Белорусские беспилотники успешно покоряют воздушное пространство*
Когда корреспондент агентства «Минск-Новости» пришел на территорию Научно-производственного центра многофункциональных беспилотных комплексов Национальной академии наук, на площадке возле производственного корпуса проходили очередные испытания летательного аппарата нового типа. Сотрудники тестировали работу двигателя в условиях морозной погоды. На дворе было –20 °С.
Под гул мотора, доносившийся с места испытаний, я и беседовал с директором центра кандидатом технических наук Юрием Яцыной.
— Беспилотник конкретно этого комплекса имеет массу до 310 кг (с подвесными топливными баками), может обследовать земную поверхность на расстоянии до 290 км от пункта управления, — пояснил Юрий Францевич. — Высота полета — до 4 км, скорость — до 120 км/ч. Аппарат предназначен для ведения разведки и обнаружения разнообразных объектов на земной поверхности в светлое и темное время суток, выявления чрезвычайных ситуаций и контроля их развития, оценки состояния территорий, где проходят нефте- и газопроводы, борьбы с браконьерством, контроля государственной границы, мониторинга сельхозугодий, уровня радиационного заражения местности и других целей.
Юрий Францевич также отметил, что линейка изделий, выпускаемых предприятием, весьма разнообразна. Например, для «Буревестника», свидетелем испытаний которого я стал, требуется взлетно-посадочная полоса. Однако здесь серийно производят и небольшие аппараты, которые запускаются с руки, а приземляются на парашюте. Созданы и беспилотные дирижабли для экологического мониторинга. Причем всю эту продукцию делают исключительно под заказ с возможностью ее модернизации под специфические требования заказчиков. При поставке изделий обеспечивается обучение операторов, выполняются техническая поддержка, все виды ремонта и гарантийного обслуживания.
С учетом острой конкуренции на мировом рынке предприятие стремится сосредоточить на своей базе производство не только летательных аппаратов, но и их основных элементов, а также наземной части беспилотных комплексов. В НПЦ создают специальные оптические системы, наземные пункты управления, автопилоты, тренажеры для подготовки операторов и другое оборудование. Коллектив регулярно принимает участие в международных выставках, причем успешно. Так, на крупнейшей выставке, состоявшейся в ОАЭ, где демонстрировалась техника из 34 стран, для показа официальным делегациям были отобраны три летательных аппарата — из США, Австрии и Беларуси. Наш «Бусел М40» произвел там наилучшее впечатление.
— К сожалению, в последнее время заказов как из Беларуси, так и из-за рубежа поступает значительно больше, чем мы можем выполнить, — отметил собеседник.
— Как решить эту проблему?
— История нашего НПЦ — это история развития, а также своевременно принятых решений, — сказал Юрий Яцына. — Белорусские беспилотники появились на рынке относительно недавно, в 2013 г.. За несколько лет до этого в Физико-техническом институте Академии наук был создан специальный научно-производственный центр. Пять лет назад он преобразован в наше предприятие. Оно получило необходимые производственные площади и финансирование. А теперь, чтобы и дальше идти в ногу со временем, нужно сделать следующий шаг. В настоящее время Академия наук реализует государственный инновационный проект — полностью перестраиваются производственные площади НПЦ, изменяется сама структура производства, поступает новое оборудование. По мнению компетентных экспертов, объем мировых затрат на разработку, производство и закупку беспилотных авиационных комплексов к 2035 г. достигнет в финансовом выражении порядка 200 млрд долларов, и на этом активно растущем рынке Беларусь должна занять достойное место.
Фото автора и предоставлены предприятием
*На правах рекламы