Образ бессовестной барышни нашел отклик не только у зрителей в СССР. О фильме «Чужие письма»
Фильм «Чужие письма» о циничной и бесцеремонной школьнице оценили не только в СССР. Его отметили призами в Греции и Италии, а также организовали международный прокат. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
О чем кино
В картине рассказывается история девочки-подростка Зины, которая с легкостью играет жизнями людей и почти ломает судьбу своей учительнице Вере Ивановне. При этом героиня всегда абсолютно уверена в собственной правоте.
Семейный подряд

Наталья Рязанцева
Сценарист Наталья Рязанцева была знаменита в среде шестидесятников. Ее называли Бергманом в юбке, как мастера камерных драм. Именно Рязанцева написала сценарий фильма Марлена Хуциева «Мне двадцать лет» (1964), ставшего своеобразным символом поколения.
В 1970-е снималось много картин о школьниках. Что интересно, сюжеты многих излагались с точки зрения детей и подростков. В них всегда присутствовала мораль, они заставляли задуматься.
В 1973 году киностудия «Ленфильм» заказала Наталье Борисовне очередную такую историю. Кино должно было получиться о молодой учительнице, которая поехала с классом в Москву и заодно планировала встретиться в столице с возлюбленным, однако свидание не состоялось.
Структура сюжета у автора не складывалась. В материале изначально не был заложен отрицательный персонаж. Тогда Рязанцева придумала наглую, бесцеремонную школьницу Зину Бегункову. Как вспоминала литератор, едва этот персонаж появился, он сразу ожил и заговорил на бумаге. Было ясно, как поступит бесстыжая героиня в той или иной ситуации. В сценарии выведен не классический конфликт взрослых и подростков, а столкновение циничной представительницы нового поколения с интеллигентной молодой учительницей, воспитанной на литературе XIX века, которая даже не может найти слов, чтобы объяснить ученице, что читать чужие письма неприлично. Без зазрения совести Зина думает, что если письмо лежит на виду, то его специально оставили для любопытных.

Илья Авербах
В самой литературной основе было много деталей, заложенных неслучайно. Например, Бегункова раскрывает штору и задергивает портрет Ахматовой, нивелируя ценности педагога. В общем, сценарист создала девочку-монстра, которому чужды сочувствие и эмпатия. Кому она могла предложить свое провокационное новаторское произведение? Конечно же собственному мужу, режиссеру Илье Авербаху. Он расценил материал как манифест о гибели русской интеллигенции, разрыве связи времен и решил снимать кино о засилье в обществе бесстыжих бегунковых.
Отвергли Боярского
По задумке, нахрапистая главная героиня должна обладать обманчивой прелестной внешностью. Поэтому сначала на главную роль утвердили нашу землячку Ирину Мазуркевич. Но сомнения оставались. Миловидная внешность у актрисы имелась, однако внутреннего стержня не чувствовалось. И тогда одна из опытных ассистентов режиссера посоветовала посмотреть студентку Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии Светлану Смирнову. Когда постановщик увидел ангельское личико и жесткий холодный взгляд, он даже не стал проводить кинопробы, утвердив начинающую актрису. Перед Мазуркевич извинились помощники.
То, что роль учительницы Веры Ивановны предложат Ирине Купченко, никто не сомневался. Она укрепилась в сознании зрителей как барышня из прошлого столетия после фильмов Андрея Кончаловского «Дворянское гнездо» (1969) и «Дядя Ваня» (1970).

Майя Булгакова
В выборе актеров чувствовалось влияние Натальи Рязанцевой. Майя Булгакова, сыгравшая мать Бегунковой, и Зинаида Шарко, ставшая завучем на экране, ранее снимались во многих лентах по ее сценариям.
На роль возлюбленного Веры Ивановны, художника Игоря, долго искали актера, но потом решили пригласить настоящего живописца, тонкого и ранимого Сергея Коваленкова. Поскольку интонационно окрашивать текст он не мог, озвучил героя Михаил Боярский. Сперва актер сам должен был сыграть роль бывшего летчика Жени, в которого влюбляется Зина, однако в последний момент его заменили Олегом Янковским. Кстати, в сцене с ним произошла забавная случайность. Когда на берегу реки герой Янковского ставил хамку Бегункову на место, и она, рыдая, опускалась в воду, откуда ни возьмись появилось стадо коров, которое прошло перед камерой, мыча и размахивая хвостами. Зина на этом фоне смотрелась еще более нелепо, что и нужно было постановщику. Кадр оставили без изменений. Недаром говорили: советская кинопленка не держала насыщенный цвет, но удерживала глубину режиссерской мысли!
Отпрыски знаменитости
Фильм начали снимать в Калуге весной 1974 года. В апреле всё начинало расцветать. Заявленную в сценарии позднюю осень зафиксировать было невозможно, поэтому взяли паузу и вернулись к процессу в сентябре.
Одноклассников Зины сначала набрали из числа первокурсников театральных вузов. Потом изменили решение: взяли обычных калужских школьников.
В съемочной группе дебютировали в кино братья Владимир и Дмитрий Светозаровы, сыновья знаменитого кинорежиссера, коренного минчанина Иосифа Хейфица. Дмитрий начинал ассистентом режиссера, он же занимался организацией массовки. В одной из сцен требовалось собрать на вокзале более 1 000 человек. Светозаров подал объявление в местную газету, но никто не пришел. Потом ему объяснили: Калуга входит в сектор городов 101-го километра. Там оседали бывшие заключенные, которым запрещен въезд в столицу. Туда же свозили неблагонадежных по любым административным поводам граждан. Они составляли немалую часть населения Калуги, газет не читали.
В сцене свадьбы, где снова понадобилась массовка, Дмитрий действовал уже более решительно: зашел в ресторан, где праздновали день рождения семьи, подошел к микрофону и предложил всем переместиться на съемочную площадку. Разгоряченные спиртным гости с радостью согласились и приняли участие в съемках ленты.
Второй брат, Владимир Светозаров, работал художником-постановщиком картины. Он придумал, что и обои в доме, и костюмы героини Купченко должны быть в бледно-голубых тонах, а одежда Зины — яркой, кричащей. Это подчеркнуло их характеры.
На удивление замечаний по готовому фильму почти не сделали. Только сказали, что нет реакции педагогического сообщества в школе. Поэтому пришлось доснять сцену разговора трех учительниц старшего возраста.
В одном из последних эпизодов, где Зина в очередной раз пытается указать место своей учительнице, Вера Ивановна нарушает свои принципы и дает бесстыжей звонкую пощечину. По воспоминаниям писателя Дмитрия Быкова, который смотрел кино во время прохождения службы в армии, в этот момент в зале на всех сеансах раздавались продолжительные аплодисменты!
Образ бессовестной барышни нашел отклик не только у зрителей в СССР. Ленте присуждали призы на кинофестивалях в Греции, Италии и, конечно, на отечественных кинофорумах.
Еще материалы рубрики:
За что Никита Михалков на съемках фильма «Родня» прилюдно оскорбил актрису Нонну Мордюкову
«Летят журавли». Идея снять этот легендарный фильм появилась благодаря череде случайностей
Почему Гурченко едва не погибла во время съемок фильма «Моя морячка» в Московском цирке