Бабуля-талисман и хаски-потеряшка. Сотрудники оперативной службы рассказали о своих рабочих буднях
В каждом столичном РУВД есть оперативно-дежурная служба – этакий «центр управления полетами». Порой от сотрудников этого подразделения напрямую зависит, удастся ли раскрыть преступление по горячим следам или задержать правонарушителя, поэтому здесь служат только опытные милиционеры. Об их трудовых буднях – в репортаже корреспондента агентства «Минск-Новости».
Когда на линию «102» поступает вызов, на экране монитора оператора уже высвечивается номер абонента. Пока сотрудник общается с заявителем, он регистрирует информацию в специальной электронной карточке, указывая его данные, адрес, где случилось происшествие, кратко описывает обстоятельства и отправляет ее в территориальное подразделение милиции. Там эту информацию принимает сотрудник оперативно-дежурной службы.
В сутки в ОДС Партизанского РУВД в среднем поступает более сотни таких вызовов. И это без учета того, что некоторые граждане напрямую звонят в оперативно-дежурную службу райуправления.
– Больше всего вызовов милиции приходится на вечер пятницы, выходные и праздничные дни, – рассказывает старший инспектор дежурный ОДС Партизанского РУВД Сергей Шишко. – Обеспечивать в районе порядок нам помогают военнослужащие внутренних войск, сотрудники отдела Департамента охраны и ОМОН ГУВД Мингорисполкома.
В летнее время граждане любят отдыхать на свежем воздухе и нередко с алкоголем. Успокаивать шумные компании, подогретые спиртосодержащей продукцией, милиционерам приходится довольно часто.
Иногда поступают сообщения, которые совсем не относятся к компетенции милиции. Например, один гражданин недавно сообщил, что под капотом припаркованной во дворе машины мяукает кошка – мало ли водитель не заметит этого, сядет за руль и поедет – тогда жизнь усатой-полосатой может трагически оборваться. В помощи не отказали: по базе дежурный установил владельца авто, связался с ним и сообщил о случившемся. После заявитель позвонил поблагодарить офицера, а заодно радостно сообщил, что животинку спасли.
– Есть те, кто звонит нам регулярно. Чаще всего это люди с какими-то психическими особенностями – весной и осенью у них наступает обострение. Номера телефонов таких граждан мы уже наизусть знаем, – продолжает капитан милиции С. Шишко. – Также есть и «профессиональные» заявители – например, бывшие супруги, которые не могут ужиться друг с другом под одной крышей. Такие и в законодательстве разбираются (только зачастую трактуют его исключительно в свою пользу), а иногда даже встречают приехавший наряд уже с заранее написанным заявлением.
А когда РУВД находилось в старом здании, практически каждое утро к нам приходила пенсионерка и желала спокойной смены. Мы даже шутили: если бабуля не нанесла визит, то дежурные сутки будут весьма напряженными.
Пока мы общались с офицером, сообщения шли одно за другим. Старшему оперативному дежурному приходилось одновременно слушать, писать, смотреть на карту дислокации нарядов, принимать решения, направлять наряды. Благо, ОДС оборудована системой GPS-навигации. На большом интерактивном экране он видит место совершения правонарушения, а также где находятся патрульные или служебные автомобили. Таким образом, у него есть возможность сообщить информацию конкретному сотруднику, обеспечить оперативное реагирование по каждому вызову.
А они порой бывают весьма странные. Так, очевидцы сообщили, что женщина спускается по связанным простыням с третьего этажа. Дежурный незамедлительно направил туда наряд – мало ли гражданке требуется помощь. Оказалось, 33-летняя глухонемая жительница Гродно приехала в столицу погостить к своему приятелю. Ее приезд хорошенько отметили, и хозяин квартиры отправился в ближайший маркет за добавкой, но задержался. Захмелевшая особа, оказавшись запертой в чужой квартире, рискуя своей жизнью и здоровьем, решила таким вот образом покинуть жилище.
К моменту приезда наряда вернулся хозяин квартиры со своей знакомой (оба тоже инвалиды по слуху), которые, не разобравшись в ситуации, набросились на правоохранителей, повредили одному из них форменное обмундирование, пытались колотить руками и ногами по служебной машине. Теперь они стали фигурантами уголовного дела за сопротивление сотрудникам милиции.
В ОДС есть четыре камеры для задержанных, оборудованные системами видеонаблюдения. Дежурные в режиме реального времени видят все, что в них происходит. Две из этих камер занимали те самые глухонемые драчуны, а по третьей из угла в угол наматывал километраж молодой человек, которого задержали с поличным, когда тот делал закладки психотропов. Чуть позже дверь камеры захлопнулась и за весьма миловидной особой – ее также подозревают в незаконном обороте дурмана.
К старшему оперативному дежурному обратились за помощью контролеры: пойманный «заяц» наотрез отказывался назвать свои ФИО для составления административного протокола. Офицер помог им установить личные данные правонарушителя.
– По заявлению о совершенном преступлении наряд должен прибыть по адресу не позднее 10 минут, о правонарушении – не более 30 минут. По сообщению по линии ГАИ, если нет пострадавших, милиционеры приедут в течение часа, – рассказывает начальник ОДС Партизанского РУВД подполковник милиции Олег Зощик. – Что касается преступлений, то чаще всего заявляют о совершении краж, каких-либо телесных повреждениях, хулиганствах, распространении наркотиков.
Много примеров, когда благодаря грамотным действиям сотрудников ОДС злодеяния раскрывали по горячим следам. Так, например, недавно гражданин заявил, что неоднократно судимый мужчина, временно проживавший у него, похитил деньги и ключи от автомобиля, на котором уехал в неизвестном направлении. Выяснилось также, что он ранее уже похищал деньги у его родственников. Дежурный грамотно организовал поиски злоумышленника. Сперва нашли угнанную машину, а после по приметам задержали и самого нечистого на руку гражданина, который ехал в троллейбусе. Сейчас в отношении мужчины возбуждено уголовное дело.
По словам О. Зощика, в последнее время в ОДС обращаются много бдительных граждан, которые приносят найденные вещи – банковские карты, документы, кошельки, сумки. А одна девушка однажды привела в РУВД потерявшуюся хаски.
– Найденное имущество обязательно регистрируем, записываем данные человека, который его принес, а после стараемся установить личность владельца, – отмечает руководитель. – Пока ведутся поиски, такие вещи хранятся в райуправлении. Есть даже специальная база данных, где их регистрируют.
Что касается случая с собакой, хаски тогда под расписку оставили гражданке, которая и привела ее в милицию, ведь оставить животное в райуправлении было нельзя. Но хозяин питомца вскоре объявился и ему вернули потеряшку.
Фото автора
Смотрите также: