1200 90

«Вдовы». Благодаря этой ленте женщинам, не дождавшимся мужей с фронта, увеличили пенсию

Благодаря фильму «Вдовы» женщинам, не дождавшимся мужей с фронта, увеличили пенсию. Подробности – в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

01 9

О чем кино

Односельчанки Александра Матвеевна и Елизавета Егоровна потеряли в годы войны всех своих близких. Когда-то на окраине села они похоронили двух неизвестных солдат и 30 лет ходили к ним на могилу. Хранили залитую кровью фотографию, найденную у одного из погибших. Председатель колхоза предложил опубликовать снимок в газете. После этого к вдовам стали съезжаться люди, которые были уверены: на опубликованном снимке его близкий, пропавший без вести в годы войны.

Тревожный звонок

Lev ArkadevВ 1965 году, накануне празднования 20-летия Победы, журналист Лев Аркадьев опубликовал в газете «Труд» статью о том, как две солдатские вдовы когда-то похоронили двух неизвестных бойцов и ухаживали за могилой. Очерк сопровождался снимком одного из погибших. В редакцию пришли сотни писем, в каждом из которых адресанты утверждали, что это именно их родственник.

Режиссер Сергей Микаэлян родился в 1923 году. Прошел всю войну, был единственным выжившим среди мобилизованных одноклассников.

Но вовсе не зацикливался на теме войны. Посудите сами: фильм «Влюблен по собственному желанию» – тоже его картина, которую постановщик снял по своему сценарию. Однако случай с очерком Аркадьева он запомнил и сразу понял: по мотивам этой истории можно снять кино. Даже начал писать литературную основу, но потом решил: тема ответственная, надо обратиться к профессионалам. К 1975 году сценарий довел до ума литератор с белорусскими корнями Валерий Фрид с соавтором Юлием Дунским, перенеся событие на 10 лет вперед.

Sergej Mikaelyan

Сергей Микаэлян

На деле, задумывая фильм, режиссер хотел обратить внимание на целую социальную группу так называемых солдаток. Эти женщины прожили жизнь без жалоб и злобы за недостаточное к ним внимание государства, хотя многие бедствовали. Они не били себя кулаком в грудь, дескать, мы родных похоронили, погибших ради этой страны. А просто оставались скромными и честными.

За 30 лет с момента окончания войны солдатским вдовам не посвятили ни одной картины, где их история стала бы главной. Микаэлян решил это сделать. Ленту сначала назвал «День победы». Но ему запретили, сказав, что фильм, в котором все «за упокой», называть так нельзя. Это был лишь первый тревожный звоночек.

С ними Ленин

С самого начала постановщик искал хороших исполнительниц, но не звезд. Мы привыкли к тому, что актриса Национального академического театра имени Янки Купалы Галина Макарова в советском кино была постоянной экранной бабушкой. На деле до «Вдов» она снималась в коротких эпизодах. Роль Александры Матвеевны Громовой стала для народной артистки БССР, а позже СССР, первой главной в кино, хотя ей уже исполнилось 57 лет. После выхода ленты наработанный образ стали эксплуатировать из картины в картину.

Вторую вдову — Елизавету Егоровну Петюнину — сыграла Галина Скоробогатова, актриса Государственного академического Малого театра. Ранее она снималась в телеспектаклях. Кинематограф обошел ее стороной.

Borislav Brondukov 1

Борислав Брондуков

Откровенно говоря, роли второго плана в этом кино имели лишь техническое значение, хотя их исполнили некоторые известные актеры. Например, Борислав Брондуков сыграл однополчанина погибшего фронтовика.

Интересна судьба Юрия Каюрова, исполнившего роль военкома. Актер в первой своей картине «В начале века» (1961) на свою голову удачно сыграл Ленина. Потом до конца жизни появлялся в кадре только в образе Владимира Ильича (17 фильмов). Максимум, кого ему разрешали сыграть, это парторги или военачальники.

Запрет

Фильм снимали в 1975 году в Ленинградской области, так как картину создавали на базе киностудии «Ленфильм». Конечно же, обе исполнительницы главных ролей, будучи актрисами столичных театров, в обычной жизни пользовались косметикой и одевались со вкусом. Постановщик попросил обеих на время съемок ходить в одежде деревенских солдаток не только в кадре, но и ездить в ней на обеды в кафе, утром надевать ее в гостиничном номере и так приезжать на съемочную площадку. Нужно ведь было именитым актрисам обжиться в образах. В связи с этим случалось немало конфузов. Например, однажды их не пустили в заведение, где обедала съемочная группа, сказав, мол, бабушки, тут киношники едят, не позорьте нас. В другой раз локация была на площади, которую подметал дворник. Тот стал прогонять их, дескать, идите отсюда, сейчас столичные кинематографисты приедут.

Поскольку большинство сцен парные, процесс съемок не затягивался. Хотя есть в ленте и эпизоды с массовкой. Как рассказывали очевидцы, Микаэлян знал всех членов команды, включая участников массовки, по имени-отчеству. Так и обращался, что вызывало изумление, так как обычно постановщик не в курсе, как зовут сторонних людей, согласившихся постоять за 3 рубля на четвертом плане. Он понимал, что кино получается трогательным. Но по мере приближения к окончанию работы появилось предчувствие грядущих неприятностей. Начальство отсматривало готовые эпизоды, делало замечания. Например, когда к вдовам приехали гости, героиня Макаровой говорила, что в местном магазине ничего нет, не ходите. Заставили переснять сцену, заменив текст на «магазин далеко, в трех километрах». И вообще, история о женщинах, доживающих свой век, не дождавшись с фронта мужей, которым некому помочь в починке их избушки-развалюшки, все меньше и меньше нравилась руководству. Никакой критики в фильме не было. Только то, что каждый знал в стране, победившей фашизм: большинству ветеранов и вдовам солдат в СССР особо нечем было похвастаться в бытовом и материальном плане.

