Белорусы жалуются на торговые сети за непрозрачное использование персональных данных
Анализ поступающих в Национальный центр защиты персональных данных (ЦПД) обращений и жалоб показал, что сфера ритейла входит в топ-3 наиболее проблемных. Такая информация прозвучала на заседании круглого стола с участием специалистов Центра и представителей крупных торговых сетей белорусского рынка. Об этом корреспонденту агентства «Минск-Новости» сообщили в пресс-службе ЦПД.
Среди приглашенных – члены Белорусского республиканского союза потребительских обществ и Ассоциации розничных сетей, а также представители компаний «ПАТИО», «Евроторг», «ГИППО ЛТД», «ДПМ», «ЭРНИС».
Участники встречи обсудили практику применения Закона «О защите персональных данных», проблемные вопросы и типичные нарушения законодательства о персональных данных в сфере торговли, выявленные Центром во время плановых и внеплановых проверок.
Основаниями назначения проверок в организациях торговли в 2022 г. стали жалобы субъектов персональных данных, ненаправление уведомления об утечке персональных данных, грубое игнорирование требований закона.
В частности, отдельно рассмотрены вопросы, когда с клиентов берется согласие на обработку персональных данных. Эксперты Центра отметили, что зачастую механизм получения согласия на сбор и использование такой информации от потребителей непрозрачный. Клиенты не всегда понимают для чего их данные собираются оператором. К примеру, когда при участии в программе лояльности запрашивается значительный объем личных данных.
Участникам круглого стола напомнили, что для обеспечения юридически действительного характера согласие должно быть свободным, информированным и однозначным.
Директор Центра Андрей Гаев отметил, что в сфере торговли и услуг обрабатывается огромный массив персональных данных. Их оборот прочно связан с бизнес-процессами, и в данном случае крайне важен баланс соблюдения интересов граждан, которые приходят в торговую сеть за товаром или услугой, и интересов оператора в развитии торговой сети и продвижении на рынке.
Обработка личных данных клиентов должна быть соразмерна заявленным целям. Недопустимо недобросовестное поведение на потребительском рынке, в том числе выражающееся в принудительном или необоснованном сборе персональных данных потребителей. Так, в частности, к руководству Центра в рамках состоявшегося на текущей неделе личного приема обратилась гражданка, которая рассказала, что для получения карты лояльности в одной из торговых сетей у нее потребовали идентификационный номер.
Организации торговли имеют целый ряд обязанностей по защите персональных данных как покупателей, так и сотрудников, учредителей, поставщиков. Особый порядок и специфику имеет онлайн-торговля, реклама товаров. Во всех случаях важно неукоснительно соблюдать требования законодательства о персональных данных.
Отдельно участники круглого стола остановились на актуальных вопросах технической защиты информации используемых информационных ресурсов и систем, что в свою очередь — одна из обязательных мер по защите персональных данных.
Наряду с реализацией программ повышения квалификации Центр планирует открытие новой специальности переподготовки на базе Института информационных технологий БГУИР «Защита персональных данных» на уровне высшего образования. Окончившие курсы получат квалификацию «специалист по безопасности данных».
Смотрите также: