Белорусские летчики впервые посадили боевой самолет на шоссе в темное время суток
В рамках летно-тактических учений белорусские летчики впервые отработали посадку авиации на аэродромный автомобильный участок дороги (АУД) в темное время суток.
Как передает корреспондент агентства «Минск-Новости», в маневрах были задействованы самолеты МиГ-29 из состава 61-й истребительной авиационной базы, Як-130 и Су-25 из состава 116-й гвардейской штурмовой авиационной базы.
Выполнение посадки на шоссе считается довольно сложным элементом боевой подготовки, поскольку автомобильный участок дороги не оборудован системой навигации и посадки, как аэродром. И летчики здесь демонстрируют высочайшее мастерство.
Современные боевые самолеты не посадишь в чистом поле. Для этого требуются соответствующие условия и тщательная подготовка многих служб.
Ф
Поскольку посадка самолетов на АУД выполнялась в темное время суток, на личный состав подразделений войск связи возлагались нелегкие задачи по оборудованию взлетно-посадочной полосы светотехническими средствами аналогично стационарному аэродрому. Подразделения радиотехнических войск вели радиолокационный контроль полетов авиации по заданным маршрутам.
Прикрытие участка дороги с воздуха осуществляли вертолеты Ми-24, на земле — подразделения сил специальных операций.
— Военный самолет не может сесть на обычную дорогу, — рассказал заместитель командира 83-го отдельного инженерно-аэродромного полка подполковник Александр Талерчик. — Протяженность такого участка должна быть не менее 3.000 метров с запасом для разгона и торможения. Дорожное полотно должно быть прочным. К тому же эта дорога (ее ширина составляет 21 метр) в два раза ýже взлетно-посадочной полосы.
Летчики выполняли весьма необычную задачу. Военные, которые наблюдали за приготовлениями к посадкам, облегченно вздохнули после того, как первые два Як-130 коснулись земли.
Где-то вдали самолеты уже ждали для дозаправки и подготовки к взлетам.
Вслед за «Яками» шоссейную взлетно-посадочную полосу опробовали «МиГи», а потом и Су-25.
— Утром наша авиация выполнила на учебном авиационном полигоне в Ружанах бомбометание, пуски управляемых и неуправляемых ракет, — рассказал в перерыве между полетами командующий ВВС и войсками ПВО генерал-майор Олег Двигалев. — По замыслу учений основной аэродром подвергся бомбовому удару. Временно выведен из строя и запасной аэродром. Поэтому было решено совершить посадку на АУД.
Из шести летчиков пять выполняли приземление на автодорогу впервые. Результатами работы пилотов Олег Двигалев остался доволен. Все показали высочайшие мастерство и навыки в непростых условиях.
— По имеющейся информации, посадка Як-130 на АУД осуществлялась впервые, — отметил региональный директор по России и странам СНГ корпорации «Иркут» Игорь Клименко. — Я очень рад, что именно эти самолеты, поставленные нами в Республику Беларусь, находятся в руках летчиков-профессионалов.
Уже стемнело. Нам предстояло стать свидетелями очередного, еще более волнующего действа — посадки штурмовика Су-25 в темноте, лишь при свете огней.
По словам Олега Двигалева, во времена Советского Союза такие действия летчики отрабатывали. Причем сажали ночью самолеты не только на АУД, но и в зимнее время на ледяное покрытие озер. Все это делается для формирования у летчиков воли и характера, способности выжить и сохранить авиационную технику в сложных условиях.
И вновь наши летчики не подвели. Су-25 с кажущейся легкостью приземлился на шоссе, а вскоре мы уже беседовали с героями дня.
— Посадка на АУД в ночных условиях — задача непростая, — рассказал заместитель командующего ВВС и войсками ПВО — начальник авиации полковник Александр Карев. — Но при определенной натренированности, регулярном выполнении полетов выполнимая. Ночью из кабины самолета дорога кажется очень узкой. Кроме огней не видно ничего вокруг. В таких условиях визуально определить расстояние довольно трудно. Как, например, когда ты смотришь в небо на звезду и на летящий самолет и не можешь понять, какой объект ближе, а какой дальше.
— Полет был сложным, — продолжил командир 116-й гвардейской штурмовой авиационной базы гвардии полковник Андрей Рачков. — Но я уверен, что наши летчики и впредь будут выполнять любые задачи.
В завершение министр обороны Республики Беларусь генерал-лейтенант Андрей Равков высоко оценил действия летчиков. Работа по повышению мастерства летного состава продолжается.
Справочно
В ВВС и войсках ПВО Республики Беларусь использование участков автомобильных дорог в качестве запасных аэродромов начали отрабатывать в 2007 году. Тогда впервые совершили посадку на шоссе два самолета-штурмовика Су-25УБ. Летом того же года экстремальное приземление совершили уже истребители МиГ-29 и Су-27.
Фото Тамары Хамицевич