Словом, в итоге кино запретили. Через два года глава Госкино СССР показал фильм Брежневу. Леонид Ильич удивился запрету, не увидев крамолы. Но даже после этого ленте присвоили вторую категорию, что называется, пустили вторым экраном с ограниченным количеством копий.

Зато генсек запомнил кино, и вскоре вдовам погибших на фронте прибавили к пенсиям по 5 рублей. Небольшие деньги, но и не подачка. Например, можно было купить 12 пачек пельменей.

Спасибо создателям ленты, что, посмотрев кино, мы имеем возможность еще раз вспомнить о женщинах, которые через всю жизнь пронесли память о любимых, отдавших жизнь за Родину.

Еще материалы рубрики:

«Шерлок Холмс и доктор Ватсон». Почему Василий Ливанов вел себя на съемках вызывающе, и чем это закончилось

«Следствие ведут ЗнаТоКи». Какие события вынудили актера Каневского остаться в этом проекте

Почему актер Серго Закариадзе заплакал, слушая сценарий фильма «Отец солдата», и как создавали эту культовую ленту

«Старая, старая сказка». Олег Даль отказывался сниматься с Мариной Нееловой, но творческий тандем состоялся

«Хроника пикирующего бомбардировщика». Во время съемок одного актера переехал тяжелый автомобиль

Смотрите также:

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Мороз ночью и до +3 °С днем ожидаются в Беларуси 24 ноября

Облачно с прояснениями будет в республике 24 ноября, температура воздуха ночью составит -1…-7 °С, днем – -2…+3 °С, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на «Белгидромет».

22 10 2024 priroda osennie parki foto terehina 26 kopiya

Фото носит иллюстративный характер

В воскресенье местами по стране прогнозируются небольшой снег, не исключая мокрого, и слабый гололед, а ночью и утром – слабый туман. На отдельных участках дорог гололедица. Ветер будет умеренным, его порывов не предвидится.

В Бресте и Гродно в дневные часы ожидается +1…+3 °С, Минске, Витебске и Могилёве – -1…+1 °С, в Гомеле – 0…+2 °С.

В. Полякова-Макей о сотрудничестве с Мурманском: можем обменяться интересным опытом в сфере культуры

Вопросы сотрудничества в области культуры обсудили в Минске директор Белорусского государственного академического театра юного зрителя Вера Полякова-Макей и председатель комитета по культуре администрации города Мурманска Елена Крынжина, передает корреспондент агентства «Минск-Новости».

img 6102 kopiya

Культурная дружба между городами-героями началась 19 ноября, когда Белорусский государственный академический театр юного зрителя представил спектакль «Мастер и Маргарита» на II Международном театральном фестивале «Арктическая сцена» в Мурманске.

— Два года назад я приезжала на фестиваль «Арктическая сцена» со спектаклем «Каренина». Мы подружились с председателем комитета по культуре Еленой Крынжиной и другими известными деятелями культуры Мурманской области и договорились о встрече в Минске, — рассказала В. Полякова-Макей.

В фестивале поучаствовали 14 театров из России, Беларуси, Армении, Казахстана и Сербии. Коллективы привезли спектакли, основанные на всемирной классике и шедеврах русской литературы.

— На фестиваль мы не смогли привезти свои декорации: играли на белых простынях, тканях и стульях из подбора — только голый талант. Нас высоко оценили зрительское и профессиональное жюри. Дмитрий Климович получил награду за лучшую роль второго плана, а я — за лучшую женскую роль. Мы несказанно этому рады, — поделилась директор.

img 6092 kopiya

Международный театральный фестиваль «Арктическая сцена» организован Мурманским областным драматическим театром и региональным отделением Союза театральных деятелей России при поддержке правительства Мурманской области.

— Сегодня к нам приехала известный театральный деятель Елена Крынжина, и в нашем театре проходят переговоры по вопросам перспектив развития взаимодействия между театрально-зрелищными организациями Минска и Мурманска. Мы очень хотим организовать масштабные гастроли с Мурманском, так как уверены, что можем обменяться интересным опытом друг с другом в сфере культуры, —сообщила В. Полякова-Макей.

В Минске коллеги из Мурманска презентовали спектакль детской театральной школы «Дети военного Мурмана».

img 6113 kopiya

— Это не просто общение, а развитие связей между культурно-досуговыми учреждениями. Мы обсуждаем вопросы библиотечных систем, домов и дворцов культуры, взаимодействие музыкальных и театральных школ. И, конечно, речь идет о дополнительном образовании в сфере культуры. Я считаю, что это крайне важно, поскольку у нас общее культурное пространство, и в условиях Союзного государства открываются большие перспективы для взаимного культурного сотрудничества, — отметила Е. Крынжина.

После переговоров состоялся показ спектакля по пьесе Николая Гоголя «Женитьба».

— Это одна из наших последних премьер. Легкий, свежий и необычный спектакль, созданный молодым режиссером. Мы считаем, что молодые должны ставить спектакли для молодежи. Энергия такой режиссуры находит отклик как у юного зрителя, так и у старшего поколения. Наш слоган — «от 0 до 99 лет», и мы с радостью приглашаем зрителей всех возрастов на постановки, — подытожила директор В. Полякова-Макей.

Фото автора