«Вдовы». Благодаря этой ленте женщинам, не дождавшимся мужей с фронта, увеличили пенсию
Благодаря фильму «Вдовы» женщинам, не дождавшимся мужей с фронта, увеличили пенсию. Подробности – в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
О чем кино
Односельчанки Александра Матвеевна и Елизавета Егоровна потеряли в годы войны всех своих близких. Когда-то на окраине села они похоронили двух неизвестных солдат и 30 лет ходили к ним на могилу. Хранили залитую кровью фотографию, найденную у одного из погибших. Председатель колхоза предложил опубликовать снимок в газете. После этого к вдовам стали съезжаться люди, которые были уверены: на опубликованном снимке его близкий, пропавший без вести в годы войны.
Тревожный звонок
В 1965 году, накануне празднования 20-летия Победы, журналист Лев Аркадьев опубликовал в газете «Труд» статью о том, как две солдатские вдовы когда-то похоронили двух неизвестных бойцов и ухаживали за могилой. Очерк сопровождался снимком одного из погибших. В редакцию пришли сотни писем, в каждом из которых адресанты утверждали, что это именно их родственник.
Режиссер Сергей Микаэлян родился в 1923 году. Прошел всю войну, был единственным выжившим среди мобилизованных одноклассников.
Но вовсе не зацикливался на теме войны. Посудите сами: фильм «Влюблен по собственному желанию» – тоже его картина, которую постановщик снял по своему сценарию. Однако случай с очерком Аркадьева он запомнил и сразу понял: по мотивам этой истории можно снять кино. Даже начал писать литературную основу, но потом решил: тема ответственная, надо обратиться к профессионалам. К 1975 году сценарий довел до ума литератор с белорусскими корнями Валерий Фрид с соавтором Юлием Дунским, перенеся событие на 10 лет вперед.
На деле, задумывая фильм, режиссер хотел обратить внимание на целую социальную группу так называемых солдаток. Эти женщины прожили жизнь без жалоб и злобы за недостаточное к ним внимание государства, хотя многие бедствовали. Они не били себя кулаком в грудь, дескать, мы родных похоронили, погибших ради этой страны. А просто оставались скромными и честными.
За 30 лет с момента окончания войны солдатским вдовам не посвятили ни одной картины, где их история стала бы главной. Микаэлян решил это сделать. Ленту сначала назвал «День победы». Но ему запретили, сказав, что фильм, в котором все «за упокой», называть так нельзя. Это был лишь первый тревожный звоночек.
С ними Ленин
С самого начала постановщик искал хороших исполнительниц, но не звезд. Мы привыкли к тому, что актриса Национального академического театра имени Янки Купалы Галина Макарова в советском кино была постоянной экранной бабушкой. На деле до «Вдов» она снималась в коротких эпизодах. Роль Александры Матвеевны Громовой стала для народной артистки БССР, а позже СССР, первой главной в кино, хотя ей уже исполнилось 57 лет. После выхода ленты наработанный образ стали эксплуатировать из картины в картину.
Вторую вдову — Елизавету Егоровну Петюнину — сыграла Галина Скоробогатова, актриса Государственного академического Малого театра. Ранее она снималась в телеспектаклях. Кинематограф обошел ее стороной.
Откровенно говоря, роли второго плана в этом кино имели лишь техническое значение, хотя их исполнили некоторые известные актеры. Например, Борислав Брондуков сыграл однополчанина погибшего фронтовика.
Интересна судьба Юрия Каюрова, исполнившего роль военкома. Актер в первой своей картине «В начале века» (1961) на свою голову удачно сыграл Ленина. Потом до конца жизни появлялся в кадре только в образе Владимира Ильича (17 фильмов). Максимум, кого ему разрешали сыграть, это парторги или военачальники.
Запрет
Фильм снимали в 1975 году в Ленинградской области, так как картину создавали на базе киностудии «Ленфильм». Конечно же, обе исполнительницы главных ролей, будучи актрисами столичных театров, в обычной жизни пользовались косметикой и одевались со вкусом. Постановщик попросил обеих на время съемок ходить в одежде деревенских солдаток не только в кадре, но и ездить в ней на обеды в кафе, утром надевать ее в гостиничном номере и так приезжать на съемочную площадку. Нужно ведь было именитым актрисам обжиться в образах. В связи с этим случалось немало конфузов. Например, однажды их не пустили в заведение, где обедала съемочная группа, сказав, мол, бабушки, тут киношники едят, не позорьте нас. В другой раз локация была на площади, которую подметал дворник. Тот стал прогонять их, дескать, идите отсюда, сейчас столичные кинематографисты приедут.
Поскольку большинство сцен парные, процесс съемок не затягивался. Хотя есть в ленте и эпизоды с массовкой. Как рассказывали очевидцы, Микаэлян знал всех членов команды, включая участников массовки, по имени-отчеству. Так и обращался, что вызывало изумление, так как обычно постановщик не в курсе, как зовут сторонних людей, согласившихся постоять за 3 рубля на четвертом плане. Он понимал, что кино получается трогательным. Но по мере приближения к окончанию работы появилось предчувствие грядущих неприятностей. Начальство отсматривало готовые эпизоды, делало замечания. Например, когда к вдовам приехали гости, героиня Макаровой говорила, что в местном магазине ничего нет, не ходите. Заставили переснять сцену, заменив текст на «магазин далеко, в трех километрах». И вообще, история о женщинах, доживающих свой век, не дождавшись с фронта мужей, которым некому помочь в починке их избушки-развалюшки, все меньше и меньше нравилась руководству. Никакой критики в фильме не было. Только то, что каждый знал в стране, победившей фашизм: большинству ветеранов и вдовам солдат в СССР особо нечем было похвастаться в бытовом и материальном плане.
Словом, в итоге кино запретили. Через два года глава Госкино СССР показал фильм Брежневу. Леонид Ильич удивился запрету, не увидев крамолы. Но даже после этого ленте присвоили вторую категорию, что называется, пустили вторым экраном с ограниченным количеством копий.
Зато генсек запомнил кино, и вскоре вдовам погибших на фронте прибавили к пенсиям по 5 рублей. Небольшие деньги, но и не подачка. Например, можно было купить 12 пачек пельменей.
Спасибо создателям ленты, что, посмотрев кино, мы имеем возможность еще раз вспомнить о женщинах, которые через всю жизнь пронесли память о любимых, отдавших жизнь за Родину.
Еще материалы рубрики:
«Следствие ведут ЗнаТоКи». Какие события вынудили актера Каневского остаться в этом проекте
«Хроника пикирующего бомбардировщика». Во время съемок одного актера переехал тяжелый автомобиль
Смотрите также: