Атомная энергетика и возвращение беглых. На «Радио-Минск» обсудили последние события
О БелАЭС, возвращении беглых и тенденциях современного радио ведущие программы «Вечерний политический канал» Алена Родовская и Кирилл Казаков говорили с главным редактором «Радио-Минск» Дмитрием Партоном и радиожурналистом Тамарой Вятской. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Перспективный атом
Кирилл Казаков:
— Рабочую неделю Президент начал с совещания по вопросам атомной энергетики. В апреле планируется подключение к сети второго энергоблока БелАЭС, его готовность составляет 98 %.
Сегодня стало очевидно, что решение о строительстве атомной станции было правильным и дальновидным. Все мы помним, как ожесточенно критиковали нас за него и Литва, и Латвия, и Польша. А сегодня те же Литва и Польша уже заявляют о строительстве собственных АЭС.
Я видел, как после закрытия Игналинской АЭС потихоньку умирал город Висагинас. В качестве журналиста белорусского телевидения я был там трижды: присутствовал при официальной церемонии закрытия Игналинской атомной электростанции, находился, когда открыли могильник, и потом ездил посмотреть, как живет этот город. Кончилось тем, что атомная энергетика Литвы тихо умерла, а шведская АЭС, которая должна была им помогать, так и не заработала. Как вы думаете, где в итоге оказались компетентные инженеры-атомщики, в свое время собиравшиеся в Висагинас со всего Советского Союза, куда они переехали? А переехали они в Островец.
Алена Родовская:
— Когда 7 ноября 2020 года запустили первый энергоблок БелАЭС, сразу пошли заявления, мол, от вашей атомной энергетики в Европе все отказались, а у России есть своя. Кому вы будете ее продавать? Вложенные средства не окупятся. Но время показало, как оказался прав Александр Лукашенко, приняв решение о развитии собственной атомной энергетики. Нынешний энергокризис заставил европейцев пересмотреть взгляды. Думаю, за нашей энергией еще выстроится очередь.
Дмитрий Партон:
— Дело даже не в том, чтобы продавать. Прежде всего нам самим нужна эта электроэнергия. Сегодня атомная энергетика как интернет — его можно ненавидеть, но он обязан быть. Весь мир идет этим путем, несмотря на Чернобыль и Фукусиму. Необходимо только совершенствовать системы безопасности.
Кирилл Казаков:
— В прошлом году о строительстве у себя атомных энергоблоков заявила Саудовская Аравия — страна, которая, по сути, живет на нефти. То есть даже так называемое черное золото в современном мире уже не панацея.
Алена Родовская:
— Поступил вопрос от слушателей: «Есть ли в Беларуси будущее у альтернативной энергетики и какую нишу она может занять в энергетической отрасли?»
Дмитрий Партон:
— На следующей неделе в гости на «Радио-Минск» придет представитель Минэнерго. Обязательно задам ему этот вопрос. Но, думаю, такое будущее обязательно должно быть. Чем больше мы станем независимы с точки зрения энергетики, тем лучше.
Кирилл Казаков:
— Нужно реально смотреть на вещи. Ветряная энергетика, например, у нас имеет право на жизнь в крайне ограниченном количестве. Солнечная тоже не про нас. Приливно-отливной в Беларуси в принципе быть не может. Гейзеров не существует. Так что единственная энергетика, которая у нас действительно способна стать передовой, — атомная.
«Зачем ты уехал?»
Алена Родовская:
— На этой неделе на слуху новость о вынесении заочных приговоров Светлане Тихановской и Павлу Латушко. Мадам Тихановскую приговорили даже к меньшему сроку, чем Латушко: ей дали 15 лет, а ему — 18. Феминистки возмутятся: что за сексизм!
Кирилл Казаков:
— Кроме того, надо отметить, что накануне заработал интернет-сайт Комиссии по рассмотрению обращений находящихся за рубежом граждан Беларуси по вопросам совершения ими правонарушений. Уже поступило несколько десятков таких обращений, правда, в том числе и от журналистов, решивших просто протестировать работу механизма.
Обратиться на сайт могут не только уехавшие из страны, но и находящиеся в Беларуси. Что касается беглых, среди них немало тех, кто ничего серьезного не совершил, оказался на чужбине без работы и денег и теперь боится возвращаться. Посредством обращения на сайт существует возможность узнать, есть ли в отношении тебя административное или уголовное преследование.
