024 11 27 11 56 38 755

Шмат палотнаў («На абпаленай зямлі», «Партызанская сям’я», «На заданне. Апошні наказ на дарогу») прысвечаны ваеннай тэме, бо юнацтва майстра прыпала на гады неверагодных выпрабаванняў. Адно з іх, знакавае, — «Янка Купала ў гады Вялікай Айчыннай вайны», над якім Б. Аракчэеў працаваў больш десяці гадоў.

— Мастак зрабіў два эскізы: у цёплай і халоднай колеравай гаме. У першым варыянце Янка Купала вельмі сумны, нягледзячы на вохрыстую, амаль сонечную палітру. Барыс Аракчэеў паказаў паэта ў вышыванцы, за яго спіной — савецкія войскі, якія адступаюць ад лініі фронту. На другім варыянце работы Купала больш бадзёры, з прыўзнятым настроем. Ён на сваім аўтамабілі праехаў убачыць наступленне савецкіх байцоў, — кажа вядучы навуковы супрацоўнік Дзяржаўнага літаратурнага музея Янкі Купалы Валянціна Ціханавецкая.

Апошні мазок

izobrazhenie viber 2024 11 27 11 53 26 726 1

У першай палове 1960-х Барысу Аракчэеву далі майстэрню. Мастацтвазнаўца Барыс Крэпак ў сваім матэрыяле, апублікаваным у кнізе «Барыс Аракчэеў. Бэз малюецца на шчасце», ўспамінае, што ў гэтым памяшканні яны за кубачкам гарбаты ці бакалам сухога віна шмат размаўлялі «пра час і пра сябе». Б. Крэпак піша: «Аднойчы ён раптам сказаў мне, што калі прыйдзе апошні час, то хацеў бы быць пахаваны менавіта ў Беларусі. Я тады замахаў рукамі: навошта такія журботныя думкі, калі ўсё жыццё наперадзе? А ён мякка ўсміхнуўся: «Ты занадта малады, каб гэта разумець. Жыццё — такая дзіўная штуковіна, калі не ведаеш, што з табой здарыцца заўтра».

Мне таксама пашчаслівілася пабываць у майстэрні, якая знаходзіцца на рагу вуліц Леніна і Інтэрнацыянальнай. На першым паверсе — адзін з самых знакамітых сталічных рэстаранаў, над вывеской якога — картуш з пажаданнем мінчанам Carpe diem («Лаві дзень»), а таксама мемарыльная дошка аўтарства скульптара і фатографа Яўгена Колчава. Від з вокнаў — цуд! Плошча Свабоды, Ратуша, вежы Свята-Духава кафедральнага сабора, гатэль «Еўропа»… Нездарма гэты жывапісны від стаў галоўным героем на палотнах «Вокны Мінска» мастачкі Аксаны Аракчэевай.

izobrazhenie viber 2024 11 27 11 56 39 300

izobrazhenie viber 2024 11 27 11 56 39 057

izobrazhenie viber 2024 11 27 11 53 34 591 1

Яна заварыла гарбату з мятай. У памяшканні цёпла і ўтульна (аж сыходзіць не хочацца!), на сценах — карціны, шмат кніг, эцюднік, на якім стаяла апошняя работа, і цікавыя рэчы, зробленыя рукамі яе таты. Напрыклад, вазы з карэйскай бярозы для пэндзлей, трохногі стул… Нібы дызайнер! А. Аракчэева захавала ўсё, што належыла мастаку. Рэчы ўсё памятаюць… Пад духмяную гарбату малодшая дачка падзялілася ўспамінамі.

— Тата даўно хацеў напісаць палотны, прысвечаныя Янке Купале. За дзесяць год да ставарэння твора ён рабіў эскізы. І вось гэты, у цёплай колеравай гаме, быў першым. Паглядзіце, які тут Купала… Не ў настроі. Ён прыехаў у Маскву як карэспандэнт. Праз пяць год тата вырашыў напісаць больш аптымістычнае палатно: як нашыя пайшлі ў наступ, — кажа А. Аракчэева.

У выніку Барыс Аракчэеў выбраў другі варыянт. Твор «Янка Купала ў гады Вялікай Айчыннай вайны» ён дапісваў да адкрыцця сумеснай з малодшай дачкой выставы «Усюды бачу моц жыцця. Янка Купала». Яе адкрыццё, як і планавалася, адбылося 22 сакавіка 2013 года. Але ўжо без мастака.

izobrazhenie viber 2024 11 27 11 56 39 657

А. Аракчэева добра памятае той жудасны вечар. Амаль па часах можа аднавіць яго.

— Была нядзеля, 10 сакавіка. Я пісала партрэт таты да нашай сумеснай выставы, а тата дапісваў карціну, прысвечаную беларускаму песняру. У 18:00 я скончыла працаваць над жывапісным палатном, а тата — над сваім. Мы ў аднолькавы час скончылі пісаць! Тата з мамай сабраліся ў краму — у суседні дом. Па ўспамінах мамы, ён апрануў куртку, абуўся. Паглядзеў яшчэ раз на работу, падыйшоў да яе і зрабіў адзін мазок. Быццам бы апошніІ бацькі пайшлі за прадуктамі. Яны заўсёды разам, усе 57 гадоў. А калі вярталіся, прыкладна ў 19 гадзін, тата ўпаў каля пад’езда — сэрца спынілася. Мой тата пайшоў з жыцця з імем нашага песняра. Гэта сімвалічна, — успамінае А. Аракчэева.

Зараз яна рыхтуе да выдання лісты Барыса Аракчэева да сваёй жонкі Галі, музы, як ён казаў.

Фото: архіў А. Аракчэевай і аўтара

Облачно и туманно будет в Беларуси 28 ноября

Облачная погода будет преобладать в республике 28 ноября, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на Белгидромет.

priroda pogoda gorod stolyarov 7 kopiya

По данным синоптиков, в четверг по стране сгустится слабый туман. Местами возможны небольшие кратковременные осадки в виде дождя и мокрого снега. На дорогах образуется гололедица.

Ветер ожидается южный, юго-западный, 4–9 м/с.

Температура воздуха ночью будет колебаться от –3 °С до +3 °С.

Днем столбики термометров в Гомеле покажут 0… +2 °C, в Могилёве и Витебске — +1… +3 °C, в Минске воздух прогреется до +4 °С, в Бресте и Гродно — до +6 °С.