«Летят журавли». Идея снять этот легендарный фильм появилась благодаря череде случайностей
Идея снять легендарный советский фильм «Летят журавли» появилась благодаря череде случайностей. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
О чем кино
Фильм о людях, в чьи судьбы безжалостно вторглась война. Верность и предательство, попытка пережить испытания с честью, покаяние — всё, что довелось им пройти. В центре сюжета — трагическая история влюбленных, Бориса и Вероники.
Наплакался и запретил
Драматург Виктор Розов еще на фронте начал писать пьесу о войне, где есть лишения и драма, но нет боев. Произведение рассказывало о судьбах членов одной семьи, поэтому получило название «Семья Серебрийских». После тяжелого ранения и восстановления в госпитале в 1943 году Виктору дали отпуск. Он отправился к отцу в Кострому и там дописал задуманное. Перед тем как предложить пьесу для постановки, каждый советский драматург должен был отнести ее цензорам в Главное управление по делам литературы и издательств (Главлит). В Костроме тоже имелось отделение сурового ведомства. Туда Виктор и отправился со своим детищем, где оставил толстую папку на столе одного из работников. Через несколько дней ему позвонили, попросили прийти. Пожилой чиновник сказал: «Читал всю ночь. Плакал. Запрещаем». Шла война, и ставить спектакль, где герой погибает, а его любимая выходит замуж за человека, проделывающего махинации с белым билетом, сочли неуместным. Только в 1954 году в костромском театре всё же состоялась премьера.
А потом пьеса попала в руки к Олегу Ефремову. Он искал материал для первого спектакля, которым собирался открыть новый театр «Современник». Зная все риски, на всякий случай готовил две разные постановки: «Матросская тишина» по пьесе Александра Галича и «Семья Серебрийских» Виктора Розова. В итоге название изменили на «Вечно живые». Интуиция не подвела Олега Николаевича: «Матросскую тишину» действительно запретили, и 15 апреля 1956-го студия молодых актеров открылась пьесой Розова. В зале присутствовал кинорежиссер Михаил Калатозов. За год до этих событий Ефремов снялся в его ленте «Первый эшелон» и с тех пор приглашал Михаила Константиновича на свои постановки. Во время съемок «Первого эшелона» заболел постоянный оператор режиссера и на замену прислали Сергея Урусевского. Оба за короткий срок поняли, что их вкусы, мировоззрение, отношение к кадру полностью совпадают, и условились следующую ленту снимать вместе. Правда, ни один, ни второй не знал, какую именно. На примете не было сценария. На открытии «Современника», наблюдая в зрительном зале за сюжетом «Вечно живых», Калатозов понял: он хочет экранизировать именно эту историю. У Ефремова он попросил домашний адрес драматурга.
Виктор Розов жил в коммунальной квартире, расположенной в бывшем Зачатьевском монастыре. В коммуналку пришел импозантный человек в элегантной шляпе, дорогом костюме, тщательно начищенных ботинках. Одна из соседок жарила рыбу, спросила, кто ему нужен. Калатозов ответил. «Вот он, — указала соседка. — Варит суп из крапивы». Оба прошли в бывшую келью, которую занимал литератор. Постановщик поделился своей идеей, сказал, что просит написать сценарий по пьесе. Виктор Сергеевич признался, что не писал для кино, но может попробовать, представляя, что сидит в кинозале.
Увидели звезду
Татьяну Самойлову Калатозов увидел в картине «Мексиканец» (1955). Актриса после нее решила не сниматься в кино, а отдать себя театру. Режиссер же считал, что девушку неудачно сняли, не разглядели в ней главного.
Когда в зале выключился свет и все увидели ее кинопробы на роль Вероники, запечатленные Урусевским, сомнений не было: эта магическая актриса с бездонными глазами станет звездой.
Алексей Баталов уже успел стать известным актером благодаря картине «Дело Румянцева» (1955), где сыграл водителя, ложно обвиненного в преступлении. В качестве проб на роль Бориса с ним сняли одну из сцен. Через неделю перезвонили, сообщив, что он утвержден.
Образ Федора Ивановича, отца Бориса, должен был воплотить человек, который в жизни повидал многое. Выбор был очень точен. Василий Меркурьев, лесник из «Золушки», капитан Туча из «Небесного тихохода», — актер, никогда не проходивший мимо чужой беды.
Золото Канн
Фильм снимали в Москве. Много сцен запечатлели в павильонах «Мосфильма». Там выстроили легендарную лестницу трехэтажного дома, по которой бежит Борис. Оператор двигался за ним по лестничному пролету в специальном подъемнике. Этот эпизод изучают в операторских школах всего мира. Вообще, в том, что лента — общепризнанный шедевр, есть немалая заслуга Урусевского. Он ломал стереотипы, много снимал репортажной камерой. Например, сцену прогулки ночью 22 июня придумал директор «Мосфильма» Иван Пырьев, так как пьеса начиналась с того, что неизвестные москвичи в первый день войны, ничего не ведая, ранним утром идут на работу. «Надо начинать с действующих лиц», — сказал Пырьев. И тогда появился красивый романтический эпизод, встреча рассвета. Урусевский пытался добиться атмосферного идеала картинки. Целую неделю каждый день в 4 часа утра группа выезжала к Крымскому мосту в Москве, гримировали актеров, расставляли световые приборы, а потом оператор отменял сьемку, например, из-за недостатка или переизбытка облаков. Калатозов был согласен с ним. А еще в этой сцене, как и в других, немаловажную роль сыграла жизнеутверждающая музыка Моисея Вайнберга. В 1939 году композитор бежал из Варшавы от фашистов в Минск. Учился в Белорусской государственной консерватории.
Кинопроцесс не обошелся без травм. Алексей Баталов в эпизоде во фронтовом лесу упал прямо на обломанные острые ветки, торчавшие из воды, и сильно поранил лицо. Опасался, что на скулах останутся следы швов, но хирург оказался умелым: всё зажило без следов.
Накануне работы над фильмом Самойлова переболела туберкулезом. Благодаря пенициллину ее вылечили, но в эпизодах пробежек актриса задыхалась и несколько раз падала в обморок.
Поскольку в ленте много бытовых сцен, пусть и романтизированных, нет подвига, а образ главной героини противоречив, не все ожидали, что ленту ждет успех. А тут еще Хрущев назвал героиню Самойловой женщиной легкого поведения. И вообще мнения зрителей о картине разделились. В связи с этим копии фильма напечатали ограниченным тиражом.
Так совпало, что в Москве в дни съемок присутствовал французский документалист Клод Лелуш. Наблюдая за работой Калотозова и Урусевского, он принял решение перейти в художественное кино. А по возвращении в Париж убедил директора Каннского фестиваля включить фильм в программу. Картина получила «Золотую пальмовую ветвь», стала лидером французского кинопроката 1958 года. Зарубежная пресса написала сотни восторженных статей о фильме, а в СССР вышла лишь одна заметка в «Известиях» о победе в фестивале, без упоминания создателей.
Не сразу, но в СССР кино приняли все. Внимание к фильму нарастало постепенно. Так бывает только с вечными ценностями, к которым смело можно отнести эту великую картину.
Еще материалы рубрики:
Почему Гурченко едва не погибла во время съемок фильма «Моя морячка» в Московском цирке
«Вдовы». Благодаря этой ленте женщинам, не дождавшимся мужей с фронта, увеличили пенсию
«Следствие ведут ЗнаТоКи». Какие события вынудили актера Каневского остаться в этом проекте