Тамара Вятская:
— Когда я работала на радио «Минская волна», у нас выступал многодетный отец, который хотел стать депутатом. После 2020 года ему здесь показалось неуютно, и он, забрав семью, отправился в Польшу. Теперь читаю его скорбные посты на Facebook о том, как ему плохо, как там нашим приходится пахать, и хочется написать: «Зачем ты уехал? Что делаешь за границей со своей многодетной семьей? Возвращайся. Паши здесь, и все у тебя будет!» Почему-то людям кажется, что они уедут — и там им начнут постоянно капать какие-то деньги только за то, что они покинули родную страну.
Кирилл Казаков:
— Догадываюсь, о ком ты говоришь. Он работает в Польше таксистом и описывает свои ежедневные поездки.
Тамара Вятская:
— Нет, это не тот. Но неважно, там неприкаянных сейчас много.
Кирилл Казаков:
— Сколько же людям можно объяснять: не путайте туризм с эмиграцией!
В эфире «Радио-Минск»
Алена Родовская:
— 1 марта «Радио-Минск» исполнилось 19 лет. Давайте поговорим о том, как оно изменилось, и в целом об облике современного радио. Вот сейчас мы с вами находимся в студии, но наша беседа транслируется не только в эфире FM, но и, например, на YouTube — то есть нас и слышат, и видят. Скажу честно: еще пять лет назад я была против того, чтобы радио визуализировалось. Помню студенческие ощущения, первые рабочие годы. Радио являлось таинством, когда каждый слушатель представлял свой образ ведущего по его голосу. Сейчас мир изменился, и мы должны быть представлены во всех социальных сетях и на различных площадках.
Дмитрий Партон:
— Использовать разные медийные площадки очень важно. Ведь, например, тот, кто смотрит TikTok, может не слушать радио, а тот, кто читает газету «Вечерний Минск», не просматривать Instagram. Когда мы размещаем контент на всех возможных площадках, удается достучаться до разной аудитории.
Алена Родовская:
— Я заметила, что ведущие на радио уютно чувствуют себя в студии и редко стремятся на телевидение. Телевизионщики же, наоборот, охотно идут в радиоэфир, стремясь успеть и там, и там.
Кирилл Казаков:
— Когда Тамара Вятская бегает по городу и каждый день делает репортажи, я не скажу, что она стремится сидеть в студии. Для человека с репортерской жилкой неважно, снимают его или нет.
Тамара Вятская:
— Я считаю, что это и есть квинтэссенция радио, его суть — репортажи с места событий. Когда я пришла работать на «Радио-Минск», была удивлена, что их здесь нет. Сегодня есть. Мероприятие еще идет, а я уже включаюсь и рассказываю о нем в эфире. Таким образом слушатель «Радио-Минск» становится как бы соучастником происходящих в городе событий. Мой личный рекорд — 110 репортажей за месяц.
Дмитрий Партон:
— Вот вам и ответ на вопрос о том, какое сейчас «Радио-Минск». Оно получило мощный приток информации с мест, репортажности. Стало более разговорным, информационным. Важная часть эфиров — взаимодействие со слушателем и зрителем. У нас много проектов, имеющих такое интерактивное содержание. Например, «Говорит и показывает Минск», «Задайте вопрос столичным властям»… Хочу обратить внимание на еще одну тенденцию: на радио возрождается авторство. Было время, лет 15–20 назад, когда даже некоторые газеты выходили без подписи журналиста. Почему-то считалось, что автор неважен.
Тамара Вятская:
— Кое-где и сейчас это есть. Например, под материалом стоит подпись «корреспондент БЕЛТА». Хотя я знаю, что это написала Света Сухарко. Мне это не нравится.
Дмитрий Партон:
— На «Радио-Минск» много авторов, и сегодня слушатель начинает узнавать их по голосам.
Кирилл Казаков:
— В телевизионном формате авторская журналистика возродилась на СТВ, поэтому тема мне близка и понятна. Авторство, безусловно, должно быть, это важно. Сейчас огромный поток информации, и она почти вся дублируется. Например, в день я просматриваю около 30 Telegram-каналов. Прокручиваю ленту повторяющейся информации, и глаз замыливается. Однако автор способен подать эту информацию по-особому, и я ее запомню, она оставит след. Так же и на радио. Можно бесконечно щелкать кнопки — новости похожие, музыка тоже… И вдруг ухо цепляется за авторскую подачу, за знакомый голос: «О, это Тома Вятская!» И начинаешь слушать эфир…