«Безымянная звезда». Роман Вертинской и Козакова, 20 лет в ожидании съемок, факты о работе над лентой
Гибель автора, 20 лет в ожидании съемок, роман Вертинской и Козакова. Подробности о работе над фильмом «Безымянная звезда» – в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
О чем кино
Столичную девушку Мону, которая два раза в день заказывала ванну с лавандой с температурой воды 36,6 °C — ни больше, ни меньше, — вдруг высаживают из поезда за безбилетный проезд. Она оказывается на перроне провинциального вокзала. Предоставить ей ночлег вызывается молодой мечтательный учитель астрономии Марин, в доме которого избалованная Мона начинает смотреть на мир по-другому.
Трагический случай
Пьеса «Звезда без имени», по мотивам которой снят фильм, была написана в 1942 году румынским драматургом Михаилом Себастьяном. Поскольку Румыния во время Второй мировой до августа 1944-го воевала на стороне гитлеровской коалиции, писателю еврейской национальности в Бухаресте жилось несладко. Из-за новых антисемитских законов его из собственной квартиры переселили в трущобы. Но он продолжал писать. Вел дневник «Журнал, 1935–1944: годы фашизма».
Но произведение об учителе астрономии и избалованной Моне стало самой известной его работой. В возрасте 37 лет, в 1945 году, на городской улице писателя насмерть припечатал к стене грузовик Красной армии, за рулем которого находился пьяный солдат. По мистической версии, к роковой стене был прикреплен стенд с афишами спектакля по его пьесе. Ее незадолго до трагедии разрешили поставить в освобожденном Бухаресте.
Когда в 1956 году Георгий Товстоногов стал главным режиссером ленинградского БДТ, город из-за прежних провалов относился к этому театру скептически. Собрать полный зал было сложно. Поэтому пришлось временно отказаться от постановки произведений Шекспира, Достоевского, а взять, как Товстоногов считал, легкую мелодраму на потребу зрителя. Выбрали «Звезду без имени». План сработал! Постановка пользовалась популярностью — зрители начали посещать и другие.
Еще в период репетиций пьесы московский актер Михаил Козаков поехал в Гагры, где отдыхала ленинградская актриса Нина Ольхина, игравшая в спектакле главную роль. Она предложила ему прочесть произведение. Михаил сразу в него влюбился. А потом, приехав в город на Неве, он посмотрел спектакль. Мысль о том, что пьесу нужно экранизировать, не покидала Козакова.
Сначала он вынашивал идею телеспектакля, но ее пришлось отложить из-за рутины. И только через 10 лет, в конце 1960-х, по просьбе Козакова драматург и киносценарист Александр Хмелик написал сценарий на основе пьесы. Он ввел новых персонажей, например жену начальника станции, судью. Более четко прописал линию влюбленности мадемуазель Куку в учителя Марина Мирою. Придумал историю о том, что жители всего провинциального городка приходят поглазеть на проносящийся мимо столичный дизель-электропоезд. В пьесе в этом действе участвуют лишь несколько зевак.
Так случилось, что, когда телеспектакль уже собирались снимать на Центральном телевидении, туда пришел новый руководитель Сергей Лапин. Ему нужно было продемонстрировать свою бдительность. Во встрече проезжающего столичного поезда всем городом он усмотрел намек на поклонение красивой западной жизни. Сделал еще десяток замечаний и запретил съемки.
Лишь спустя восемь лет главный редактор Свердловской киностудии Геннадий Бокарев по достоинству оценил сценарий и предложил снять не телеспектакль, а полнометражную ленту на базе «Ленфильма» за счет свердловского кинобюджета.
Планы менялись
Когда Козаков мечтал о постановке, видел в роли учителя Марина Мирою Олега Даля. Но прошли годы, в актере словно испарилась мечтательность. Он стал более мрачным, что совершенно не совпадало с образом романтика.
Игорь Костолевский был известен по фильму «Звезда пленительного счастья» (1975) и с удовольствием принял предложение воплотить на экране наивного астронома.
С Анастасией Вертинской Козаков был знаком со времен совместной работы над лентой «Человек-амфибия» (1961). В роли Моны он видел только ее. Хотя пробовалась еще одна актриса — Марина Неелова. Но она откровенно сказала, что не может понять мотивацию избалованной женщины, влюбившейся в нищего провинциала. Вертинской же удалось сыграть смену настроений, быть на экране то простодушной, то мудрой и проницательной.
Светлана Крючкова дружила с режиссером. Сыграть блюстительницу морали мадмуазель Куку он никому другому не предлагал.
А вот учителя, мистера Удря, друга главного героя, должен был сыграть наш земляк Зиновий Гердт, но захворал. Забавно, что роль предложили другому нашему соотечественнику, уроженцу Витебска Григорию Лямпе. Кстати, актер до 40 лет работал в разъездном театре, жил в гримерных и только в середине 1960-х был принят в труппу Театра на Малой Бронной, сделал карьеру.
Покорили Румынию
К работе команда подошла очень креативно и сделала кино всего за два месяца, что по тем временам нонсенс. Секрет в том, что все декорации — интерьер дома учителя, сад, балкон с телескопом — были выстроены в павильоне «Ленфильма». Группе почти не пришлось менять локации. Все события происходят с двумя главными действующими лицами. К тому же оператор выставил мощную линейку световых приборов, поэтому ощущение, что дом залит солнцем, не оставляет ни на секунду.
Здание вокзала, мимо которого проносится дизель-электропоезд Бухарест — Синая, нашли в Шувалово Ленинградской области. Трасса вдоль морского побережья, по которой Григ едет за Моной на своей шикарной машине, — шоссе Солнечное — Зеленогорск. Оно тянется вдоль берега Финского залива, который в кадре сложно отличить от моря.
Брата Моны, а на деле любовника, предлагали сыграть Родиону Нахапетову, Леониду Филатову. В итоге персонажа режиссер взял на себя. И вовсе не случайно. Несложно заметить, как искренне он ревнует девушку в кадре, но старается не подавать вида. Понятно, что она небезразлична ему. По признаниям самого актера и других очевидцев, во время работы над лентой между Козаковым и Вертинской вспыхнул роман. Вернее, Михаил Михайлович давно добивался внимания холодной красавицы, но только в конце 1970-х она ответила на его чувства. Поэтому их словесная пикировка на экране вполне искренна.
Как рассказывал исполнитель роли начальника вокзала Михаил Светин, Козаков любил Вертинскую, от этого и нерв в картине сумасшедший получился. Но до женитьбы их отношения так и не дошли, вскоре после съемок они расстались.
17 февраля 1979 года по Первой программе ЦТ состоялась телепремьера. А до этого ленту показали в Доме кино.
Интересно, что в Румынии советский фильм пользовался бешеной популярностью, а Костолевский стал там знаменитостью. В то же время румынско-французская экранизация 1965 года с Мариной Влади в роли Моны на родине Михаила Себастьяна осталась незамеченной.
Еще материалы рубрики:
«Мужики!..»: почему после просмотра фильма прослезилась вся страна, включая Брежнева
В фильме «Королевство кривых зеркал» советские зрители по мере взросления видели новые смыслы
Образ бессовестной барышни нашел отклик не только у зрителей в СССР. О фильме «Чужие письма»
За что Никита Михалков на съемках фильма «Родня» прилюдно оскорбил актрису Нонну Мордюкову